Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:14, курс лекций
Раскрыты сущность, история развития, основные виды и формы рекламной деятельности. Рассмотрены психологические механизмы влияния рекламы на потребителя. Показаны преимущества и ограничения определенных видов рекламных средств. Рассмотрены организационные аспекты рекламной деятельности и взаимоотношений участников рекламного процесса, основные критерии и методы изучения эффективности рекламных мероприятий.
дидактический ПЛАН 4
ЛИТЕРАТУРА 5
тематический ОБЗОР 6
1. Понятие о маркетинге и рекламной деятельности 6
1.1. Понятие, сущность и задачи рекламы. Реклама как
функция маркетинга 7
1.2. История развития рекламы 11
1.3. Правовое регулирование рекламной деятельности 21
2. Общая характеристика рекламы и рекламных средств 25
2.1. Виды рекламы и рекламных средств 25
2.2. Цели, задачи и особенности применения различных
рекламных средств 29
3. Психология рекламной деятельности и воздействия рекламы
на потребителя 32
3.1. Мотивы обращения к рекламе и типология потребителей 32
3.2. Психологические закономерности восприятия и оценки
рекламы 38
3.3. Учет психологических аспектов воздействия рекламы
на потребителя при организации рекламной деятельности 45
4. Технология рекламной деятельности 60
4.1. Организация и управление рекламной деятельностью 60
4.2. Этапы рекламной деятельности 65
4.3. Факторы и критерии эффективности рекламной деятель-
ности 67
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 75
ГЛОССАРИЙ*
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Реклама от имени производителей и торговых посредников в подавляющем большинстве случаев носит коммерческий характер и осуществляется самостоятельно или сообща для достижения общих целей.
Реклама от частных лиц реализуется в форме объявлений о купле-продаже, о знаменательных событиях и т.д.
Реклама от имени правительства и общественных институтов носит некоммерческий характер и способствует достижению определенных целей в сфере общественной жизни, а также в пропаганде определенных политических идей, партий, деятелей и т.д.
6. По месту применения рекламные средства подразделяют на внутримагазинные (указатели, ценники, памятки, выкладка товаров, демонстрация одежды, устная реклама и др.) и внешние (объявления и статьи в газетах и журналах, уличные транспаранты, вывески магазинов и др.). Внешняя реклама – общее название рекламных средств, размещаемых на фасадах домов, на транспорте и автомобильных дорогах.
7. В зависимости от охватываемой рекламной деятельностью территории выделяются: локальная реклама (масштабы – от конкретного места продажи до территории отдельного населенного пункта); региональная реклама (охватывает определенную часть страны), общенациональная реклама (в масштабах государства) и международная реклама.
8. В зависимости от предмета рекламы различают рекламу товара (услуги) и рекламу предприятия. На практике часто одновременно рекламируют товар (услуги) и товарный знак или знак фирмы.
9. По времени воздействия: разовая (например, витрина), серийная (например, серия объявлений), сезонная (например, объявления о сезонной торговле, отдыхе на курортах), систематическая (например, реклама товарного знака).
Все указанные классификации рекламных средств недостаточно приемлемы для практического использования. В этой связи наиболее удобна классификация, в основу которой положен признак отношения средства рекламы (носителя рекламной информации) к объекту рекламирования. При этом в одних случаях в качестве носителя рекламной информации может выступать сам объект рекламирования (товар), а в других – носитель рекламной информации отделен от объекта рекламирования во времени и в пространстве.
В соответствии с этим признаком, все средства рекламы можно подразделить на три группы:
- демонстрационные средства рекламы, основанные на демонстрации объекта рекламирования;
- изобразительно-словесные средства рекламы, в основу которых положено описание и изображение объекта рекламирования;
- демонстрационно-
Демонстрационные средства рекламы, в свою очередь, подразделяются на три подгруппы: выкладка товаров, демонстрация товаров в действии, дегустация.
Изобразительно-словесные средства рекламы подразделяются на семь групп: печатная, кинодиапозитивная и фотореклама, живописно-графическая, световая, телевизионная, устная, радиореклама.
В группу демонстрационно-
Данная классификация не ограничивается никакими пределами, позволяя включать в нее любые вновь появившиеся рекламные средства.
2.2. Цели, задачи и особенности применения различных рекламных средств
Выбор рекламных средств. При выборе рекламных средств необходимо помнить, что ни один товар или услуга не могут быть проданы всем людям без исключения, в любое время года, везде и при всех обстоятельствах. Ни один субъект рекламы не может позволить использовать одновременно все рекламные средства и распространять их в неограниченном масштабе.
Успех рекламного сообщения зависит от того, где и когда оно опубликовано. Прежде чем выбрать тот или иной виды рекламы, необходимо определить цель рекламного мероприятия. Цели могут быть самыми разными, зависят они от представления самого рекламодателя.
Основными целями могут быть следующие:
1. Формирование у потребителя определенного уровня знаний о конкретном товаре или услуге.
2. Формирование благоприятного образа фирмы.
3. Формирование убеждения в необходимости приобретения товара или услуги.
4. Формирование доброжелательного отношения к фирме.
