Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:14, курс лекций
Раскрыты сущность, история развития, основные виды и формы рекламной деятельности. Рассмотрены психологические механизмы влияния рекламы на потребителя. Показаны преимущества и ограничения определенных видов рекламных средств. Рассмотрены организационные аспекты рекламной деятельности и взаимоотношений участников рекламного процесса, основные критерии и методы изучения эффективности рекламных мероприятий.
дидактический ПЛАН 4
ЛИТЕРАТУРА 5
тематический ОБЗОР 6
1. Понятие о маркетинге и рекламной деятельности 6
1.1. Понятие, сущность и задачи рекламы. Реклама как
функция маркетинга 7
1.2. История развития рекламы 11
1.3. Правовое регулирование рекламной деятельности 21
2. Общая характеристика рекламы и рекламных средств 25
2.1. Виды рекламы и рекламных средств 25
2.2. Цели, задачи и особенности применения различных
рекламных средств 29
3. Психология рекламной деятельности и воздействия рекламы
на потребителя 32
3.1. Мотивы обращения к рекламе и типология потребителей 32
3.2. Психологические закономерности восприятия и оценки
рекламы 38
3.3. Учет психологических аспектов воздействия рекламы
на потребителя при организации рекламной деятельности 45
4. Технология рекламной деятельности 60
4.1. Организация и управление рекламной деятельностью 60
4.2. Этапы рекламной деятельности 65
4.3. Факторы и критерии эффективности рекламной деятель-
ности 67
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 75
ГЛОССАРИЙ*
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- утилитарные мотивы, в основе которых лежит стремление людей к оптимальному обустройству быта и жизнедеятельности за счет приобретения качественного и функционально практичного товара;
- эстетические мотивы, подчеркивающие изысканность вкуса владельца данного товара;
- мотивы престижа, свидетельствующие о “принадлежности” владельца товара к избранной категории людей определенного, достаточно высокого статуса;
- мотивы референтного уподобления, когда человек стремится “присоединиться” к группе популярных или значимых для него людей, которые являются обладателями данного товара или рекламируют его;
- мотивы традиции, свидетельствующие о принятии человеком традиционных ценностей, свойственных представителям данной страны, социальной группы, семьи;
- мотивы творческой самореализации и достижения, характеризующие стремление человека посредством приобретения необходимых товаров и услуг удовлетворить свою потребность в самосовершенствовании и самопрезентации собственных достижений.
На покупку товара всегда влияет определенный комплекс экономических, социальных, психологических и географических факторов. В одних случаях одни и те же факторы играют решающую роль, в других – весьма незначительную. Потребители обычно знают, для какой цели совершают покупки, но не всегда могут объяснить мотивы при выборе того или иного товара. Так, для некоторых потребителей решающим мотивом является удовольствие, получаемое ими от покупки, хотя через некоторое время купленный товар перестает их интересовать. Этот мотив зачастую бывает более сильным, чем такие традиционные мотивы, как практичность, технический уровень изделия. Нередко мотив облегчения труда в домашнем хозяйстве оказывается малоэффективным, хотя самоочевидность его, казалось бы, не требует аргументов. Так, многие покупатели, особенно в магазинах самообслуживания, предпочитают одни товары другим под влиянием их внешнего вида, руководствуясь при этом иррациональными мотивами.
В качестве мотива может выступать верность потребителя своей марке. Иногда такая приверженность к одной и той же марке товара поддерживается с большим трудом. Возникающие соблазны и желание купить товар другой марки, показавшийся более привлекательным, вызывают у потребителя определенную внутреннюю напряженность, которая опирается в таких случаях на прочное и глубокое постоянство – традиции и привычки.
На формирование отдельных мотивов влияет авторитет. Авторитетное лицо (общественный деятель, ученый, киноартист и т.д.) может оставить в психике потребителя глубокий след. Так, потребитель может копировать у авторитетного лица навыки, отношение к определенным вещам, манеры поведения, стиль одежды. Такое подражание не всегда осознанно, так как потребитель не всегда понимает, что в своем поведении, способе одеваться он руководствуется навыками, почерпнутыми у другого лица.
Под влиянием собственных или заимствованных, зачастую несовершенных, вкусов и других факторов у потребителя могут формироваться мотивы, не способствующие рациональному потреблению товаров. Таким образом, расширение и обновление ассортимента товаров, с одной стороны, создает для покупателей возможность более полного удовлетворения потребностей, и в то же время эти факторы влияют на увеличение вероятности ошибок при выборе, т.е. способствуют нерациональному выбору товаров.
В психологии потребителя важно учитывать и такой мотив, как уровень притязаний, который зависит прежде всего от материального положения потребителя, его образования, возраста и профессии. Притязание может быть пассивным – это ожидание, по определению И.Канта, “желание без приложения сил”. Активное притязание – это борьба за полномочия, направленная на определенные объекты желаний.
Уровень притязаний потребителя обычно соответствует его духовному миру, манерам поведения, ценностным ориентациям. Ориентации тесно связаны со структурой мировоззрения личности и свидетельствуют о желании приблизиться к социальному или эстетическому уровню той или иной социальной группы. Готовые ориентации потребитель может заимствовать у других лиц. Чрезвычайно высокий уровень притязаний является следствием ошибочной манеры поведения, неверного понимания своего назначения, оценки собственного своеобразия, индивидуальности и призвания. Дисгармония между уровнем притязаний и реальными возможностями возникает из-за переоценки потребителем своих экономических возможностей или особенностей психических склонностей (нереальные мечты, завышенные требования и т.д.).
Важную роль в процессе мотивации играют привычки, навыки, представления, вкусы потребителей. Они возникают на основе многократного удовлетворения конкретной потребности. В результате то или иное действие по отношению к продукту становится для потребителя необходимостью. У него появляется готовность к определенному действию, например, покупке товара или систематическому употреблению в пищу того или иного продукта.
В результате между потребностью и поведением потребителя устанавливается прямая и кратчайшая связь. Потребность непосредственно вызывает привычное действие – покупку того или иного товара. Таким образом, поведение потребителей автоматизируется, превращается в покупательские привычки, которые постепенно перестают осознаваться. Поведение потребителей – все виды активной деятельности человека, которые появляются и реализуются на рынке потребительских товаров и услуг.
Такие привычки, основанные нередко на простом подражании, можно частично изменить под влиянием рекламы. К примеру, только благодаря большим усилиям рекламы удалось изменить предубежденное отношение потребителей к маргарину.
Потребительские привычки основываются на многочисленных факторах: социальных, культурных, климатических и т.д. Традиции и привычки могут оказать серьезное противодействие новому товару, поступившему на рынок. В то же время на основе привычек и традиций, существующих в той или иной местности, можно строить целую рекламную кампанию.
В рыночных условиях знание мотивационной психологии потребителя – своего рода ключ к овладению рынком сбыта товаров.
По мнению западных психологов рекламы, на человека оказывают сильное воздействие мотивы страха смерти и подсознательные комплексы. Этим широко пользуются при рекламе отдельных товаров. Неудивительно, что чувством страха пользуются в рекламной кампании прежде всего те фирмы, которые торгуют лекарствами, медицинскими препаратами, предметами ухода за больными. Используют этот фактор и автомобильные компании, рекламируя более высокую безопасность своих автомобилей, автопокрышек, ремней безопасности и т.д.
Мотивационная психология потребителей подкрепляется теорией Фрейда о подсознательных комплексах. Смысл фрейдистских методов сводится к использованию в рекламе затаенных биологических и сексуальных импульсов и инстинктов человека. Особенно широко используются сексуальные мотивы при рекламе парфюмерно-косметических товаров, предметов одежды, средств личной гигиены, книг и других изделии.
Смысл подобного рода рекламы весьма прост – употребление того или иного вида косметики, духов, мыла, шампуня, зубной пасты делает вас неотразимой (неотразимым), сексуально привлекательной (привлекательным) для мужчин или женщин. Рекламные вариации могут быть самыми разнообразными. Можно представить, какое направление мыслей вызовет у большинства молодых людей следующее объявление о новой книге, опубликованное в одной французской газете: “Все, что должна знать молодая девушка перед замужеством. Захватывающая книга с рисунками. Высылайте столько-то франков в адрес издательства – и вы получите эту книгу!”. В адрес издательства пошел поток оплаченных заказов. Но любопытство было жестоко наказано: издательство рассылало заказчикам кулинарную книгу.
Объявить издательство в недобросовестной рекламе было невозможно. Ведь все обещания рекламы были исполнены: искусство кулинарии необходимо будущей молодой жене, в тексте книги есть иллюстрации, для многих кулинарная книга – захватывающее чтение.
В свое время знаменитый заокеанский дизайнер модной одежды Келвин Кляйн широко использовал сексуальные мотивы при рекламе нижнего белья юношами и девушками, что вызвало протесты пуритански настроенной части населения США. Для рекламы джинсов в очень пикантном ракурсе выступила 15-летняя топ-модель и киноактриса Брук Шилдс, которая проворковала, что ее джинсы Calvin Klein так приятны и хороши, что между ними и той частью тела, которую они прикрывают, ничего больше нет. Объем продаж упомянутых джинсов сразу возрос вдвое, и потребительские свойства товара никак на это не повлияли, просто эти джинсы в сознании людей обрели нечто, на их качество никак не влияющие, но гораздо более “мановое” – сексуальность. Кляйн один из первых понял, что умеренная скандальность приносит больше дохода, чем огромные затраты на прямую рекламу.
