Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:15, курсовая работа
Планирование и прогнозирование как наука возникли давно, но их
активное развитие на западе началось в середине XX века. Это было
обусловлено повышением деловой активности, возникновением большого
количества новых коммерческих предприятий и другими подобными факторами.
Вместе с тем возникла и необходимость более существенного вмешательства
государства в экономику с целью регулирования рынка. Таким образом
появилось планирование на микро- и макроурованях.
Введение…………………………………………………………………..3
1.Понятие программно – целевого развития………………….4
1.1.Определение программно-целевого планирования……….4
1.2.Процедура программно-целевого планирования…………..5
1.3.Недостатки программно-целевого планирования………….7
2.Методология программно-целевого планирования……………...9
3.Применение программно-целевого планирования на разных
уровнях…………………………………………………………………………..11
3.1.Программно-целевое планирование в организациях…….12
3.2.Государственное программно-целевое планирование…..14
4.Программно-целевое планирование на примере целевой программы
Московской области «Социальная гарантия»………………….18
4.1.Общие положения………………………………………………18
4.2.Анализ структуры финансирования целевой программы «Социальная
гарантия»………………………………………………………22
4.3.Прогноз выполнения целевой программы «Социальная
гарантия»………………………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………..32
4.2.Анализ
структуры финансирования
Следует отметить, что далеко не все мероприятия, предусмотренные
программой, финансируются из областного бюджета. Например, проведение
конкурса на определение
головного исполнителя
информационной кампании и многие другие мероприятия предполагается
осуществлять за счет других источников. В данном контексте важно именно
государственное финансирование, поэтому будем рассматривать только те
мероприятия, которые финансируются из областного бюджета.
Перечень
и объем финансирования таких
мероприятий приведены в
Причем мероприятия в ней объединены в группы, а их финансирование дается
как в общем объеме, так и с разбивкой по годам. Это позволяет
проанализировать структуру финансирования программы «Социальная гарантия».
Перечень мероприятий целевой программы "Социальная гарантия"
|№ |Наименование мероприятия |Срок |Объем финансирования, тыс.|
|п/п |
|исполнени|руб.
| | |я | |
| | | |Всего |в том числе |
| | | | |2003 |2004 |
|1 |Организационные мероприятия по|2003 - |300 |100 |200 |
| |реализации программы, а именно|2004 | | | |
| |обучение практическим навыкам | | | | |
| |работы с АИС «Социальная | | | | |
| |гарантия» | | | | |
|2 |Нормативно-правовое и | |350 |350 | |
| |методическое обеспечение, в | | | | |
| |том числе: | | | | |
|2.1 |Разработка методических |2003 |50 |50 | |
| |материалов по рациональному | | | | |
| |размещению среди компьютеров | | | | |
| |АИС «Социальная гарантия» | | | | |
| |данных единого регистра | | | | |
| |граждан, имеющих право на | | | | |
| |льготы | | | | |
|2.2 |Разработка кодификатора |2003 |250 |250 | |
| |предоставляемых гражданам | | | | |
| |льгот | | | | |
|2.3 |Разработка основных положений |2003 |50 |50 | |
| |АИС адресной защиты населения | | | | |
| |Московской области | | | | |
|3 |Создание и внедрение АИС | |9350 |7400 |1950 |
| |«Социальная гарантия», в том | | | | |
| |числе: | | | | |
|3.1 |Решение технических вопросов |2003 |50 |50 | |
| |по информационному | | | | |
| |взаимодействию с фондами | | | | |
| |обязательного медицинского и | | | | |
| |пенсионного страхования | | | | |
|3.2 |Разработка технического |2003 |1000 |750 |250 |
| |проекта (документация) АИС | | | | |
| |«Социальная гарантия» | | | | |
|3.3 |Разработка программного |2003 |750 |750 | |
| |обеспечения по информационной | | | | |
| |защите АИС «Социальная | | | | |
| |гарантия» от | | | | |
| |несанкционированного доступа | | | | |
|3.4 |Разработка типового |2003 |900 |900 | |
| |программного обеспечения по | | | | |
| |регистрации граждан, имеющих | | | | |
| |право на льготы | | | | |
|3.5 |Разработка типового |2003 |2500 |2000 |500 |
| |программного обеспечения по | | | | |
| |расчету услуг в сфере ЖКХ и | | | | |
| |здравоохранения | | | | |
|Продолжение
|3.6 |Разработка типового |2003 |2000 |1800 |200 |
| |программного обеспечения для | | | | |
| |органов социальной защиты | | | | |
| |населения в Московской области| | | | |
|3.7 |Разработка типового |2003 |700 |700 | |
| |программного обеспечения по | | | | |
| |расчету бюджетных средств, | | | | |
| |направляемых организациям, | | | | |
| |оказывающим услуги | | | | |
| |гражданам-льготникам | | | | |
|3.8 |Разработка программного |2003 |500 |450 |50 |
| |обеспечения других | | | | |
| |системообразующих компонент | | | | |
| |АИС «Социальная гарантия» | | | | |
|3.9 |Внедрение АИС «Социальная |2004 |950 | |950 |
| |гарантия» | | | | |
| |Итого | |10000 |7850 |2150 |
Для удобства
и наглядности проведения
структуре финансирования программы по направлениям и по годам представлены
соответственно на рисунках 1 и 2.
