Планирование в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что планирование как главная функция управления требует детального изучения и именно от эффективности данной функции зависит успех организации.

Файлы: 1 файл

курсовая ТУ.doc

— 834.50 Кб (Скачать)


47

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной работы заключается в том, что планирование как главная функция управления требует детального изучения и именно от эффективности данной функции зависит успех организации.

Планирование - это процесс разработки и установления руководством предприятия, система количественных и качественных показателей его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия, как в текущем, так и на перспективу. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству. Посредством планирования определяется и обеспечивается целенаправленное развитие предприятия. В настоящее время, в условиях рынка, нет единого планирования в масштабе страны, появились новые формы собственности, возникают новые хозяйственные связи между производителями и потребителями. Осуществляя связь между современным состоянием организации и тем, которого она хочет достичь в будущем, процесс планирования включает принятие решений о том, что делать, когда делать и кто будет делать. Успех любой организации зависит от того, насколько тщательно продуманы и определены общие цели деятельности, а также средства их достижения. Результатом процесса планирования являются планы. План – это система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей производственной системы. План является руководством к действию. Он используется для проверки идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и при изменении обстоятельств план может уточняться путем корректировки соответствующих показателей. План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.

Проблема предприятия ОАО «Башкирэнерго» заключается в недооценке планирования, которое приводит к экономическим потерям и неконкурентоспособности.

Объектом курсовой работы является система  планирования   в   организации . Предметом исследования является ОАО «Башкирэнерго». Основной целью курсовой работы является проведение всестороннего анализа процесса планирования деятельности организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие и сущность планирования в организации;

- изучить процесс планирования организации;

- изучить теоретические аспекты  планирования.

Методологической основой явились: литература таких авторов как Гапоненко А.Л., Парахина В.Н.,  Лущикова А.П. и др.

При проведении исследования использовался метод  анализа.

Курсовая работа содержит в себе оглавление, введение, разделы основной части- главы 1,2,3 , заключение, библиографический список, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ.

 

1.1 Сущность планирования как функции управления.

 

Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом. Функция планирования являются первой в процессе управления организацией (предприятием, корпорацией). Она осуществляется менеджерским корпусом для определения целей организации, а также путей и средств их достижения. По своей сути реализации функция планирования представляет заблаговременную и детальную подготовку к будущему.                                                                                                                                   Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей). Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений  и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения  и спроса рынка.                                                                                                     Выполнение функции планирования включает формирование обоснованного ответа на три вопроса:                                                                                                                     - где мы находимся в настоящее время?                                                                                       - куда мы хотим двигаться?                                                                                                                - как мы собираемся это делать?                                                                                                               Суть ответа на первый вопрос заключается в определении реальных возможностей организации в сфере ее основной деятельности на основе анализа ее сильных и слабых сторон в важных функциональных областях: маркетинг, финансы, производство и др. При формулировании ответа на второй вопрос дополнительно к выполненному анализу изучаются другие факторы, определяющие успех организации. Анализируются экономические условия, уровень технологии, социальные и культурные изменения, а также влияние факторов внешней среды на деятельность организации (покупательский спрос, конкуренция, общие факторы состояния экономики, научно-технического прогресса, политические условия и другие факторы внешней среды). Ответ выражается в обоснованной постановке реалистичных целей организации и определении угроз, которые могут помешать их достижению. Ответ на третий вопрос содержит конкретные мероприятия, которые должны осуществить подразделения и сотрудники организации при решении поставленных задач для достижения сформулированных целей.                                                                                                Процесс планирования включает несколько последовательных этапов (стадий) конкретных управленческих действий, в том числе:                                 Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это  самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.           Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?                Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?                                                                        Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?                                                                                                                                     Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?                                                                                                Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.                                                                                   Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?                                                                                                                                     Этап 8.  Контроль над выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости. Контроль как функцию менеджмента обсудим в одном из дальнейших разделов настоящей главы.                                                                                                     Планирование не является самостоятельной целью, поэтому предпочтительный вариант процесса планирования в конкретных  условиях определяется особенностями функционирования управляемого производства, задачами, которые ставятся перед производством. Для обеспечения эффективного управления деятельностью предприятия должна обеспечивать полноту и максимальную достоверность планирования, ясность  и однозначность планов, гибкость планирования, возможность контроля над выполненными планами, а также непрерывность планирования.                    Обеспечение полноты и достоверности планирования означает, что планы должны отражать все виды деятельности организации и ее подразделений, необходимые для достижения успеха, определяемого как соответствующие конкретные цели и задачи. При планировании должны учитываться все факторы и ситуации, которые могут оказать влияние на развитие организации. При этом необходимо использовать современные подходы, методы, средства и процедуры, обеспечивающие повышение достоверности прогнозов и рациональное использование всех привлекаемых ресурсов. Ясность и однозначность планов означает, что цели и задачи должны иметь понятные и воспроизводимые формулировки, доступные для недвусмысленного понимания всеми членами организации. Они должны иметь количественные показатели и быть измеримыми.                                                                                                 Непрерывность планирования отражает факт, что планирование не является одноразовым актом, а представляет непрерывный процесс. Это находит выражение в цикличности осуществления планирования, реализация которого сама также представляет многоэтапный процесс.                                 Гибкость планирования означает возможность оперативной корректировки планов.                                                                                                    Таким образом, планирование является первоочередной функцией управления. Планирование – это не дискретный, а непрерывный процесс.

