Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 23:03, контрольная работа
Программно-целевое планирование применяется для решения как народно-хозяйственных, так и локальных производственных, технических, экономических и других задач. Необходимость программно-целевого планирования обусловлена ростом и усложнением межотраслевых и межрегиональных связей, выходом производственных, экономических и социальных проблем за рамки отдельно взятой отрасли, региона.
1. Понятие и порядок разработки целевых комплексных программ
2. Финансирование целевых комплексных программ
3. Основные реализуемые целевые программы на федеральном и региональном уровнях
Список использованной литературы
В ходе реализации программы
ежегодно осуществляется оценка достижения
ее целей и задач за прошедшее
время, в том числе освоения капитальных
вложений, причины отклонений от установленных
заданий. Разрабатываются предложения
по решению проблем, выявленных в
ходе реализации программы, мероприятия
по устранению допущенных отставаний,
по привлечению средств на реализацию
программы, по созданию новых рабочих
мест в результате реализации программы,
трудоустройству и
Кроме того, при необходимости
готовятся предложения по финансовому
оздоровлению предприятий — исполнителей
программы, повышению
В последние годы федеральные программы финансируются из федерального бюджета не более чем на 20%, остальные средства находят из других источников. Нередко финансирование программ прекращается несмотря на их особую значимость.
3. Основные реализуемые целевые программы на федеральном и региональном уровнях Федеральных целевых программ принято много. Они призваны решать приоритетные социально-экономические, оборонные, научно-технические, природоохранные и другие важнейшие задачи. В области развития базовых
отраслей экономики и инфраструктуры
главную роль играет программа «Реструктуризация
и конверсия оборонной В состав оборонной промышленности входят 1700 предприятий восьми военно-ориентированных отраслей; на них занято около 2 млн чел. За 1992—1996 гг. военное производство уменьшилось в 6 раз, а выпуск гражданской продукции на оборонных предприятиях — в 3 раза. Но и остающиеся мощности признаются излишними в значительной мере. Верхняя граница расходов по оборонной промышленности установлена на уровне 3,5% к ВВП. До 2000 г. планируется сформировать обновленное ядро ВПК в составе примерно 670 предприятий (к 2005 г. их число уменьшится еще на 35%). Эти предприятия возьмут на себя выполнение оборонного заказа, создание мобилизационных мощностей, они же получат приоритет при конкурсном размещении конверсионных кредитов и заказов по линии военно-технического сотрудничества. Остальные предприятия, не загруженные оборонным заказом и мобилизационными заданиями, включаются в выполнение конверсионных программ. Предпосылками государственного
планирования конверсии служат военная
доктрина, программы разработки и
производства военной техники, военно-технического
сотрудничества РФ с другими государствами.
Планирование конверсии осуществляется
с соблюдением следующих сохранение потенциала оборонной промышленности на уровне, обеспечивающем безопасность РФ; государственная поддержка конверсии путем предоставления бюджетных средств на возвратной и платной основе и бюджетных ассигнований, размещения на конверсируемых предприятиях заказов на поставку продукции для государственных нужд; эффективное применение технологических процессов, используемых предприятиями оборонной промышленности; ориентация конверсируемых предприятий на решение приоритетных научно-технических задач за счет высвобождаемых мощностей и трудовых ресурсов. Основанием для конверсии
являются решение о сокращении научной
и производственной деятельности по
обеспечению федеральных Показатели конверсии
характеризуют объем Федеральная целевая программа
«Реструктуризация и конверсия
оборонной промышленности» Программа предусматривает: 1. Перепрофилирование 2. Проведение научно- 3. Проведение мероприятий
по подготовке и освоению Предприятия, подлежащие конверсии,
разрабатывают и по согласованию
с соответствующим органом соответствие представленных документов требованиям методических рекомендаций, утверждаемых Минэкономики РФ; глубина конверсии; соответствие продукции современному уровню и ее конкурентоспособность; наличие платежеспособного спроса на продукцию на внутреннем и внешнем рынках в предусмотренных программой объемах; соответствие целей программы
приоритетам федеральной возможность сохранения или
создания новых рабочих мест развития
научно-технического потенциала, возможности
максимального использования экономическая эффективность производства продукции и сроки возврата бюджетных средств; выполнение нормативов экологических требований. По итогам экспертизы и конкурсного отбора государственный фонд конверсии оформляет решение о принятии программы к финансированию. Постановлением Правительства
РФ от 2 февраля 1998 г. № 143 утверждено Положение
о порядке финансирования инвестиционных
программ конверсии оборонной Государственный фонд конверсии
является агентом Правительства
РФ по осуществлению финансирования
программ конверсии оборонной Государственный фонд конверсии заключает с предприятиями, участвующими в реализации конверсионных программ, договоры о предоставлении средств из федерального бюджета. При заключении договора учитываются: сумма и целевое назначение средств; проценты за пользование средствами, графики и порядок их уплаты: обязательства заемщика по целевому использованию средств, возврату средств, по предоставлению информации для мониторинга использования средств; способ обеспечения исполнения заемщиком обязательств по возврату средств вместе с процентами; |
