Программно-целевое планирование в организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Планирование и прогнозирование как наука возникли давно, но их
активное развитие на западе началось в середине XX века. Это было
обусловлено повышением деловой активности, возникновением большого
количества новых коммерческих предприятий и другими подобными факторами.
Вместе с тем возникла и необходимость более существенного вмешательства
государства в экономику с целью регулирования рынка. Таким образом
появилось планирование на микро- и макроурованях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3


1.Понятие программно – целевого развития………………….4

1.1.Определение программно-целевого планирования……….4
1.2.Процедура программно-целевого планирования…………..5
1.3.Недостатки программно-целевого планирования………….7
2.Методология программно-целевого планирования……………...9
3.Применение программно-целевого планирования на разных
уровнях…………………………………………………………………………..11
3.1.Программно-целевое планирование в организациях…….12
3.2.Государственное программно-целевое планирование…..14
4.Программно-целевое планирование на примере целевой программы
Московской области «Социальная гарантия»………………….18
4.1.Общие положения………………………………………………18
4.2.Анализ структуры финансирования целевой программы «Социальная
гарантия»………………………………………………………22
4.3.Прогноз выполнения целевой программы «Социальная
гарантия»………………………………………………………………………….30

Заключение………………………………………………………………31

Список использованной литературы………………………………..32

Файлы: 1 файл

«Программно – целевое планирование».docx

— 43.27 Кб (Скачать)

за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения  по

воздействию на экономику  страны.

      Более конкретными  плановыми документами являются  комплексные целевые

программы. Целевая комплексная  программа – это документ, в  котором

отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских,

организационно хозяйственных, социальных и других заданий и  мероприятий,

направленных на решение  наиболее эффективным путем экономических  проблем и

увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

      По содержанию  целевые комплексные программы  можно разделить на

несколько видов.

        1. Социально-экономические  программы - предусматривают решение

           проблем социального характера  и повышение материального уровня

           жизни населения.

        2. Научно-технические  программы -  направлены на  решение научных и

           технических проблем, ускорение  внедрения в производство

           достижений науки и техники,  позволяющих обеспечить в ближайший

           период значительный положительный  эффект. Перечень научно-

           технических программ формируется  исходя из приоритетов развития

           экономики.

        3. Производственно-экономические  программы - предназначены для

           решения крупных межотраслевых   проблем в области производства,

           способствующих повышению эффективности действующих и развитию

           новых производств.

        4. Территориальные  программы - направлены на преобразование

           регионов, комплексное освоение  новых территорий и решение  других

           задач в регионах.

        5. Экологические  программы – представляют собой  комплекс

           мероприятий природоохранного характера.

        6. Организационно-хозяйственные  программы - направлены на

           совершенствование организации  управления экономикой.

      Целевые  комплексные программы различаются  также по своей временной

продолжительности. Они могут  быть долгосрочными, разрабатываемыми на период

свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.

      Целевые  комплексные программы, хотя и  разрабатываются государством,

могут быть реализованы на различных уровнях. Эти уровни таковы:

   1) народнохозяйственные (общегосударственные), направленные на решение

      проблем,  оказывающих влияние на всю  национальную экономику;

   2) межотраслевые, охватывающие группу однородных, технологически

      связанных  между собой отраслей;

   3) общеотраслевые, реализация которых имеет принципиальное значение для

      технического  развития той или иной отрасли  народного хозяйства;

   4) подотраслевые, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных

      отраслей, подотраслей.

      Разработка  ЦКП с использованием программно-целевого  метода

осуществляется в определенной последовательности.

     1. Составляется  перечень важнейших проблем. Выделяется  определенная

        проблема  и выдается исходное задание  на разработку программы для ее

        решения,  в котором определяются цели  программы, лимиты ресурсов,

        участники  реализации программы и другая  необходимая информация.

