Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 23:03, контрольная работа
Программно-целевое планирование применяется для решения как народно-хозяйственных, так и локальных производственных, технических, экономических и других задач. Необходимость программно-целевого планирования обусловлена ростом и усложнением межотраслевых и межрегиональных связей, выходом производственных, экономических и социальных проблем за рамки отдельно взятой отрасли, региона.
1. Понятие и порядок разработки целевых комплексных программ
2. Финансирование целевых комплексных программ
3. Основные реализуемые целевые программы на федеральном и региональном уровнях
Список использованной литературы
ПЛАН:
1. Понятие и порядок разработки целевых комплексных программ
3. Основные реализуемые целевые программы на федеральном и региональном уровнях
Список использованной литературы
1. Понятие и порядок разработки целевых комплексных программ Программно-целевое Отраслевое планирование
способствует ускорению научно-технического
прогресса, но ведет к ведомственной
разобщенности, тормозящей интеграцию.
Территориальное планирование обеспечивает
развитие инфраструктуры, инициативы
мест, но порождает региональную замкнутость.
Программно-целевое Программно-целевое С 1992 г. плановая система перестала функционировать как в частном, так и государственном секторах. Государственное управление стало опираться на прогнозирование, нормативные акты, но программно-целевое планирование не утратило свое значение как один из немногих оставшихся инструментов вмешательства государства в экономику. В настоящее время разработка целевых комплексных программ является не только методом планирования социально-экономического развития, но и средством реализации политики государства. Разрабатываются федеральные (межгосударственные), региональные, местные целевые программы. Федеральная программа включает экономические, организационные, правовые и другие мероприятия, направленные на реализацию государством политики в целом по стране или в какой-то сфере деятельности. Устанавливается перечень приоритетных проблем, подлежащих программной разработке. В него входят: социальное развитие, включая
повышение экологической поддержка эффективных и свертывание бесперспективных и устаревших производств; развитие инфраструктуры, необходимой для структурных преобразований; эффективное использование ресурсов и сохранение ценного научно-технического потенциала; сбалансированность диверсификация экспортного потенциала. В целях обеспечения решения
особо важных общегосударственных
задач федеральным целевым Перечень целевых программ
формируется в соответствии с
прогнозом социально- Первостепенное место
в составе федеральных программ
занимает программа социально- Программа социально-экономического
развития страны разрабатывается на
краткосрочную и среднесрочную
перспективу исходя из положений, содержащихся
в послании Президента РФ Федеральному
Собранию. Она представляется Правительством
РФ в Совет Федерации и Разрабатываются производственно-экономические, научно-технические, инновационные, социальные, экологические, внешнеэкономические и другие программы. Каждая программа содержит определенную информацию: 1. Наименование, период реализации.
Органы управления, утвердившие
(одобрившие) программу, дата утверждения.
Основные цели, задачи и мероприятия,
направленные на полное или
частичное решение проблемы. Этапы
и механизм реализации 2. Перечень и стоимость
проводимых научно- 3. Развитие производства
по выпуску программной 4. Оценка эффективности,
а также социально- 5. Организация управления программой и контроля за ходом ее выполнения. Программа содержит также
паспорт, технико-экономическое Межгосударственная целевая
программа, в которой участвует
Российская Федерация, включает систему
мероприятий с технико- Порядок разработки и реализации
федеральных и Основными принципами разработки федеральных целевых программ являются: 1. Реализация положений
государственной стратегии 2. Обеспечение координации
и согласованности 3. Участие в программе
не только органов 4. Достижение конкретного
конечного результата и 5. Взаимная ответственность
заказчиков и исполнителей Проекты программ разрабатываются
в соответствующих Разработка программы включает стадии: отбор проблем; принятие решения о разработке; обоснование намечаемых мероприятий; экспертиза и оценка эффективности; утверждение (одобрение); контроль за ходом выполнения. Инициаторами постановки
проблем и обоснования значимость для крупных
структурных изменений и невозможность комплексного
их решения в приемлемые сроки
с использованием рыночного механизма
и необходимость новизна и высокая эффективность
технических, организационных и
иных мероприятий, необходимых для
широкомасштабного взаимоувязанность программных мероприятий. При обосновании проблем для их решения руководствуются также приоритетами и целями социально-экономического развития, прогнозами общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результатами анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитическими условиями. Инициаторы постановки проблем
направляют в Министерство экономики
РФ, на которое возложено методическое
руководство и координация обоснование проблемы и анализ
причин ее возникновения, возможные
способы решения и оценку потребности в финансовых ресурсах и предполагаемые источники их обеспечения; |
предварительную оценку ожидаемой
социально-экономической перечень возможных Министерство экономики
РФ совместно с Министерством
финансов РФ и другими заинтересованными
министерствами и ведомствами на
основе прогнозов социально- Ответственным за разработку и реализацию программы является государственный заказчик. Государственных заказчиков — координаторов федеральных целевых программ назначает Правительство РФ. Ими становятся соответствующие федеральные министерства и ведомства. Федеральные министерства и ведомства могут выступать государственными заказчиками по отдельным направлениям работ и объектам федерального значения. Государственными заказчиками по территориальным подпрограммам выступают органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. Государственный заказчик подготавливает
исходное задание на разработку программы,
организует и управляет действиями
разработчиков, осуществляет управление
исполнителями программы после
ее утверждения (одобрения), обеспечивает
эффективное использование Государственный заказчик путем конкурсного отбора осуществляет выбор исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию. В процессе разработки целевой
