Психология маркенговых исследований и рекламной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Краткое описание

Раскрыты сущность, история развития, основные виды и формы рекламной деятельности. Рассмотрены психологические механизмы влияния рекламы на потребителя. Показаны преимущества и ограничения определенных видов рекламных средств. Рассмотрены организационные аспекты рекламной деятельности и взаимоотношений участников рекламного процесса, основные критерии и методы изучения эффективности рекламных мероприятий.

Оглавление

дидактический ПЛАН 4

ЛИТЕРАТУРА 5

тематический ОБЗОР 6

1. Понятие о маркетинге и рекламной деятельности 6

1.1. Понятие, сущность и задачи рекламы. Реклама как

функция маркетинга 7

1.2. История развития рекламы 11

1.3. Правовое регулирование рекламной деятельности 21

2. Общая характеристика рекламы и рекламных средств 25

2.1. Виды рекламы и рекламных средств 25

2.2. Цели, задачи и особенности применения различных

рекламных средств 29

3. Психология рекламной деятельности и воздействия рекламы

на потребителя 32

3.1. Мотивы обращения к рекламе и типология потребителей 32

3.2. Психологические закономерности восприятия и оценки

рекламы 38

3.3. Учет психологических аспектов воздействия рекламы

на потребителя при организации рекламной деятельности 45

4. Технология рекламной деятельности 60

4.1. Организация и управление рекламной деятельностью 60

4.2. Этапы рекламной деятельности 65

4.3. Факторы и критерии эффективности рекламной деятель-

ности 67

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 75
ГЛОССАРИЙ*
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Файлы: 1 файл

Лекции - Психология маркетинговых исследований и рекламной деятельности.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

Реклама от имени производителей и торговых посредников в по­давляющем большинстве случаев носит коммерческий характер и осуществляется самостоятельно или сообща для достижения общих целей.

Реклама от частных лиц реализуется в форме объявлений о купле-продаже, о знаменательных событиях и т.д.

Реклама от имени правительства и общественных институтов но­сит некоммерческий характер и способствует достижению определен­ных целей в сфере общественной жизни, а также в пропаганде опре­деленных политических идей, партий, деятелей и т.д.

6. По месту применения рекламные средства подразделяют на внутримагазинные (указатели, ценники, памятки, выкладка товаров, демонстрация одежды, устная реклама и др.) и внешние (объявления и статьи в газетах и журналах, уличные транспаранты, вывески магази­нов и др.). Внешняя реклама – общее название рекламных средств, размещаемых на фасадах домов, на транспорте и автомобильных дорогах.

7. В зависимости от охватываемой рекламной деятельностью тер­ритории выделяются: локальная реклама (масштабы – от конкретно­го места продажи до территории отдельного населенного пункта); ре­гиональная реклама (охватывает определенную часть страны), обще­национальная реклама (в масштабах государства) и международная реклама.

8. В зависимости от предмета рекламы различают рекламу товара (услуги) и рекламу предприятия. На практике часто одновременно рекламируют товар (услуги) и товарный знак или знак фирмы.

9. По времени воздействия: разовая (например, витрина), серийная (например, серия объявлений), сезонная (например, объявления о сезонной торговле, отдыхе на курортах), систематическая (например, реклама товарного знака).

Все указанные классификации рекламных средств недостаточно приемлемы для практического использования. В этой связи наиболее удобна классификация, в основу которой положен признак отношения средства рекламы (носителя рекламной информации) к объекту рек­ламирования. При этом в одних случаях в качестве носителя реклам­ной информации может выступать сам объект рекламирования (то­вар), а в других – носитель рекламной информации отделен от объ­екта рекламирования во времени и в пространстве.

В соответствии с этим признаком, все средства рекламы можно подразделить на три группы:

- демонстрационные средства рекламы, основанные на де­монстрации объекта рекламирования;

- изобразительно-словесные средства рекламы, в основу которых положено описание и изображение объекта рекламирования;

- демонстрационно-изобразительные — сочетающие демон­страцию и изображение объекта рекламы.