порядок контроля за целевым использованием средств и своевременной уплатой процентов. В качестве обеспечения обязательств
могут выступать залог К договору прилагается в качестве его составной части бизнес-план заемщика по реализации инвестиционной программы конверсии. Программы конверсии из-за недостаточного финансирования пока выполняются неудовлетворительно. Так, согласно федеральной программе конверсии на 1995—1997 гг. были введены мощности по гражданской продукции на 5 трлн руб. вместо планируемых 41 трлн руб., создано 70 тыс. дополнительных рабочих мест, а намечалось 400 тыс. С 1997 г. конверсионные программы оборонных предприятий из бюджета фактически не финансируются. Важные социальные проблемы призвана решить федеральная программа «Дети России». В Российской Федерации число детей составляет около 39 млн чел., или 26% всего населения. Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация. Целью программы «Дети России» является создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в условиях рыночных преобразований и реформ. Общие затраты из федерального
бюджета на реализацию федеральной
программы «Дети России»
Предполагается привлечь средства российских и зарубежных неправительственных организаций, коммерческих структур, физических лиц, участвующих в реализации федеральных целевых программ на добровольной основе. Координацию работы по реализации
федеральной программы «Дети
России» осуществляет Министерство
труда и социального развития
РФ. Министерство и ведомства —
государственные заказчики Так, государственным заказчиком по подпрограмме «Дети-инвалиды» является Министерство труда и социального развития РФ, «Дети-сироты» — Министерство образования РФ, «Дети Севера» — Министерство национальной и региональной политики РФ, «Дети Чернобыля» — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, «Планирование семьи» — Министерство здравоохранения РФ. Реализация федеральной программы«Дети России» позволит улучшить охрану здоровья детей, снизить материнскую и младенческую заболеваемость и смертность, детскую инвалидность, создать условия для интеграции в общество детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения детей раннего возраста полноценным питанием, снижения воздействия на детей, беременных женщин и кормящих матерей неблагоприятных факторов чернобыльской катастрофы. |
Ниже приводится краткая характеристика некоторых других целевых программ. Программе «Развитие гражданской
авиационной техники России», рассчитанной
на период до 2000 г., присвоен статус президентской.
Государственным заказчиком программы
является Министерство экономики РФ.
Технический уровень развития отечественной
гражданской авиационной Программа «Техническое перевооружение
и развитие металлургии России»
рассчитана на период до 2000 г. Государственный
заказчик — Министерство экономики
РФ. Проблема актуальна, поскольку техническое
оснащение отечественной Наиболее важной является федеральная целевая программа «Стабилизация и развитие агропромышленного производства в Российской Федерации^, рассчитанная на период до 2000 г. Государственным заказчиком выступает Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. Экстенсивный путь экономического роста создал мощную структуру АПК. После распада СССР произошло ее разрушение (разорваны связи между поставщиками и потребителями готовой продукции, полуфабрикатов, сырья и непосредственно хозяйственная цепочка «поставщик — покупатель»). Последовавшие реформы и преобразования АПК особого успеха не имели (например попытки внедрить фермерство). Программа предполагает увеличение инвестирования в реальный сектор АПК, стимулирование предпринимательской деятельности в этой области, что позволит частично решить текущие проблемы. Из федеральных программ развития регионов можно отметить программу «Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области до 2000 годе». Государственным заказчиком являются администрация Сахалинской области и Госкомсевер России. Общий объем финансирования установлен в размере 200,45 млн руб., из них государственные инвестиции составляют 133,20 млн руб. Необходимо отметить, что
из-за отсутствия своевременного финансирования
и стагнации экономики Для решения острых проблем
жилищного строительства Из других реализуемых программ следует отметить программы: «Развитие медицинской промышленности
и улучшение обеспечения «Федеральная космическая программа России»; «Коммуникации»; «Государственная поддержка
малого предпринимательства в «Ресурсосбережение»; «Повышение «Развитие промышленной биотехнологии»; «Сохранение Российского леса»; «Экологическая безопасность России»; «Радиационная реабилитация населения и территорий»; «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)»; «Улучшение условий и охраны труда»; «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера». Из сказанного можно сделать
следующие выводы об особенностях программного
подхода к решению задач Целевая программа является
объектом управления независимо от ведомственной,
территориальной Мероприятия программы направлены
на решение как Все программы взаимоувязаны, являются элементами единой программы социально-экономического развития страны на кратко- и среднесрочную перспективу и служат эффективным средством реализации государственной внутренней и внешней политики. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: