Роль торговли в формировании потребительского рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:01, реферат

Краткое описание

В настоящие время в условиях жесткой конкуренции на рынке потребительских товаров большое значение в успешной деятельности любой торговой фирмы имеет правильная организация торгового обслуживания.

Файлы: 1 файл

роль торговли в формировании потребительского рынка.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

   В настоящие время в условиях жесткой  конкуренции на рынке потребительских  товаров большое значение в успешной деятельности любой торговой фирмы  имеет правильная организация торгового  обслуживания.

       Торговое обслуживание – это,  с одной стороны , обслуживание потребителей , предоставление услуг , непосредственно направленных от человека к человеку ; а с другой стороны , это – обслуживание материального характера , которое направлено не на человека , а на перемещение предметов (товаров ) и косвенно действует на население как на потребителей в целом и конкретно на каждого отдельного человека .

       Эти формы торгового обслуживания  имеют моральное содержание и  моральное влияние, поскольку  непосредственно касаются людей.

       Торговое обслуживание для покупателей, входящих в торговый зал начинается с улыбки продавца, с чистоты и порядка , с изобилия товаров в магазине . Покупателю приятно , когда для него создан красивый экстерьер и интерьер , организован сервис дополнительных услуг и т.д. Всё это возникает не вдруг , а в результате долгого и упорного труда .

       Торговое обслуживание – это  комплексное понятие , которое  включает в себя такие понятие  , как «качество торгового обслуживания  », «культура торговли» , «культура  обслуживания» , «уровень обслуживания», « в основе этих понятий лежит забота о покупателе , который должен иметь возможность с наименьшими затратами времени и наибольшими удобствами приобрести в торговле всё необходимое » .

       Главным направлением развития  торговой фирмы в настоящие время и в перспективе является значительное повышение торгового обслуживания покупателей , что имеет большое социально – экономическое значение .

       С социальной стороны , со стороны  обслуживания населения деятельность  торговых предприятий рассматривается как удовлетворение потребностей населения в определенных предметах потребления в обмен на эквивалентное количество денежных средств и как особая целенаправленная деятельность работников торговли по организации процесса купли –продажи в наиболее удобных для покупателей условиях , содействующая более полному удовлетворению конкретных потребностей покупателя . Для торговли на первом месте стоят проблемы поиска эффективных методов торгового обслуживания , улучшения режима работы торговых предприятий , дальнейшего повышения уровня обслуживания населения , сокращение затрат времени на приобретение товаров и т . д .

       Высокий уровень торгового обслуживания  может быть достигнут лишь  в результате тесного взаимодействия  всех звеньев торговли , снижения  издержек потребления и предоставления разнообразных услуг населению .

       Качество торгового обслуживания  находится в полной зависимости  «от достигнутого уровня производства  предметов потребления в стране  и имеющихся ресурсов для его  удовлетворения и выражается в количестве и качестве товаров , условиях их приобретения , затратах времени покупателей и качества услуг , культуре обслуживания».

       Большинство ученых оценивая  качество торгового обслуживания , единодушно рассматривают его  исходя из затрат времени покупателей на приобретение товаров и условий , в которых покупатель совершает покупку. Качество торгового обслуживания , по их мнению , определяется или как «минимальное время , затраченное на приобретение товаров , и комфорт обслуживания» , или как « целый комплекс торгового обслуживания от формирования потребностей на изделия до окончательной подготовки его потребителю» , или как « оптимизация затрат для покупателей и для сферы обслуживания» . Некоторые авторы оценку качества торгового обслуживания предлагают оценивать « как степень удовлетворения общественной или личной потребности в процессе приобретения материальных благ» , хотя это является главным предназначением торговли потребительскими товарами.

       Наибольший разброс мнений о  качестве торгового обслуживания имеется в учебниках по торговым дисциплинам для техникумов и вузов . Типичный пример тому – учебник «Организация торговли» , авторы которого разделяют понятие «качество торгового обслуживания» , «культура обслуживания» и «культура торговли» . При этом содержание названых понятий не раскрывается , а приводится лишь перечень их составляющих.