Демонстрационные средства рекламы, в свою очередь, подразделяются на три подгруппы: выкладка товаров, демонст­рация товаров в действии, дегустация.

Изобразительно-словесные средства рекламы подразде­ляются на семь групп: печатная, кинодиапозитивная и фоторек­лама, живописно-графическая, световая, телевизионная, устная, ра­диореклама.

В группу демонстрационно-изобразительных средств входят витрины, муляжи, макеты.

Данная классификация не ограничивается никакими пределами, позволяя включать в нее любые вновь появившиеся рекламные сред­ства.

 

2.2. Цели, задачи и особенности применения различных рекламных средств

 

Выбор рекламных средств. При выборе рекламных средств необходимо помнить, что ни один товар или услуга не могут быть проданы всем людям без исключения, в любое время года, везде и при всех обстоятельст­вах. Ни один субъект рекламы не может позволить использовать од­новременно все рекламные средства и распространять их в неограни­ченном масштабе.

Успех рекламного сообщения зависит от того, где и когда оно опуб­ликовано. Прежде чем выбрать тот или иной виды рекламы, необходи­мо определить цель рекламного мероприятия. Цели могут быть самыми разными, зависят они от представления самого рекламодателя.

Основными целями могут быть следующие:

1. Формирование у потребителя определенного уровня знаний о конкретном товаре или услуге.

2. Формирование благоприятного образа фирмы.

3. Формирование убеждения в необходимости приобретения това­ра или услуги.

4. Формирование доброжелательного отношения к фирме.

5. Пропаганда положительного опыта и традиций данной фирмы с целью побуждения потребителя обратиться именно к ней.

6. Побуждение к приобретению именно данного товара у конкрет­ной фирмы.

7. Формирование потребностей и стимулирование сбыта товара или эксплуатации услуги.

8. Увеличение объема товарооборота и ускорение оборачиваемо­сти товаров.

9. Стремление сделать данного потребителя постоянным покупа­телем данного товара, постоянным клиентом фирмы.

10. Формирование у других фирм образа надежного партнера.

11. Поддержание репутации фирмы на желаемом уровне.

Практика показывает, что в одном рекламном мероприятии, как правило, цели пересекаются. В этой связи все цели рекламы мож­но объединить в три группы.

В первую группу входят цели (2, 3, 10, 11), которые форми­руют имидж фирмы. Задачи такой рекламы сводятся к ознакомлению потребителей с товаром или услугой, их назначением, характеристи­ками, которые получает покупатель, если обращается в конкретную фирму. Такой вид рекламы действует широко, рассчитан на перспек­тиву и позволяет закрепить в сознании большого круга людей поло­жительный образ товаров или фирмы. Для формирования имиджа фирмы могут использоваться рекламные ролики в кино и на телевиде­нии, рекламные щиты, реклама в периодической печати, на транспор­те и т.д.

Во вторую группу можно включить цели (1, 5, 6, 7, 8), от­носящиеся к стимулирующей рекламе, так как рекламные средства этой группы направлены на стимулирование сбыта.

Окончательными целями стимулирующей рекламы является по­вышение объема оборота и интенсивная продажа товара. Достигаются эти цели средствами, вызывающими заинтересованность публики, за­крепление в ее памяти рекламируемых товаров (услуг) и желание про­извести покупку товара (услуги) и т.д. Стимулирующая реклама явля­ется также составной частью имидж-рекламы. В качестве рекламных средств, обеспечивающих эффективность стимулирующей рекламы, используются теле- и радиореклама, выставки, реклама в периодиче­ских печатных изданиях, прямая почтовая рассылка и т. д.

Третью группу составляют цели (5, 9, 10), которые позволя­ют с помощью рекламных средств обеспечить стабильность как в реа­лизации товаров (услуг), так и в отношениях потребителей к фирме. Для этого используются такие средства, как выставки, прямая почто­вая рассылка постоянным партнерам отчета о годовой деятельности фирмы, скрытая реклама в виде статей о товарах и деятельности фир­мы и др.