     2. Выдается  задание на разработку программы  для решения определенной

        проблемы. В нем отражаются цели программы,  лимиты ресурсов,

        участники  и сроки реализации программы.  На этом этапе

        конкретизируются  параметры, характеризующие цели  программы и

        определяются  задачи ее реализации по отдельным  периодам.

        Генеральная  цель разбивается на подцели.

     3. Формируются  состав заданий и комплекс  мероприятий для реализации

        программы.  Состав основных заданий программы  устанавливается исходя

        из  построенной иерархии целей. По  каждому из заданий

        разрабатываются  последовательные этапы их выполнения.

     4. Расчет основных  показателей и ресурсного обеспечения  программы.

        Определяются  затраты материальных, трудовых, финансовых  ресурсов,

        необходимых для реализации программы. Формируются перечни

        материальных  ресурсов с указанием поставщиков  и получателей. На

        этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.

     5. Заключительный  этап. Он связан с формированием  программных

        документов, согласованием и, при необходимости,  с утверждением

        программы.

      Очевидно, что  процедура программно-целевого планирования  на

государственном уровне разработана намного лучше, чем на уровне отдельных

организаций. Поэтому государственное  программно-целевое планирование в

настоящее время значительно  эффективнее, чем внутрифирменное.

      Следовательно,  наиболее наглядным и показательным  будет применение

программно-целевого планирования на уровне государства. Рассмотрим его  в

следующем разделе на примере целевой программы Московской области

«Социальная гарантия».

  4.Программно-целевое  планирование на примере целевой  программы Московской

                        области «Социальная гарантия»

                             4.1.Общие положения

 

      Данная программа  утверждена законом Московской  области от 12 ноября

2002 г. № 122/2002-ОЗ "Об  областной целевой программе  "Социальная гарантия"

на 2003-2004 годы". Рассмотрим основные положения этой программы.

 

    В течение нескольких  последних лет в Московской  области проводится

последовательная работа по созданию "прозрачной" и жестко

регламентированной системы  финансирования из бюджетов различных  уровней

выплат социальной помощи отдельным категориям граждан, имеющих  в

соответствии с законодательством право на льготы, компенсационных выплат, а

также выплат заработной платы  работникам бюджетных учреждений и

государственным служащим Московской области. Частью такой работы стало

создание рассматриваемой  программы.

      В программно-целевом  планировании центральным понятием  является цель

мероприятий. Итак, целью  программы «Социальная гарантия»  является создание

эффективной автоматизированной системы по обеспечению социальных гарантий

населению Московской области, сущность которой состоит во внедрении  в

регионе системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карт.

Основная цель программы  разбивается на следующие подцели:

        1. Введение  единого порядка регистрации  льгот, предоставляемых

           жителям Московской области.

        2. Создание  и ведение регистра граждан,  имеющих право на льготы.

        3. Отработка  на «пилотном» проекте системы предоставления льгот с

           использованием пластиковых карт  жителям Московской области.

        4. Создание  автоматизированной информационной  системы (АИС)

           «Социальная гарантия» по централизованному  учету льгот,

           предоставленных гражданам, и контролю за использованием

           бюджетных средств на оказание  гражданам адресной социальной

           помощи.

        5. Создание  информационного обеспечения анализа  и прогноза

           использования бюджетных средств  на оказание гражданам адресной

           социальной помощи.

        6. Создание  развитой технологической инфраструктуры, необходимой

           для функционирования системы  безналичных расчетов.

        7. Введение  пластиковых карт для безналичных  расчетов при получении

           адресной социальной помощи гражданами  Московской области.

      Цели и  подцели программы существуют  не сами по себе – они

непосредственно связаны с результатом, которого необходимо достичь. В

данном случае ожидаемые результаты от реализации программы должны

обеспечить два эффекта:

      1.Социальный: улучшение качества обслуживания населения, обеспечение

своевременной выплаты заработной платы работникам учреждений бюджетной

сферы, совершенствование  взаимодействия органов государственной  власти,

местного самоуправления и организаций по оказанию социальной помощи жителям

Московской области.

