Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:15, курсовая работа
Планирование и прогнозирование как наука возникли давно, но их
активное развитие на западе началось в середине XX века. Это было
обусловлено повышением деловой активности, возникновением большого
количества новых коммерческих предприятий и другими подобными факторами.
Вместе с тем возникла и необходимость более существенного вмешательства
государства в экономику с целью регулирования рынка. Таким образом
появилось планирование на микро- и макроурованях.
Введение…………………………………………………………………..3
1.Понятие программно – целевого развития………………….4
1.1.Определение программно-целевого планирования……….4
1.2.Процедура программно-целевого планирования…………..5
1.3.Недостатки программно-целевого планирования………….7
2.Методология программно-целевого планирования……………...9
3.Применение программно-целевого планирования на разных
уровнях…………………………………………………………………………..11
3.1.Программно-целевое планирование в организациях…….12
3.2.Государственное программно-целевое планирование…..14
4.Программно-целевое планирование на примере целевой программы
Московской области «Социальная гарантия»………………….18
4.1.Общие положения………………………………………………18
4.2.Анализ структуры финансирования целевой программы «Социальная
гарантия»………………………………………………………22
4.3.Прогноз выполнения целевой программы «Социальная
гарантия»………………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………..32
Московский городской институт управления Правительства Москвы
Курсовая работа
«Планирование и
«Программно – целевое
Подготовила студентка V курса Евдокимова Е. Д.
Преподаватель – Никулина С. А.
Введение…………………………………………………………
1.Понятие программно – целевого развития………………….4
1.1.Определение
программно-целевого
1.2.Процедура
программно-целевого
1.3.Недостатки
программно-целевого
2.Методология программно-
3.Применение программно-
уровнях……………………………………………………………
3.1.Программно-целевое
планирование в организациях…….
3.2.Государственное
программно-целевое
4.Программно-целевое
планирование на примере
Московской области «
4.1.Общие положения……………………………
4.2.Анализ структуры
финансирования целевой
гарантия»………………………………………………………
4.3.Прогноз выполнения целевой программы «Социальная
гарантия»………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..32
Планирование и прогнозирование как наука возникли давно, но их
активное развитие на западе началось в середине XX века. Это было
обусловлено повышением деловой активности, возникновением большого
количества новых коммерческих
предприятий и другими
Вместе с тем возникла
и необходимость более
государства в экономику с целью регулирования рынка. Таким образом
появилось планирование на микро- и макроурованях.
В течение нескольких десятилетий теория планирования и прогнозирования
бурно развивалась, в результате чего возникли различные способы и методы
планирования. Некоторые из них специфичны, другие универсальны. К последним
относится и метод программно-целевого планирования, рассмотренный в данной
работе.
Этот метод
зарекомендовал себя в
точных и надежных. Он широко применяется на Западе на всех уровнях
планирования и управления.
Однако в
России в связи с
планирования и управления развивалась в иных направлениях, чем на Западе. В
результате возникла ситуация почти полного отсутствия отечественных научных
разработок в этой области при переходе к рыночной экономике. При
планировании приходилось использовать западные модели, которые не всегда
подходят к российским условиям.
Актуальность данной темы, таким образом, связана с необходимостью
более детального изучения теории планирования в России и создания
собственных разработок для оптимизации внутрифирменного и государственного
управления.
1.Понятие программно –
1.1.Определение программно-
Изучение
любого объекта, особенно
как планирование, следует начинать с его точного определения. Итак, дадим
определение программно – целевого планирования, которому посвящена данная
работа.
Программно – целевое планирование - это один из видов планирования, в
основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных
целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо
конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования
лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их
достижения.
Т. е. программно-целевое
планирование построено по
"цели - пути – способы - средства". Сначала определяются цели, которые
должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем –
более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед
собой какие-то цели, организатор
разрабатывает программу
достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования
является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление
конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-
целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать
ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от
большинства других методов.
Особенностью
программного планирования
на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее
составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление
элементами программы, программными действиями.
Из положений, рассмотренных выше, следует, что ключевым понятием
программно-целевого планирования является программа. Программа — это
комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система
стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Таким
образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а
именно объединение
показатели.
1.2.Процедура программно-
Как уже
было сказано, первым этапом
программно-целевого
является постановка целей; на последующих этапах разрабатываются пути и
конкретные способы их достижения. Рассмотрим эту процедуру подробнее.