Правильный выбор рекламных средств заключается в том, чтобы отобрать именно те, которые позволят решить данную рекламную цель наиболее эффективно.

При выборе средств рекламы желательно ответить на следующие вопросы:

- кого мы хотим охватить? (т.е. кто является наиболее вероятным потенциальным потребителем);

- где сосредоточено большинство потенциальных покупателей?

- что представляет собой обращение?

- когда размещать объявления? (определение точного времени и периодичности рекламы).

Ниже представлены преимущества и недостатки основных средств распространения рекламы (таблица 2).

Вид рекламы

Положительные стороны

Недостатки

1. Телереклама

        большой радиус действия рекламы

        массовый характер воздействия на большое число потребителей (особенно в вечернее время)

        широкие возможности полимодального воздействия на человека, возможность показать применение товара на практике

        высокая стоимость

        трудность определения эффективности рекламной акции

        небольшая продолжительность передачи не дает исчерпывающих сведений о товаре

        меньшая избирательность аудитории

        эпизодический характер

2. Радиореклама

        своевременность и оперативность доведения информации

        превышение в определенное время суток (примерно с 8 до 17 часов) числа радиослушателей над телезрителями

        относительная дешевизна

        непринужденность формы обращения, живая речь

        отсутствие возможности наглядно показать товар

        необходимость обязательного повторения информации для ее запоминания

        мимолетность рекламного контакта

3. Газетная реклама

        быстрота воздействия на потребителя

        широкий круг освещаемых вопросов

        экономичность в сочетании с достаточной подробностью изложения характеристик товара

        высокая достоверность

 

        требуется «активная» работа потребителя по чтению газеты

        относительно короткое время, отводимое людьми на чтение газет (несколько минут в день)

        число потенциальных адресатов рекламируемого товара снижается характером и направленностью газеты

        незначительная аудитория «вторичных» читателей

4. Наружная реклама

        гибкость

        высокая частота повторных контактов

        невысокая стоимость

        слабая конкуренция

        отсутствие избирательности аудитории

        ограничения творческого характера

5. Прямая почтовая реклама (письма, проспекты, открытки, каталоги и т.п.)

        высокая избирательность, адресность рекламного обращения

        возможность точного измерения эффективности рекламной акции

        высокая стоимость единичного почтового отправления

        необходимость составления, классификации и внесения постоянных изменений в список клиентов-адресатов

6. Журналы

        высокая географическая и демографическая избирательность

        достоверность, престижность

        высокое качество воспроизведения

        длительность существования

        значительное число «вторичных» читателей

        длительный временной разрыв между покупкой места в журнале и появлением рекламы

        наличие бесполезного тиража

        отсутствие гарантии размещения объявления в предпочтительном месте

 

При выборе конкретного вида рекламы помимо охвата аудитории и стоимости рекламы учитывается сила ее воздействия на потенциального потребителя. Так, например, телевидение имеет большую силу воздействия на аудиторию, чем рекламное сообщение по радио, так как на покупателя воздействуют сочетанием звука и изображения, цвета и движения.

 

3. ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗДЕЙСТВИЯ

РЕКЛАМЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

3.1. Мотивы обращения к рекламе и типология потребителей

 

Потребитель – это лицо, которое непосредственно пользуется товаром или услугой. Потребителя нельзя отождествлять с покупателем. Например, отец (покупатель) покупает велосипед сыну (потребителю). Между покупателем и потребителем такая же разница, как между читателем и подписчиком. Потребителей может быть больше, чем покупателей. Покупатель может быть потенциальный или реальный. Им может быть юридическое или физическое лицо.

Каждый потребитель – конкретная, неповторимая личность со своими запросами. Поэтому введение какой-либо четкой, однозначной типологии потребителей вряд ли возможно. Можно скорее говорить о группах людей, сходных по ряду признаков (социальных, профессиональных, социально-психологических или физических) в своих потребностях и тенденциях к приобретению определенных видов товаров и услуг. На этом основании различаются, например, такие большие группы потенциальных потребителей, как молодежь и люди зрелого возраста, владельцы дачных участков, рыболовы и охотники, женщины и мужчины и т.д.