программы государственный а) согласовывает с основными
исполнителями программы б) определяет и согласовывает
с Министерством экономики, Министерством
финансов РФ и другими заинтересованными
министерствами и ведомствами Российской
Федерации формы и размеры
государственной поддержки Проекты федеральных программ
направляются на экспертизу в Экспертный
совет при Правительстве РФ или
в другие организации. Главной задачей
Экспертного совета является осуществление
комплексной экспертизы крупных
социально-экономических, научно-технических,
инвестиционных программ и проектов,
отраслевых и территориальных схем
развития и размещения производительных
сил, технико-экономических Цена возможной ошибки
экспертов чрезвычайно велика, так
как затраты на реализацию каждой
программы исчисляются В процессе экспертизы анализируются
возможные последствия приоритетность и социально- решаемых проблем; необходимость осуществления технологической модернизации экономики и развития экспорта наукоемкой продукции; невозможность решения обозначенных проблем в приемлемые сроки с использованием только рыночных механизмов и необходимость государственной поддержки их решения; высокая эффективность и значимые социально-экономические и экологические последствия реализации; необходимость привлечения
наряду с централизованными В случае вынесения экспертным органом отрицательного заключения по объекту экспертизы представленный проект должен быть доработан и представлен на вторую экспертизу. Заключения экспертных органов в части несоблюдения нормативно-правовых положений, международных договоров, государственных стандартов и требований директивных документов являются обязательными для всех юридических и физических лиц. Финансирование работ
по проведению экспертизы проводится
за счет средств инициаторов разработки
программы или средств Государственные заказчики
программ, экспертные органы и органы
исполнительной власти субъектов Федерации
могут привлекать на договорной основе
для проведения экспертизы проектов
программ российских и зарубежных юридических
и физических лиц, являющихся признанными
авторитетами в соответствующих
областях знаний. Заключения таких
экспертов носят Согласованный проект программы,
пояснительную записку с Министерство экономики РФ с участием Министерства финансов РФ и с учетом предложений заинтересованных министерств и ведомств, региональных органов государственного управления подготавливает заключение по проекту программы и предварительной бюджетной заявки. С учетом замечаний и предложений Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ государственный заказчик с разработчиками проводит доработку проекта программы. Доработка межгосударственной целевой программы, в которой участвует Российская Федерация, .осуществляется совместно с ответственными разработчиками других стран. Доработанный проект целевой
программы повторно направляется в
Министерство экономики РФ. В случае
положительной оценки Министерство
экономики РФ по согласованию с Министерством
финансов РФ представляет проект целевой
программы с предварительной
бюджетной заявкой и Федеральные целевые программы,
реализующие важнейшие При представлении Правительством РФ программы на рассмотрение в Государственную Думу одновременно сообщаются сведения: краткая характеристика федеральной целевой программы, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения; результаты выполнения основных этапов (для переходящих программ): требуемые объемы финансирования в целом и по годам с указанием источников; объемы финансирования за счет средств федерального бюджета в предстоящем году; государственные заказчики программы. В случае одобрения Федеральным Собранием РФ межгосударственной целевой программы и форм участия в ней Российской Федерации Правительство РФ или по его поручению орган государственного управления подписывает межгосударственную целевую программу. После утверждения целевой
программы и с учетом объемов
финансирования из федерального бюджета
государственный заказчик на основе
заключенных ранее с Реализация целевых программ
осуществляется на основе государственных
контрактов (договоров), заключаемых
государственным заказчиком программ
со всеми исполнителями в Государственный заказчик может на контрактной (договорной) основе передавать органам государственного управления, предприятиям, организациям выполнение части своих функций, в том числе по формированию и размещению заказов на закупку и поставку продукции для государственных нужд. Формирование Эффективность мероприятий программы обосновывается в конкретных проектах с учетом реальной социально-экономической обстановки. Она имеет социальный, экономический и экологический аспект. Социальная эффективность проявляется в улучшении условий жизни и сохранении здоровья населения, оздоровлении природной среды. Экономическая эффективность выражается в росте производства, снижении издержек, экологическая — в экологически безопасном развитии регионов, предотвращении деградации природных комплексов. Формы и методы управления целевой программой определяются государственным заказчиком. Для управления могут создаваться дирекция, координационный совет, специальный фонд и другие органы. Государственный заказчик ежегодно с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, механизм реализации программы, состав исполнителей. Государственный комитет
РФ по статистике организует ежемесячную
статистическую отчетность по реализации
утвержденных федеральных и Государственные заказчики программ ежегодно направляют в Министерство финансов РФ доклады о ходе работ по программам, эффективности использования финансовых средств. В свою очередь Министерство экономики РФ и Министерство финансов РФ с участием государственных заказчиков, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Правительство РФ доклад о ходе реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. |
В целевой программе
К внебюджетным источникам
относятся: взносы участников программ,
включая предприятия и
Могут создаваться специальные
внебюджетные фонды. Источником средств,
направляемых в эти фонды, являются:
прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятий и организаций, средства
соответствующих бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных
бюджетов, средства внебюджетных фондов
министерств и ведомств Российской
Федерации. По вопросам формирования фонда,
требующим решения
Привлечение иностранного капитала к работам по программам осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об иностранных инвестициях». Иностранные инвесторы могут финансировать программы на основе долевого участия.