Постановка целей при программно-целевом методе планирования
представляет собой
определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой
комплексной программой. Для ее выполнения строится специальная система
управления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей и
контролирует их выполнение. Организационная структура этой системы
определяется, таким образом, "деревом целей ", составом исполнителей и
содержанием программы.
Таким образом, мы выделили еще один элемент программно-целевого
планирования – систему управления. Ее построение – это, по сути, и есть
основание, на котором базируется выполнение программы. Т. е. планирование
решения какой-либо проблемы при программно-целевом методе во многом
сводится к планированию системы управления. Рассмотрим его основные стадии.
1. Формирование общей структурной схемы системы и её главных
характеристик (стадия композиции).
2. Разработка состава подразделений и основных связей между ними (стадия
структуризации).
3. Разработка количественных
характеристик аппарата
установление порядка его деятельности (стадия регламентации).
При этом
первая стадия имеет
определяет структуру системы управления (организации). На ней определяются
система целей и задач организации, её тип и правовой статус, степень
самостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй и
третьей стадиях устанавливаются
более детальные параметры
Теория планирования
и построения систем
проблем должна основываться на анализе практики создания и функционирования
существующих систем. Основная сложность состоит в том, чтобы среди
множества единичных фактов и наблюдений различных специалистов выявить
какие-то ключевые положения, закономерности, общие для планирования и
построения всех систем управления. Среди них можно выделить следующие:
1. Формирование системы управления - это многоэтапный процесс.
2. Необходимым
условием для начала
создания рассматриваемой системы является наличие определённой общественной
потребности, т. е. проблемы, требующей решения. Однако одной потребности
недостаточно, нужны ещё определённые условия и гарантии: экономические,
юридические, социальные, технические и другие, чтобы обеспечить системе
необходимую устойчивость.
3. Решение вновь возникающих проблем не обязательно требует создания
новых систем управления. Многие проблемы могут успешно решаться в рамках
существующих систем. Обычно
для этого разрабатывается
мероприятий (программа) и готовятся постановления или приказы, обязывающие
соответствующие системы выполнять предписанные им новые функции. Контроль
за реализацией такой программы осуществляется организацией, назначаемой
головной по данной проблеме.
Необходимость в планировании и построении новых систем управления
возникает обычно, когда становится очевидным, что существующие
организационные структуры не справляются с решением проблемы и требуется
создать новые.
4. Для выбора
способа решения проблем
исследование. При решении рассматриваемых в данной работе проблем
наибольшее распространение получили программно-целевые методы, наиболее
естественно связывающие проблему со средствами её решения.
Решение
сложной проблемы обычно
которых требуется достичь путём организации и проведения определённого
комплекса мероприятий. Задача заключается в том, чтобы найти этот комплекс,
указать конкретных исполнителей и сроки выполнения мероприятий. Для этого
"дерево" как бы "накладывается"
на реальную среду, в
находится необходимая информация и составляется конкретная программа работ.
1.3.Недостатки программно-
Программно-целевой метод планирования выглядит довольно
привлекательным, т. к. позволяет в значительной степени влиять на
исследуемую ситуацию. Однако у него есть ряд существенных недостатков,
которые рассмотрены ниже.
1. Методическая незавершенность.
К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по
широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных
программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на
основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления,
соотношение плана и целевой комплексной программы. В результате приходится
адаптировать программные методы к уже существующим методам планирования и
управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-
целевого подхода, который наиболее эффективен для решения хорошо изученных
проблем, т. к. для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме
"цель - система мероприятий – система управления".
2. Программно-целевое планирование используется, в основном, для
совершенствования действующих систем управления, а не для
решения новых проблем.
Эта ситуация
также связана с
вопросу. Руководители программ при создании новых систем управления
предпочитают действовать старыми проверенными методами, чтобы уменьшить
риск. Однако это не всегда является оптимальным подходом, что не идет на
пользу создаваемой программе.
3. «Забывчивость» систем управления.
Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития
системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения
которых создавались. Специалисты связывают это с тем, что такая связь
первоначально не была учтена в полной мере при создании системы,
определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, часто
наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости
проблемы, что не способствует ее успешному решению.
4. Отсутствие
адекватных методик расчёта
эффективности программ.
В результате
невозможно объективно
Информация о работе Программно-целевое планирование в организациях