5. Пропаганда положительного опыта и традиций данной фирмы с целью побуждения потребителя обратиться именно к ней.
6. Побуждение к приобретению именно данного товара у конкретной фирмы.
7. Формирование потребностей и стимулирование сбыта товара или эксплуатации услуги.
8. Увеличение объема товарооборота и ускорение оборачиваемости товаров.
9. Стремление сделать данного потребителя постоянным покупателем данного товара, постоянным клиентом фирмы.
10. Формирование у других фирм образа надежного партнера.
11. Поддержание репутации фирмы на желаемом уровне.
Практика показывает, что в одном рекламном мероприятии, как правило, цели пересекаются. В этой связи все цели рекламы можно объединить в три группы.
В первую группу входят цели (2, 3, 10, 11), которые формируют имидж фирмы. Задачи такой рекламы сводятся к ознакомлению потребителей с товаром или услугой, их назначением, характеристиками, которые получает покупатель, если обращается в конкретную фирму. Такой вид рекламы действует широко, рассчитан на перспективу и позволяет закрепить в сознании большого круга людей положительный образ товаров или фирмы. Для формирования имиджа фирмы могут использоваться рекламные ролики в кино и на телевидении, рекламные щиты, реклама в периодической печати, на транспорте и т.д.
Во вторую группу можно включить цели (1, 5, 6, 7, 8), относящиеся к стимулирующей рекламе, так как рекламные средства этой группы направлены на стимулирование сбыта.
Окончательными целями стимулирующей рекламы является повышение объема оборота и интенсивная продажа товара. Достигаются эти цели средствами, вызывающими заинтересованность публики, закрепление в ее памяти рекламируемых товаров (услуг) и желание произвести покупку товара (услуги) и т.д. Стимулирующая реклама является также составной частью имидж-рекламы. В качестве рекламных средств, обеспечивающих эффективность стимулирующей рекламы, используются теле- и радиореклама, выставки, реклама в периодических печатных изданиях, прямая почтовая рассылка и т. д.
Третью группу составляют цели (5, 9, 10), которые позволяют с помощью рекламных средств обеспечить стабильность как в реализации товаров (услуг), так и в отношениях потребителей к фирме. Для этого используются такие средства, как выставки, прямая почтовая рассылка постоянным партнерам отчета о годовой деятельности фирмы, скрытая реклама в виде статей о товарах и деятельности фирмы и др.
Правильный выбор рекламных средств заключается в том, чтобы отобрать именно те, которые позволят решить данную рекламную цель наиболее эффективно.
При выборе средств рекламы желательно ответить на следующие вопросы:
- кого мы хотим охватить? (т.е. кто является наиболее вероятным потенциальным потребителем);
- где сосредоточено большинство потенциальных покупателей?
- что представляет собой обращение?
- когда размещать объявления? (определение точного времени и периодичности рекламы).
Ниже представлены преимущества и недостатки основных средств распространения рекламы (таблица 2).
Вид рекламы | Положительные стороны | Недостатки |
1. Телереклама | большой радиус действия рекламы массовый характер воздействия на большое число потребителей (особенно в вечернее время) широкие возможности полимодального воздействия на человека, возможность показать применение товара на практике | высокая стоимость трудность определения эффективности рекламной акции небольшая продолжительность передачи не дает исчерпывающих сведений о товаре меньшая избирательность аудитории эпизодический характер |
2. Радиореклама | своевременность и оперативность доведения информации превышение в определенное время суток (примерно с 8 до 17 часов) числа радиослушателей над телезрителями относительная дешевизна непринужденность формы обращения, живая речь | отсутствие возможности наглядно показать товар необходимость обязательного повторения информации для ее запоминания мимолетность рекламного контакта |
3. Газетная реклама | быстрота воздействия на потребителя широкий круг освещаемых вопросов экономичность в сочетании с достаточной подробностью изложения характеристик товара высокая достоверность
| требуется «активная» работа потребителя по чтению газеты относительно короткое время, отводимое людьми на чтение газет (несколько минут в день) число потенциальных адресатов рекламируемого товара снижается характером и направленностью газеты незначительная аудитория «вторичных» читателей |
4. Наружная реклама | гибкость высокая частота повторных контактов невысокая стоимость слабая конкуренция | отсутствие избирательности аудитории ограничения творческого характера |
5. Прямая почтовая реклама (письма, проспекты, открытки, каталоги и т.п.) | высокая избирательность, адресность рекламного обращения возможность точного измерения эффективности рекламной акции | высокая стоимость единичного почтового отправления необходимость составления, классификации и внесения постоянных изменений в список клиентов-адресатов |
6. Журналы | высокая географическая и демографическая избирательность достоверность, престижность высокое качество воспроизведения длительность существования значительное число «вторичных» читателей | длительный временной разрыв между покупкой места в журнале и появлением рекламы наличие бесполезного тиража отсутствие гарантии размещения объявления в предпочтительном месте |
При выборе конкретного вида рекламы помимо охвата аудитории и стоимости рекламы учитывается сила ее воздействия на потенциального потребителя. Так, например, телевидение имеет большую силу воздействия на аудиторию, чем рекламное сообщение по радио, так как на покупателя воздействуют сочетанием звука и изображения, цвета и движения.
3. ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗДЕЙСТВИЯ
РЕКЛАМЫ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ
3.1. Мотивы обращения к рекламе и типология потребителей
Потребитель – это лицо, которое непосредственно пользуется товаром или услугой. Потребителя нельзя отождествлять с покупателем. Например, отец (покупатель) покупает велосипед сыну (потребителю). Между покупателем и потребителем такая же разница, как между читателем и подписчиком. Потребителей может быть больше, чем покупателей. Покупатель может быть потенциальный или реальный. Им может быть юридическое или физическое лицо.
Каждый потребитель – конкретная, неповторимая личность со своими запросами. Поэтому введение какой-либо четкой, однозначной типологии потребителей вряд ли возможно. Можно скорее говорить о группах людей, сходных по ряду признаков (социальных, профессиональных, социально-психологических или физических) в своих потребностях и тенденциях к приобретению определенных видов товаров и услуг. На этом основании различаются, например, такие большие группы потенциальных потребителей, как молодежь и люди зрелого возраста, владельцы дачных участков, рыболовы и охотники, женщины и мужчины и т.д.
В процессе оценки потенциальной выгоды от приобретения товара или услуги человек выступает субъектом сложной познавательно-оценочной деятельности, в основе которой лежит сравнение своего положения до- и после возможного приобретения товара или услуги. Побудителями данной деятельности являются различные группы потребительских мотивов. Психологи склонны делить присущие человеку мотивы на первичные и вторичные. В перечень первичных обычно включают те, которые являются или представляются врожденными, биогенными, а вторичными называют те, что считаются социогенными, т. е. приобретенными в процессе жизненного опыта и обучения. Однако среди исследователей человеческого поведения до сих пор нет единых взглядов на то, какие мотивы или желания относить к первичным, а какие – ко вторичным.
Так, американский психолог Ч.Н. Аллен включил в список первичных следующие десять мотивов: аппетитная еда; утоляющие жажду напитки; уютное окружение; избавление от боли и опасности; удовлетворительные сексуальные отношения; благополучие близких; одобрение со стороны общества; превосходство над другими; умение преодолевать препятствия; игра. В список вторичных мотивов у Аллена вошли: красота и вкус; чистоплотность; расчетливость; любопытство; надежность и достоинство; экономность и выгода; образованность и информированность; работоспособность; здоровье; универсальность.
Некоторые исследователи утверждают, что рекламные призывы, опирающиеся на первичные желания или мотивы, оказываются более эффективными, поскольку эти мотивы по природе своей в основном биогенны и, следовательно, тесно связаны с потребностями организма в товарах и услугах. Однако мотивация покупок не всегда следует этой логике – она всегда сложна и многогранна. Неслучайно значительную часть приобретений люди осуществляют, совершая т.н. импульсивные покупки. Импульсивные покупки - покупки товара, не планируемые заранее, решения о которых принимают прямо в магазине (на выставке) после ознакомления с выставленным товаром.
Изучение влияния различных мотивов на потребительский спрос связано с мотивационными исследованиями, являющимися разновидностью рекламных исследований поведения. Мотивационное исследование – исследование, задачей которого является изучение субъективных факторов в общем поведении потребителей.
Редко случается, чтобы в основе конкретного поступка лежала всего одна причина. Люди покупают автомобили, потому что нуждаются в средствах передвижения, а также хотят расширить свой кругозор, не отстать от одних соседей, а также превзойти других соседей, объявить миру о своей кредитоспособности и своем общественном положении, а также испытать чувство власти над новым мощным двигателем. И хотя эти мотивы скорее всего будут иметь разную степень значимости для разных людей, все они так или иначе будут присутствовать при приобретении новой машины.
Со временем меняется и сама структура мотивации. Мотивы, сильные сегодня, могут стать слабыми завтра, поскольку отдельные ценностные установки меняются вслед за изменением обстоятельств. Мотивы, побудившие человека приобрести видеомагнитофон, как правило, окажутся недостаточно эффективными, чтобы подтолкнуть его купить второй или третий видеомагнитофон.
Выявление и оценка относительной силы мотивов, влияющих на приобретение конкретных товаров и услуг, являются важной частью процесса изучения потребителей. Однако для этого необходимо классифицировать разные побудительные мотивы в определенную систему, с помощью которой легче изучить процесс мотивации покупок. Объединить мотивы в систему довольно сложно, так как они часто проявляются в комбинированном виде. Например, мотив жажды впечатлений может проявляться в виде путешествий, просмотра телепередачи “Клуб путешествий”, чтения захватывающих приключенческих произведений, а мотив удобства – в использовании стиральной машины для стирки белья в семье.
Потребительские мотивы, кроме сознательных и бессознательных (скрытых), делятся на сильные и слабые, постоянные и временные, на позитивные (способствующие покупке) и негативные (препятствующие покупке), рациональные и эмоциональные. Их можно также подразделить на группы:
Информация о работе Психология маркенговых исследований и рекламной деятельности