Психологи, ссылаясь на проведенные исследования, утверждают, что нельзя создать у человека какую-то новую потребность, можно лишь актуализировать уже имеющуюся. Это касается потребности в том или ином товаре, это же касается сексуальной потребности. Однако подобная реклама не должна переходить в порнографию, она уместна лишь для определенной аудитории и определенного товара и, как правило, недопустима в детских, семейных передачах.
В результате приобретения различными вещами, услугами, характером отдыха и т.п. роли своеобразных символов определяющих статус и положение людей (обладающих ими) в обществе, появляется стремление у многих людей казаться стоящими хотя бы на одну ступеньку выше своего действительного положения. Возникает желание купить, хотя бы в долг, в рассрочку дом, автомобиль, холодильник самой дорогой марки, телевизор самой последней модели. Эту погоню за “атрибутами респектабельности” умело эксплуатируют специалисты рекламы.
В итоге рекламных ухищрений, эксплуатирующих соответствующие потребности людей, потребитель зачастую покупает не косметику, а “красоту”, не сигареты, а “мужественность”, не автомобиль, а “солидность” и т.д. Таким образом человек покупает черты собственного “я” – такого, каким оно ему представляется в свете идеалов, созданных рекламой. Использование в рекламных целях имен известных писателей, поэтов, композиторов, общественных деятелей также опирается на использование подсознательных инстинктов, связанных со стремлением человека подражать знаменитым людям.
Таким образом, перечисленные группы мотивов могут являться более или менее актуальными для людей в настоящий момент. Это зависит от степени удовлетворенности его основных потребностей и от знания возможных способов их удовлетворения. Задача рекламы – четко показать человеку какую потребность удовлетворяют предлагаемые ему услуги и товары.
3.2. Психологические закономерности восприятия
и оценки рекламы
Для того, чтобы заставить человека совершить нужную (с точки зрения рекламодателя) покупку, необходимо осуществление определенной деятельности. Данная деятельность рекламодателя будет иметь больший эффект, если она опирается на знание психологических механизмов (или закономерностей) воздействия на человека. Так, в мировой рекламной практике для определения последовательности психологического воздействия, способного привести к желаемому результату – покупке товара – давно применяется формула AIDA, где:
А – внимание (attention);
I – интерес (interest);
D – желание (desire);
A – активность (activity).
AIDA – формула, используемая для определения желаемого воздействия рекламы, в соответствии с которой реклама сначала должна привлечь внимание (attention), затем возбудить интерес (interest) к содержанию рекламного сообщения, желание приобрести товар (desire) и активность в направлении его приобретения (activity). Данная формула содержит обязательную программу действий рекламодателя для достижения целей рекламной деятельности. Каждый этап психологического воздействия рекламы на потребителя требует определенных методов и способов рекламного воздействия.
Привлечение внимания. Первый элемент формулы AIDA – внимание (т.е. сосредоточение психической деятельности человека на каком-либо объекте). Внимание является функцией психики и представляет собой динамическую характеристику психики и деятельности. Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Физиологической основой внимания является наличие концентрации возбуждения в определенных участках коры головного мозга при одновременном торможении остальных участков коры.
Основными свойствами внимания являются: распределение, переключение, концентрация, отвлечение, объем, интенсивность.
Считается, например, что взрослый человек может одновременно охватить вниманием 5-7 объектов. При уменьшении числа объектов внимание становится более концентрированным, что способствует более глубокому их восприятию. Таким образом, если изобразительная часть рекламы перегружена деталями, зритель не успевает воспринять весь объем изображения.
Непроизвольное внимание к рекламному средству вызывается его внешним видом или свойствами, выступающими в роли раздражителя: динамичность, интенсивность, контрастность, размер. Чем интенсивнее раздражитель воздействует на органы чувств человека, тем выше степень внимания к нему. Такими раздражителями могут быть броский рекламный лозунг, острый сюжет телефильма, необычные форма и размеры рекламного средства и т.п. Однако такие способы интенсификации внимания к рекламе имеют определенные границы – порог восприятия. Превышение этого порога приводит к тому, что люди перестают воспринимать “кричащую” рекламу.
Наиболее пристальное внимание реклама привлекает благодаря своей необычности, уникальности, новизне.
Важным фактором в процессе привлечения внимания рекламой является соответствие ее раздражителей внутреннему состоянию и потребностям лица, которому она адресована. Восприятие человека отбирает из рекламного сообщения лишь самое нужное для его жизнедеятельности и не воспринимает то, что субъективно не представляется ему необходимым.
Информация о работе Психология маркенговых исследований и рекламной деятельности