       Включения того или иного элемента  в характеристику понятий «качество  торгового обслуживания», «культура  торговли» не имеет достаточного  обоснования и является спорным . Так , в одном из учебников авторы дают определение понятию «качество торгового обслуживания», включают в него состояния материально-технической базы розничной торговли , применение прогрессивных , удобных для населения форм продажи товаров и методов обслуживания , соблюдение правил торговли , установление удобного для покупателей режима роботы торговых предприятий , состояние рекламы в информации покупателей. Авторы учебника под понятием « культура обслуживания» подразумевают организацию обслуживания покупателей. При характеристике « культуры торговли » говорится : « Покупатель должен сделать все покупки с наименьшими затратами времени ». Очевидно , что организация торгового обслуживания покупателей - « составляющая культуры обслуживания » - адекватна состоянию материально-технической базы и применению прогрессивных форм продажи и методов обслуживания ( составляющих « качество торгового обслуживания » ). А возможность покупателей « совершать покупки с наименьшими затратами времени » ( составляющая понятие « культуры торговли » ) неотрывно связана как с состоянием материально-технической базы , применением прогрессивных форм , так и с организацией обслуживания покупателей .

       Разделение трёх вышеназванных  понятий касается деятельности конкретных торговых предприятий и характерно для торговли в целом . Так , М.И.Баканов рассматривает качество торгового обслуживания с позиции скорости торгового обслуживания населения , широты и стабильности ассортимента товаров , внедрения прогрессивных форм продажи товаров , завершенности покупки .

       В современных условиях качество  торгового обслуживания – важнейшая  характеристика торговли.

       На уровне хозяйствующего субъекта  целесообразно сохранить определенные  качества торгового обслуживания . Под понятием «качество торгового обслуживания » нами подразумевается создание на конкретном торговом предприятии наиболее благоприятных условий для выбора и покупки населением нужных товаров и оказания предусмотренных услуг .Культура торгового обслуживания , по нашему мнению , является составляющей и понятия «качество торгового обслуживания » , и понятия «культура торговли » . Она определяется степенью развития прогрессивных форм и методов продажи , качеством условий , созданных для покупателей, качеством управления торговым обслуживанием , умело преподносимой рекламой и информацией , профессионализмом кадров , выполнением обязанностей продавцами , культурой общения , организацией изучения спроса .

       Основным условием высокой культуры  торгового обслуживания является постоянное наличие в продаже всех необходимых населению товаров . Рост материального благосостояния народа и его покупательской способности вызывает необходимость расширения ассортимента , повышение качества и питательной ценности продовольственных товаров , воспитание эстетического вкуса и разумных потребностей населения в пищевых продуктах с учетом физиологических норм

Важным  средством повышения культуры торгового  обслуживания является техническое  оснащение различных торговых предприятий , механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ , использование совершенных технологий доставки и продажи товаров в тарооборудование .

       Культура торгового обслуживания  – это и хорошо организованная  реклама , широкая информация  для покупателей о свойствах  , качестве товаров и т. д.

       Повышение культуры торгового  обслуживания предлагает строгую  дисциплину , чёткость и оперативность в работе , знание работниками магазина товаров , их особенностей ; умение дать совет (консультацию ) покупателю ; совершенное владение различными операциями , связанными с продажей товаров ; красивое внешнее и внутреннее оформление магазина , опрятный внешний вид продавца , умение держать себя , быть вежливым , доброжелательным , тактичным .

       Необходимым условием повышения  культуры торгового обслуживания  является также соблюдение правил  торговли ; установление постоянного  контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей , организаций труда , трудовой дисциплиной.

       Большое значение имеет внедрение  различных форм стимулирования  отдельных работников и коллектива  всего торгового предприятия  за повышение качества торгового  обслуживания . В этом отношении важную роль сыграла система управления качеством труда в магазинах , которая способствует укреплению трудовой дисциплины , сокращению количества жалоб , повышению ответственности каждого работника за выполнение своих обязанностей .