В процессе оценки потенциальной выгоды от приобретения товара или услуги человек выступает субъектом сложной познавательно-оценочной деятельности, в основе которой лежит сравнение своего положения до- и после возможного приобретения товара или услуги. Побудителями данной деятельности являются различные группы потребительских мотивов. Психологи склонны делить присущие человеку мотивы на пер­вичные и вторичные. В перечень первичных обычно вклю­чают те, которые являются или представляются врожденными, био­генными, а вторичными называют те, что считаются социогенными, т. е. приобретенными в процессе жизненного опыта и обучения. Од­нако среди исследователей человеческого поведения до сих пор нет единых взглядов на то, какие мотивы или желания относить к первич­ным, а какие – ко вторичным.

Так, американский психолог Ч.Н. Аллен включил в список пер­вичных следующие десять мотивов: аппетитная еда; утоляющие жажду напитки; уютное окружение; избавление от боли и опасности; удовлетворительные сексуальные отношения; благополучие близких; одобрение со стороны общества; превосходство над другими; умение преодолевать препятствия; игра. В список вторичных мотивов у Аллена вошли: красота и вкус; чистоплотность; расчетливость; любопытство; надежность и достоинство; экономность и выгода; образованность и информированность; работоспособность; здоровье; универсальность.

Некоторые исследователи утверждают, что рекламные призывы, опирающиеся на первичные желания или мотивы, оказываются более эффективными, поскольку эти мотивы по природе своей в основном биогенны и, следовательно, тесно связаны с потребностями организма в товарах и услугах. Однако мотивация покупок не всегда следует этой логике – она всегда сложна и многогранна. Неслучайно значительную часть приобретений люди осуществляют, совершая т.н. импульсивные покупки. Импульсивные покупки - покупки товара, не планируемые заранее, решения о которых принимают прямо в магазине (на выставке) после ознакомления с выставленным товаром.

Изучение влияния различных мотивов на потребительский спрос связано с мотивационными исследованиями, являющимися разновидностью рекламных исследований поведения. Мотивационное исследование – исследование, задачей которого является изучение субъективных факторов в общем поведении потребителей.

Редко случается, чтобы в основе конкретного поступка лежала всего одна причина. Люди покупают автомобили, потому что нуждаются в средствах передвижения, а также хотят расширить свой кругозор, не отстать от од­них соседей, а также превзойти других соседей, объявить миру о сво­ей кредитоспособности и своем общественном положении, а также испытать чувство власти над новым мощным двигателем. И хотя эти мотивы скорее всего будут иметь разную степень значимости для раз­ных людей, все они так или иначе будут присутствовать при приобре­тении новой машины.

Со временем меняется и сама структура мотивации. Мотивы, силь­ные сегодня, могут стать слабыми завтра, поскольку отдельные цен­ностные установки меняются вслед за изменением обстоятельств. Мо­тивы, побудившие человека приобрести видеомагнитофон, как прави­ло, окажутся недостаточно эффективными, чтобы подтолкнуть его ку­пить второй или третий видеомагнитофон.

Выявление и оценка относительной силы мотивов, влияющих на приобретение конкретных товаров и услуг, являются важной частью процесса изучения потребителей. Однако для этого необходимо классифицировать разные побуди­тельные мотивы в определенную систему, с помощью которой легче изучить процесс мотивации покупок. Объединить мотивы в систему довольно сложно, так как они часто проявляются в комбинированном виде. Например, мотив жажды впе­чатлений может проявляться в виде путешествий, просмотра телепе­редачи “Клуб путешествий”, чтения захватывающих приключенче­ских произведений, а мотив удобства – в использовании стиральной машины для стирки белья в семье.

Потребительские мотивы, кроме сознательных и бессознательных (скрытых), делятся на сильные и слабые, постоянные и временные, на позитивные (способствующие покупке) и негативные (препятствую­щие покупке), рациональные и эмоциональные. Их можно также под­разделить на группы:

Информация о работе Психология маркенговых исследований и рекламной деятельности