Программно-целевой метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование управлением Хабаровского края, на основе программно-целевого метода.
В соответствии с поставленной целью, задачи исследования сводятся к следующему:
1. Рассмотреть теоретические основы программно-целевого метода регионального развития. Выявить преимущества и недостатки.
2. Проанализировать особенности управления Хабаровским краем на основе программно-целевого метода.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы программно-целевого метода регионального развития……………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность программно-целевого метода……………………………………….5
1.2 Преимущества и недостатки программно-целевого метода………………...10
1.3 Российский и зарубежный опыт использования ПМЦ планирования……...13
2 Программно-целевой метод регионального развития Хабаровского края………………………………………………………………………………….16
2.1 Программное управление регионом…………………………………………..16
2.2 Управления развитием Хабаровского края на основе программно-целевого метода……………………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….41

Файлы: 1 файл

Программно-целевой метод регионального развития.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Теоретические основы программно-целевого  метода регионального развития……………………………………………………………………………..5

1.1 Сущность программно-целевого метода……………………………………….5

1.2 Преимущества и недостатки программно-целевого метода………………...10

1.3 Российский и зарубежный опыт  использования ПМЦ планирования……...13

2 Программно-целевой метод регионального  развития Хабаровского края………………………………………………………………………………….16

2.1 Программное управление регионом…………………………………………..16

2.2 Управления развитием Хабаровского края на основе программно-целевого метода……………………………………………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………..39

Список  используемых источников………………………………….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики.

В настоящее время  общепризнанным является мнение, что  программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации.

В Федеральном законе «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации» вопросы  разработки прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и  программ социально-экономического развития Российской Федерации определены как равнозначные для целей государственного управления.

На практике имеют  место многочисленные факты смешения функций и задач социально-экономического прогнозирования и программирования. Они показывают, что до сих пор отсутствует ясное понимание того, какие хозяйственные и социальные проблемы требуют программного решения, а какие — могут быть решены в рамках текущей деятельности или среднесрочного прогнозирования. К настоящему времени накоплен значительный опыт разработки программ, который требует своего обобщения. Это тем более необходимо, что при достаточно массовой разработке целевых программ в их результативность по ряду причин остается довольно низкой.

Для повышения эффективности  региональной экономики страны как многоуровневой социально-экономической системы представляется целесообразным обеспечить координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ.

Предметом исследования курсовой работы является программно-целевой метод регионального развития.

Объект исследования – Хабаровский край.

Целью курсовой работы является исследование управлением Хабаровского края, на основе программно-целевого  метода.

В соответствии с поставленной целью, задачи исследования сводятся к  следующему:

1. Рассмотреть теоретические  основы программно-целевого метода  регионального развития. Выявить  преимущества и недостатки.

2. Проанализировать особенности  управления Хабаровским краем  на основе программно-целевого  метода.

Методологическую основу исследования составили работы таких авторов как: Л.Г. Гранберг «Основы региональной экономики», Г.С. Поспелов «Программно-целевое планирование и управление»,  Б.А. Райзберг «Программно-целевое планирование и управление», Н.Г. Стефанов «Программно-целевой подход в управлении» и др.

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы программно-целевого метода регионального развития

 

1.1 Сущность программно-целевого метода

 

Федеральные целевые  программы — это ориентир деятельности службы занятости населения. Они представляют собой основополагающие документы, конкретно устанавливающие, кто, что, когда, где и каким образом должен делать на федеральном и на региональном уровне, и направленные на решение конкретных крупных проблем. [2, с. 128]

Программа (от греч. programma — публичное объявление, предписание, распоряжение) в самом общем смысле слова означает совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнению действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы, задачи, а также информации об этих действиях. Подобное определение может быть отнесено не только к программам осуществления комплекса мер по решению возникшей проблемы, но и к таким специфическим программам, как учебные, компьютерные и даже театральные, телевизионные, программы радиопередач, содержащие сведения о сценических действиях, времени их проведения, исполнителях. [8, с. 87]

Цель, как универсальное  понятие, означает мысленно представляемый, ожидаемый, намеченный результат направленных действий. В то же время цель есть мотив осуществления деятельности и средство интеграции отдельных действий, составляющих деятельность, в единую целостную систему.

Соединение, синтез понятий  «программа» и «цель» образует в  своем единстве категорию «программно-целевая  деятельность» с модификациями  «программно-целевые методы», «программно-целевое управление», «целевые программы». Сочетание слов «программность» и «целенаправленность» позволяет выделить круг программных действий, обладающих направленностью, в совокупность четко целеориентированных мер. Такие меры образуют целенаправленный программно-целевой комплекс, в котором цель деятельности выходит на первый план, становится, с одной стороны, главным ориентиром, а с другой — связующим звеном всей системы действий. [16, с. 54]

Таким образом, программно-целевая  деятельность представляет систему намечаемых, подлежащих осуществлению мер, действий, проведение которых призвано обеспечить достижение единой, заранее поставленной цели. Определенная подобным образом программно-целевая деятельность имеет формы, получившие название «программно-целевое планирование», «программно-целевое управление», «социально-экономическое программирование».

В широком смысле слова  программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных  проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем. Естественно, что в подобном кратком определении, отражающем главные черты программно-целевого метода, не воплощается все многообразие характеризующих его признаков. К тому же при непосредственном применении программно-целевого метода к конкретным проблемам, объектам, процессам проявляются его специфические особенности, обусловленные природой предметов и объектов и характером проблем, на решение которых ориентированы программные мероприятия.