 

1.2 Разновидности планирования и типы планов

 

В практической деятельности  организаций существуют различные формы планирования, использующие соответствующие им методы, и виды планов. В зависимости от содержания, целей и задач, а также в зависимости от длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования :                                                                                                                            - долгосрочное планирование;                                                                                                - среднесрочное планирование;                                                                                             - краткосрочное (текущее или оперативное) планирование.                                           Долгосрочное планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми для этого ресурсами. Долгосрочное планирование охватывает период 5-10 лет и более, относится к предприятию в целом, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на привлечении значительных ресурсов.                                                                                      Среднесрочные планы охватывают период в 2-5 лет. Такой план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения конкретных ресурсов. В среднесрочном плане приводятся детальные сведения по всей номенклатуре продуктов, данные о капиталовложениях (инвестиции в основной капитал) и источниках финансирования. Среднесрочные планы относятся к предприятию в целом, а также к его отделениям, дочерним компаниям и другим структурным подразделениям, определяющим основные направления предпринимательской деятельности предприятия.                                                                                Краткосрочное (текущее)  планирование  заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год. При этом детально разрабатываются средства и способы решения всех предусмотренных планом задач, использование конкретных ресурсов, в том числе внедрение новой технологии. Основными звеньями текущего производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые, годовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, определенных перспективным и среднесрочным планированием. Краткосрочные планы отражают деятельность подразделений и предприятия в целом.                                                                                                       Однако каждая из этих форм имеет свои разновидности. Форма долгосрочных планов включает разработку перспективного и долгосрочного стратегических планов организации. Среднесрочное планирование предусматривает формирование среднесрочного стратегического и оперативного планов.                                                                                              Реализация среднесрочных и текущих планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению (по видам деятельности, продуктам и бизнесам) на соответствующий период, а затем консолидируется в единый бюджет или финансовый план организации (предприятия). Основу бюджета составляет прогноз  продаж и оценка издержек на производство и реализацию продукции и услуг. Бюджет организации охватывает все стороны ее деятельности и базируется на планах отделений и других структурных образований предприятия (корпорации). Поэтому план и бюджет являются также средством координации работы всех звеньев организации.                                                         Различают три типа текущих планов:                                                                              а) функциональные планы – необходимы для внедрения управленческих решений в различных функциональных сферах производства, подверженных стремительным изменениям. Они описывают действия, которые стоит предпринять в ближайшем будущем в конкретной сфере производства. Данные планы обычно содержат перечень ближайших целей и временные рамки для их достижения;                                                                                                                             б) единовременные планы – обычно создаются в связи с внедрением какого-либо проекта или программы, выполняющих вспомогательную роль во внедрении общей стратегии, содержат указания по осуществлению действий, носящих разовый характер;                                                                                                                     в) стабильные планы – это директивы, направленные на увеличение общей эффективности на основе простейших принципов организации. Они обычно содержат разработку конкретных указаний для регулярно повторяющихся операций типичных производственных процессов, которые не подвержены изменениям в долгосрочном периоде.                                                                              Виды планов могут быть классифицированы по двум основным признакам:                                                                                                                       а) в зависимости от видов хозяйственной деятельности разрабатываются планы:                                                                                                                   научных исследований и опытно-конструкторских работ (план НИОКР);                                                                                                                                              - производства конкретных товаров, услуг или их компонентов (производственный план);                                                                                             - продаж в объемном и/или количественном выражении (план сбыта или реализации товаров, услуг);                                                                                           - выполнения определенных показателей финансовой деятельности (финансовый план);                                                                                                       - материально-технического обеспечения производства (план МТО);