      2.Экономический:  экономия бюджетных средств (от 7 до 40 млн. руб.) за

счет исключения случаев  неправомерного назначения гражданам  льгот.

      У любой  государственной целевой программы  есть заказчик в лице какого-

либо органа власти. Заказчиком программы «Социальная гарантия»  является

Министерство экономики  Московской области. В реализации программы  принимают

участие ее исполнители. Ими  в данном случае являются:

   1) головной исполнитель  программы - организация, определяемая  по

      конкурсу;

   2) Министерство экономики  Московской области;

   3) Министерство финансов  Московской области;

   4) Министерство жилищно-коммунального  хозяйства, топлива и энергетики

      Московской  области;

   5) Министерство здравоохранения  Московской области;

   6) Министерство по  делам печати и информации  Московской области;

   7) Комитет социальной  защиты населения Московской  области;

   8) Московский областной  фонд обязательного медицинского  страхования (по

      согласованию);

   9) Отделение Пенсионного  фонда Российской Федерации по  Московской области

      (по согласованию), администрации муниципальных образований  Московской

      области  (по согласованию).

      Т. е. исполнителями  данной программы являются учреждения, которые

непосредственно оказывают  социальные услуги населению или  финансово

обеспечивают их оказание. Таким образом, программа обеспечивает единство

сферы социальных услуг и  материальной основы ее функционирования.

    Управление программой  «Социальная гарантия» в общих  чертах

осуществляется по следующей  схеме. Государственный заказчик программы

является главным распорядителем выделенных на реализацию средств, в  данном

случае средств областного бюджета. Он обеспечивает их использование в

соответствии с утвержденными программными мероприятиями, а также организует

взаимодействие между  исполнителями различных мероприятий  программы.

    Эти мероприятия  выполняются в соответствии с  договорами, заключаемыми

головным исполнителем программы  с ее государственным заказчиком и с

исполнителями отдельных  мероприятий. В приемке выполненных  работ для

контроля их выполнения обязательно  участвует государственный заказчик.

    С исполнителями  отдельных мероприятий программы  согласовываются

техническое задание и  технический проект на разработку АИС "Социальная

гарантия", они также  вправе участвовать в приемке  результатов выполнения

любых мероприятий программы  и в работе конкурсной комиссии по определению

ее головного исполнителя.

    При расходовании  бюджетных средств очень важно  правильно и своевременно

организовать контроль за их использованием. Поэтому контроль является

неотъемлемой частью организации  государственных целевых программ. В данном

случае система контроля выглядит следующим образом.

    Контроль за исполнением программы «Социальная гарантия» осуществляется

ее государственным заказчиком, Правительством Московской области  и

Московской областной  Думой. Исполнители программы представляют отчеты

государственному заказчику  в соответствии со своими календарными планами

работ. Губернатор Московской области ежегодно представляет отчет  о

реализации программы  в отчетном финансовом году в Московскую областную

Думу. Он должен содержать  данные об общем объеме фактически произведенных

расходов (всего и по отдельным  мероприятиям); перечень завершенных  в

течение года мероприятий; перечень не завершенных в течение года

мероприятий, процент их выполнения и анализ причин несвоевременного

выполнения указанных  мероприятий; предложения о привлечении  дополнительных

источников финансирования и иных способов достижения программных  целей.

    Итоговый отчет  о реализации программы «Социальная  гарантия» в целом

также представляется Губернатором Московской области в Московскую областную

Думу на утверждение. Он должен содержать данные о финансировании программы

в целом и по отдельным  мероприятиям с разбивкой по годам  реализации,

процент реализации программы, оценку результатов ее реализации, уровень

достижения программных  целей.

      Финансирование  любых мероприятий, в том числе  и целевых программ, с

использованием бюджетных  средств всегда четко планируется заранее.

Рассмотрим структуру  финансирования программы «Социальная  гарантия».

Информация о работе Программно-целевое планирование в организациях