Чтобы получить полное представление  о программно-целевом методе решения  социально-экономических проблем  разного уровня и масштаба, более обстоятельно рассмотрим основные его черты и признаки. Программно-целевой метод чаще всего используется при наличии проблемных ситуаций, не находящих своего решения, и инерционного режима функционирования и развития программируемой системы. Иначе говоря, программно-целевой способ должен быть использован, если проблема не устраняется в процессе естественного функционирования системы, а, наоборот, имеет тенденцию к обострению. Вследствие этого необходимо принять специальные программные меры, сконцентрировать усилия, мобилизовать ресурсы в интересах решения проблемы в течение определенного срока. Как следует из этих положений, программно-целевой метод относится к категории проблемно ориентированных, тесно связанных с решением насущных, масштабных, долговременных проблем.

Программно-целевой метод  подразумевает изначальную формулировку, постановку целей, на достижение которых ориентировано проведение мер, действий, предусматриваемых программой. Система целей программы должна быть определена на основании, с одной стороны, характера решаемой проблемы, а с другой — ресурсных возможностей ее решения с учетом ограничений, накладываемых наличием ряда проблем и общей узостью ресурсного потенциала. Постановка целей должна осуществляться в непосредственной увязке с намеченными сроками выхода на заданный целевой уровень. [7, с. 316]

Целеполагание и целеобоснование  как органичная составная часть и определяющий признак программно-целевого метода призваны ориентировать программные мероприятия на цели, лежащие в основе программы. Кроме того, генеральная цель и вся совокупность целей программы действий по решению проблемы призваны быть связующим звеном, объединяющим эти действия в целереализуемую систему. Методология программно-целевого планирования и управления предусматривает обоснование целей с точки зрения их достижимости во времени и согласованности с ресурсными возможностями.

Применение программно-целевого метода исходит из необходимости  придания как можно более высокого уровня конкретности, количественной определенности постановке программных  целей. В то же время программно-целевой  метод допускает постановку целей  в качественной формулировке, не обладающих четким числовым выражением, но достаточно ясных, чтобы представлять собой целевые ориентиры, по которым можно устанавливать требуемую направленность программных действий. [9, с. 234]

Программно-целевой метод  характерен еще и тем, что предусматривает постановку целей не только в виде главного целевого ориентира единственной цели. Этому методу свойственно рассмотрение совокупности целей и целевых задач, образующих многоуровневую, иерархически построенную целевую систему, охватывающую все целевые элементы, достижение которых требуется для решения программной проблемы, рассматриваемой во всех ее аспектах, с учетом разных сторон.

Сердцевину программно-целевого метода представляет переход от совокупности системно организованных целей и задач решения проблемы к системе программных действий, мероприятий по достижению целей, решению целевых задач, ведущему к ослаблению или снятию проблемы.

В построении программы  целереализующих действий посредством  выполнения набора процедур, формирующих их состав и позволяющих убедиться, что намеченные действия приводят к достижению поставленных целей, и состоит суть программно-целевого метода. При этом возникает необходимость обеспечить согласованность постановки программных целей и формируемых программных мер по их достижению в течение установленного времени при заданных ресурсных возможностях и ограничениях.

Подобная согласованность  достигается благодаря тому, что  программно-целевой метод опирается на использование логической схемы формирования программ, выражаемой формулой: «цели программы — пути достижения программных целей — средства, необходимые для практической реализации путей». Вкратце главная формула применения программно-целевого метода звучит как «цели — пути — средства» и отражает основной методологический принцип, согласно которому программные цели надлежит воплощать в систему мероприятий, путей и способов их реализации, обеспеченных, в свою очередь, требуемыми для этого средствами, ресурсами. [3, с. 186]

Понятие «целевая программа», ранее использовавшееся под названием «целевая комплексная программа», является основной, исходной категорией программно-целевого планирования и управления, поэтому его трактовке уделяется много внимания в научной, учебной литературе по вопросам программно-целевого планирования и управления и в официальных нормативных правовых документах, регулирующих процессы разработки и реализации целевых программ.

В самом общем виде целевая программа представляет собой совокупность намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий (действий), направленных на решение насущной проблемы, которое не может быть обеспечено без концентрации усилий и средств для достижения поставленной цели. В этом несколько пространном определении подчеркиваются следующие признаки, свойства целевых программ:

- программность, характеризуемая  наличием плана проведения комплекса взаимосвязанных, согласованных программных действий;

- целеориентированность, выражаемая направленностью программных мер на достижение цели в виде решения единой, общей проблемы;

- комплексность в виде  сочетания разнообразных мер,  обеспечивающих решение программной проблемы;

- ресурсообеспеченность,  отражающая подкрепление программных действий ресурсами в необходимом количестве, концентрацию ресурсов в рамках программы;

- результативность (эффективность), проявляющаяся в том, что успешное решение программной проблемы не может быть достигнуто другими, непрограммными способами, без проведения программных мер и сосредоточения ресурсов. [3, с. 189]

По признаку временной  протяженности (длительности действия) целевые программы принято разделять на следующие три группы:

- долгосрочные (продолжительность  свыше 5 лет);

- среднесрочные (продолжительность  от 3 до 5 лет);

Информация о работе Программно-целевой метод