       Действенными средствами повышения культуры торгового обслуживания покупателей являются совершенствование воспитательной работы в коллективе , повышение квалификации и творческой инициативы работников , применение новых форм и методов организации труда .

       Ученые изучающие проблемы отрасли , утверждают , что из-за грубости продавцов крупные торговые предприятия теряют от 10 до 15%

       товарооборота . Они же установили , что , когда человек обдумывает  покупку , на его решение влияет  не только собственное настроение , но и обстановка в торговом зале , слова продавца . Устная речь для продавца – это слагаемое его профессионального мастерства , слово настолько сильное оружие , владея которым продавец властен поднять испорченное настроение или , наоборот , нанести обиду . Например , юная , стройная девушка-продавец сказала , увы не юной и , увы , не стройной женщине : «Это вам не подойдёт . Это не для вас ! ». Сказала спокойно , даже дружелюбно , и убрала узенькие брюки с прилавка , не заметив даже , как у женщины вдруг вспыхнуло лицо и как поспешно та ушла , сгорбившись точно от удара .

       Поэтому необходимо повышать  уровень культуры торгового персонала  , его профессиональные знания , вежливость  и предупредительность по отношению  к покупателям , умение чётко и тактично выполнять порученные функции .

       Важным требованием повышения  качества торгового обслуживания  является знание персоналом магазинов  психологии покупателей . Эти  знания должны помогать работникам  торговли изучать типы и психологические  особенности покупателей , мотивы совершения покупок , знать особенности восприятия покупателями различных товаров , владеть приемами сосредоточения их внимания на предлагаемых товарах , уметь возбудить интерес и желание к покупке тех или иных продуктов .

       Без знаний основ психологии людей , их ощущений , восприятий , эмоций , желаний ни один работник магазина не сможет сейчас по-настоящему выполнять свои функции обслуживания покупателей .

       Психологические факторы должны  помогать продавцам хорошо обслуживать покупателей , убедить их в целесообразности покупки товаров в их же собственных интересах . Покупатель всегда должен видеть в продавце защитника , его покупательских интересов , а не купца , во чтобы то ни стало желающего продать товар . Именно в этом состоит в первую очередь сложное искусство взаимодействия продавца с покупателем .

       Для повышения качества торгового  обслуживания существенное значение  имеет использование разнообразных  и качества услуг .

       Услуга в нашу торговлю входила  медленно , даже болезненно . В первые годы считалось , что предприятию необходимо реализовать товар и получить за него деньги . Всё остальное забота самого покупателя .

       Сегодня характер и количество  предоставляемых услуг характеризует  уровень культуры торгового обслуживания .

       Торговое предприятия оказывают  потребительские услуги . Их сущность  заключается в удовлетворении  потребностей покупателей , в  разнообразных видах услуг , связанных  с жизнедеятельностью человека .

       Торговые услуги – это не только удобства , но и экономия времени покупателей .

       В крупном универмаге покупателю  предоставляется до пятидесяти  различных услуг. Специалисты  могут дать консультацию о  правилах и порядке пользования  технически сложными товарами, продемонстрировать новинки в действии.

       Услуга рождалась в нашей стране  в торговле стихийно. Администрация  каждого магазина самостоятельно  решала, сколько видов услуг предоставить  покупателю, каков должен быть  их объем.

       Любая торговая услуга должна  быть удобной для покупателей и прибыльной для тех, кто ее оказывает. Только тогда она получит массовое распространение. Преставление широкого круга качественных услуг в магазинах способствует росту товарооборачиваемости, а, следовательно, положительно влияет на прибыльность предприятий. Безусловно, набор и качество услуг зависят от типа специализации, месторасположения магазина, условий для оказания качественных услуг, квалификации работников. (22 с.109)

Информация о работе Роль торговли в формировании потребительского рынка