Рассмотрим
структуру финансирования
направлениям. Абсолютный максимум затрат – 93% - приходится на собственно
создание и внедрение АИС «Социальная гарантия», в первую очередь, это
затраты на разработку различных видов программного обеспечения. Остальные
затраты, к которым относятся расходы на организационные мероприятия по
реализации программы и нормативно-правовое и методическое обеспечение,
составляют незначительные доли.
Такое положение
дел вполне закономерно.
выделенных из бюджета средств тратится именно на непосредственную
реализацию программы, а
на вспомогательные и
приходится незначительная часть расходов.
Таким образом,
структуру расходов на
«Социальная гарантия» можно признать закономерной и логичной. Однако в
данном конкретном случае у нее могут быть свои недостатки. Например, к
вспомогательным мероприятиям было отнесено обучение практическим навыкам
работы с АИС «Социальная гарантия». На долю этой статьи приходится всего 3%
расходов, или 300 тыс. руб. Очевидно, что этих средств явно недостаточно
для глубокого и комплексного изучения новой операционной системы. В
результате может существенно снизится эффективность использования системы.
Такую ситуацию
можно объяснить лишь
Однако имеющиеся средства распределены рационально, так чтобы обеспечить
реализацию программы с максимальной эффективностью.
[pic]
Обратимся теперь к рисунку 2, на котором представлена структура
финансирования программы «Социальная гарантия» по годам ее реализации.
Первый столбец диаграммы показывает объем финансирования в 2003 году,
второй – в 2004.
На 2003 год
приходится значительно
на 2004. Это связано с тем, что данная целевая программа рассчитана всего
на два года. Причем задачей на втором году является в большей степени
внедрение АИС «Социальная гарантия», чем ее разработка. Основной комплекс
мероприятий по разработке системы приходится на 2003 год. Очевидно, что
затраты на подготовку и разработку системы значительно превышают затраты на
ее внедрение (9050 и 950 тыс. руб. соответственно). Хотя на 2004 год и
переносится некоторая часть расходов на разработку АИС, большая их доля
осуществляется в 2003 году.
Такая ситуация характерна для всех целевых программ, рассчитанных на
сравнительно недолгий срок (1 – 2 года). При более мелкой разбивке
мероприятий по срокам наблюдается следующая тенденция. Сначала объем
финансирования сравнительно невелик, затем он начинает возрастать и к концу
первого года достигает своего максимума. Во втором году объем
финансирования резко снижается, что связано с переходом от разработки
системы к ее внедрению. Этот процесс представлен на графике на рисунке 3.
Таким образом, были рассмотрены плановые данные о реализации
областной целевой программы «Социальная гарантия». К сожалению, срок
реализации данной программы еще не закончился, и поэтому нельзя провести
анализ ее выполнения. Однако уже на этом этапе можно сделать определенные
выводы о рациональности составления программы и сделать прогноз ее
выполнения. Рассмотрим эти
вопросы в следующем
[pic]
[pic]
4.3.Прогноз выполнения целевой программы «Социальная гарантия»
При отсутствии
фактических данных о
выполнения можно сделать, лишь применив существующие научные разработки к
исходным данным программы.
Итак, как показывает практика, при разработке и реализации целевых
программ недостаточно проработан вопрос об их финансовом обеспечении.
Имеется в виду и недостаток средств, рассмотренный выше, и трудности,
возникающие при объединении средств, поступающих из различных источников.
Во многом это связано с тем, что администрации регионов и муниципалитетов
не имеют достаточных правовых и экономических рычагов для воздействия на
предприятия, участвующие в финансировании целевой программы.
Перенесем эти сведения на программу «Социальная гарантия». Как уже
было отмечено, объем финансирования этой программы из областного бюджета
очень невелик, его даже можно считать недостаточным. Необходимо привлечение
средств из других источников, которое, исходя из указанных выше положений,
тоже вряд ли будет достаточным.
Таким образом, несмотря на рационально разработанную систему
мероприятий, финансирование
программы «Социальная
будет недостаточным. В итоге результаты реализации программы окажутся
несколько хуже запланированных. Так, хотя и будет наблюдаться экономический
эффект, экономия бюджетных средств окажется меньше предусмотренной. Работа
с новой информационной системой в первое время также будет малоэффективной
вследствие недостаточно качественного обучения персонала.
Однако через некоторое время, когда пользование АИС «Социальная
гарантия» станет привычным, она будет приносить предусмотренный ее
разработчиками эффект. Таким образом, несмотря на недостатки программы, ее
реализация оправдывает себя. Тем не менее, процесс осуществления целевых
программ требует своей дальнейшей разработки.
Итак, в данной работе были рассмотрены теоретические аспекты
программно-целевого планирования на разных уровнях с приведением в качестве
примера реальной комплексной целевой программы. Проанализировав этот
материал, можно сделать определенные выводы.
1. На Западе существует множество разработок на тему программно-
целевого планирования. Они успешно применяются на практике как
на макро-, так и на микроуровне.
2. В России программно-целевое планирование существует и
используется в основном при планировании государственных и
местных целевых программ. Однако научные разработки в этой
области явно недостаточны.
3. В результате эффективность реализуемых целевых программ
снижается, хотя и достигается
определенный положительный
Таким образом, для успешного развития этой области планирования
Информация о работе Программно-целевое планирование в организациях