Источником финансирования программ служат также инвестиционные и конверсионные кредиты, целевые кредиты банков под государственные гарантии. Оформление и предоставление государственных гарантий на выдачу кредита коммерческими банками осуществляет Министерство финансов РФ. Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты, мероприятия.
Для целевого финансирования программ из федерального бюджета в очередном финансовом году Министерство экономики РФ совместно с Министерством финансов РФ с привлечением других заинтересованных министерств и ведомств за 2 месяца до его рассмотрения в Федеральном Собрании РФ направляет Правительству РФ перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, рекомендуемых к финансированию из федерального бюджета, с бюджетными заявками на них. При подготовке перечня федеральных и межгосударственных целевых программ и бюджетных заявок на них на очередной финансовый год Министерство экономики РФ с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых программ, мер по привлечению средств бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования, возможностей федерального бюджета Российской Федерации определяет размеры государственной поддержки целевых программ, включая объемы централизованных капитальных вложений, расходы на научные исследования, прочие текущие расходы.
В федеральном бюджете
выделение ассигнований для финансирования
капитальных вложений, затрат на НИОКР
и прочих текущих затрат предусматривается
целевым назначением
По утвержденным Федеральным
Собранием РФ или Правительством
РФ федеральным и
Для получения ассигнований
из федерального бюджета государственный
заказчик-координатор
При сокращении объемов бюджетного финансирования по целевой программе по сравнению с предусмотренными утвержденной программой государственный заказчик разрабатывает Дополнительные меры по привлечению средств бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников для выполнения работ по программе в установленные сроки. Государственный заказчик может вносить предложения Министерство экономики РФ и Министерство финансов РФ об уточнении сроков и промежуточных этапов реализации целевой программы.
Корректировка обязательств российской стороны по межгосударственным целевым программам, в которых участвует Российская Федерация, осуществляется совместно с ответственными разработчиками других стран.
В связи с ограниченными возможностями федерального бюджета централизованное выделение средств предусматривается только на реализацию отдельных мероприятий и проектов. Кроме того, на конкурсной основе возможна поддержка отдельных быстро окупаемых проектов в производственной сфере. Финансовое обеспечение ориентируется, особенно на первом этапе, на использование возможностей субъектов экономики, иностранных инвестиций, в том числе на региональном уровне.
Ежегодные объемы финансирования уточняются исходя из реальных возможностей федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по трем категориям программ.
Показатели финансирования федеральных целевых программ
Утвержденные в годы, предшествующие очередному финансовому году:
1. Объем финансирования
на очередной финансовый год,
принятый при утверждении
2. Объем финансирования
на очередной финансовый год,
предлагаемый Правительством
3. Объем финансирования за предшествующие годы, за текущий финансовый год, принятый при утверждении программы.
4. Объем фактического
финансирования за
5. Объем финансирования
на финансовые годы, следующие
за очередным финансовым годом,
6. Объем финансирования на финансовые годы, следующие за очередным финансовым годом.
Впервые предлагаемые для утверждения финансирования:
1. Технико-экономическое
обоснование целесообразности
2. Ожидаемые социально-
3. Объем финансирования
на очередной финансовый год,
предлагаемый Правительством
4. Объемы финансирования
на последующие финансовые
Предлагаемые к прекращению финансирования из федерального бюджета:
1. Объем финансирования
на очередной финансовый год,
принятый при утверждении
2. Объем финансирования
за предшествующие годы и за
текущий финансовый год,
3. Объем фактического
финансирования за
4. Объем финансирования
на финансовые годы, следующие
за очередным финансовым годом,
Отдельные конкретные мероприятия
федеральных программ могут включаться
в региональные программы и проекты,
утверждаемые органами исполнительной
власти соответствующих субъектов
РФ по согласованию с государственным
заказчиком-координатором и
Для достижения целей программы
последовательно реализуются