осуществление инвестиций (план капитальных вложений);                                      План технического перевооружения и другие планы.                                                       Б) в зависимости от организационной структуры предприятия (уровня планирования) различают планы:  организации (предприятия) в целом;                                                                                      производственного отделения;                                                                                               дочерней компании;                                                                                                      структурного подразделения и т.д.                                                                                                    Таким образом, существует множество типов планов. Каждый из них имеет свою специфику – по составу задач, характеру ориентиров и т.д.

1.3 Организационные формы внутрифирменного планирования

 

Раньше  организационно  процесс централизованного планирования у большинства крупнейших фирм осуществлялся "сверху вниз". Это означает, что плановые директивы разрабатывались на высшем уровне управления, где определялись цели, основные направления и главные задачи развития гостиничного предприятия и предпринимались попытки взаимоувязать все звенья производственного механизма. Затем на более низких ступенях управления эти цели и задачи конкретизировались применительно к деятельности каждого подразделения. Это уже чисто технологическое планирование, устанавливающее пропорции и объемы предоставляемых услуг. После соответствующего согласования плановых заданий с конкретными исполнителями планы окончательно утверждались высшим руководством. Чтобы иметь возможность правильно определить цели и задачи для каждого подразделения, высшее руководство должно было располагать данными о состоянии и развитии каждой службы и каждой услуги, предоставляемой предприятием. Эти данные обычно содержатся в программах маркетинга, которые кладутся в основу разработки плана во всех подразделениях. Аппарат, осуществляющий  внутрифирменное  планирование , включал функциональные подразделения на разных уровнях управления. Высшее звено системы планирования составляли Комитеты при Совете директоров. В некоторых компаниях - это Плановые комитеты в других - Комитеты развития или Центральные управления развития. В них, как правило, входили представители высшего руководства предприятия, которые подготавливают решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики предприятия, выполняют технические, координационные и аналитические функции, участвуют в формулировании основных целей и задач предприятия на длительную перспективу. Подготавливаемые ими рекомендации выносились на рассмотрение Совета директоров и после одобрения   включались   в  форме конкретных мероприятий   в  перспективныйплан развития предприятия.                                                                                  Следующим звеном аппарата планирования являлась центральная служба планирования, в функции которой входила разработка перспективных и текущих планов, корректировка и уточнение плановых показателей. Она составляла формы плановой документации, консультировала высшее руководство по вопросам планирования. Центральные службы планирования имелись практически во всех крупных компаниях. Однако организационно и структурно центральная служба могла быть построена по-разному и отличаться по характеру выполняемых функций. В некоторых компаниях функции центральной службы планирования выполняли отделы планирования, находящиеся в составе других центральных служб. В других компаниях или на отдельных гостиничных предприятиях функции планирования выполняли службы оперативного и текущего планирования и контроля, в задачу которых входило составление планов на сутки, неделю, месяц, квартал, полугодие, год с учетом тех ограничений, которые определяются общекорпорационными целями.  Практика показывает, что сейчас усилилась тенденция индикативного планирования, уже применяемая в американских предприятиях гостиничного бизнеса, где планы составляются, как правило, в производственных отделениях. По некоторым данным, около 2/3 американских компаний планируют "снизу вверх", 1/3- на основе взаимодействия всех уровней управления, а планирование "сверху вниз" вообще отсутствует. Планы, разрабатываемые оперативными подразделениями, рассматриваются центральной плановой службой, службой по трудовым отношениям и затем советом управляющих при главном администраторе. После утверждения Советом директоров план принимает директивный характер.                                                                                      В английских компаниях также преобладает формирование планов в функциональных подразделениях, где готовится исходный план. Плановый отдел (служба) компании вырабатывает директивы, которые поступают в функциональные подразделения для учета его показателей при составлении исходного плана. Здесь так же, как и в американских компаниях, в основу планирования кладется принцип "планирует исполнитель".                                 Процесс принятия стратегических решений в японских компаниях осуществляется либо "сверху вниз", либо взаимосвязано c высшим и низовым уровнями управления. В японских компаниях новшества чаще вводятся "сверху вниз". Вместе с тем тактика оперативной деятельности разрабатывается обычно отделом по управлению персоналом, а принятие решений носит групповой характер. Центральный плановый отдел в японских компаниях играет значительно более важную роль, чем в американских. Обычно именно плановый отдел осуществляет разработку плана. Составленный плановым отделом, план рассматривается комитетом по управлению, а окончательное решение принимается комитетом по управлению и президентом фирмы, который одновременно является и главным управляющим. В японских компаниях это во многом обусловлено тем, что степень их диверсификации меньше, чем американских и английских компаний. Комитет по управлению в японских компаниях является важнейшим органом группового принятия решений, он находится на высшем уровне  организационной  структуры. Характерно, что в японских компаниях долгосрочные планы редко представляются на рассмотрение Совету директоров. Поскольку большинство членов Правления - постоянные сотрудники японских компаний, дублирование решений, принятых комитетом по управлению, не представляется необходимым. Организация процесса планирования в разных предприятиях индустрии гостеприимства имеет свои отличительные особенности, обусловленные различиями в  организационной  структуре управления в целом и характере производственно-технического процесса. Эти отличия касаются как сроков плановых периодов, так и самой процедуры планирования и функций отдельных подразделений, занимающихся вопросами планирования. При разработке перспективных планов предприятия часто устанавливают различные плановые периоды, а также различные сроки по планам разных типов (например, 15-летний срок плана научных исследований и развития и семилетний срок стратегического плана).                                                                    Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что  внутрифирменное   планирование  превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, объективно необходимую при сложившемся уровне обобществления производства.

1.4 Методы оценки эффективности планирования в организации

 

Оценка   эффективности  является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования.  Эффективность  организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для  планирования  и осуществления мероприятий по совершенствованию управления. Критерием  эффективности  при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование. Часто вместо  методов  используется экспертная  оценка  организационно-технического уровня анализируемой и проектируемой системой, а также отдельных её подсистем и принимаемых проектных и плановых решений, или комплексная  оценка  системы управления, основанная на использовании количественно- качественного подхода, позволяющего оценивать  эффективность  управления по значительной совокупности факторов. Невозможно сложить целостную картину  эффективности  управления, не рассмотрев предприятие под различными ракурсами. Общая  эффективность  управления предприятием ( организацией ) состоит из  эффективности  управления отдельными функциональными подсистемами — маркетингом, человеческими ресурсами, финансовыми ресурсами, производством, логистикой и так далее, а также в значительной степени зависит от того, как сбалансировано управление всеми подсистемами на уровне общего управления, то есть на уровне генерального менеджмента. Также  эффективность  управления предприятием необходимо рассматривать в разрезе различных систем предприятия, например:

А) эффективность  системы привлечения ресурсов;

 Б) эффективность  системы эффективного использования ресурсов  организации ;

 В) эффективность  системы координации бизнес-процессов;

Г) эффективность системы контроля во всех областях деятельности предприятия;

 Д) эффективность системы целеориентации предприятия;

Е) эффективность  системы принятия решений;

Ж) эффективность  системы мотивации персонала;

З) эффективность  системы делегирования и распределения ответственности;

И) эффективность  системы  оценки  деятельности предприятия;

К) эффективность  системы прогнозирования;

Информация о работе Планирование в организации