Программно-целевой метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование управлением Хабаровского края, на основе программно-целевого метода.
В соответствии с поставленной целью, задачи исследования сводятся к следующему:
1. Рассмотреть теоретические основы программно-целевого метода регионального развития. Выявить преимущества и недостатки.
2. Проанализировать особенности управления Хабаровским краем на основе программно-целевого метода.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы программно-целевого метода регионального развития……………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность программно-целевого метода……………………………………….5
1.2 Преимущества и недостатки программно-целевого метода………………...10
1.3 Российский и зарубежный опыт использования ПМЦ планирования……...13
2 Программно-целевой метод регионального развития Хабаровского края………………………………………………………………………………….16
2.1 Программное управление регионом…………………………………………..16
2.2 Управления развитием Хабаровского края на основе программно-целевого метода……………………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….41

Файлы: 1 файл

Программно-целевой метод регионального развития.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Новыми направлениями  государственной поддержки станут меры, направленные на развитие международного сотрудничества малых предприятий  и развитие социальной ответственности  субъектов малого предпринимательства. В рамках этой работы особое внимание будет уделяться устранению разрыва в уровне заработной платы работников предприятий малого бизнеса и крупных и средних предприятий.

Таким образом, все указанные  меры будут направлены на развитие малого бизнеса, который, в свою очередь, оказывает существенное влияние на решение проблемы занятости и прямо или косвенно участвует в формировании бюджетов всех уровней. Малое предпринимательство является основой для формирования конкурентной среды, насыщения платежеспособного спроса, улучшения социального климата и в конечном итоге положительного влияния на все сферы общественной жизни региона.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 8 мая 2009 г. N 159-пр была утверждена "Краевая целевая программа содействия занятости населения Хабаровского края на 2009 - 2011 годы".

В 2006 - 2007 годах и на протяжении 2008 года в Хабаровском  крае (далее - край) сохранялась положительная динамика основных общеэкономических показателей развития края, отсутствовала угроза массовых высвобождений.

В прошедший период наблюдался рост по большинству видов экономической  деятельности, улучшилось финансовое состояние предприятий, а также обеспечена положительная динамика показателей уровня и качества жизни населения. Денежные доходы в среднем на душу населения в месяц составили в январе - декабре 2008 г. 16 658,4 рубля, или 114,3 процента к уровню 2007 года.

Начисленная номинальная  среднемесячная заработная плата в  расчете на одного работника составила 19 951 рубль, или 125,1 процента к уровню 2007 года. Прожиточный минимум (в среднем на душу населения в месяц) составил 6,7 тыс. рублей.

Структурная перестройка  экономики, повышение потребительского спроса обусловили в 2007 - 2008 годах повышение спроса на труд, снижение уровня безработицы в крае. Но начавшийся к осени 2008 года кризис финансово-экономической сферы уже к началу 2009 года привел к устойчивому росту численности безработных. Если на 01 ноября 2008 г. в крае было зарегистрировано 18,5 тыс. безработных, то на 01 января 2009 г. - уже 22,3 тыс. безработных, и рост численности безработных продолжился в 2009 году. По состоянию на 29 апреля 2009 г. рост численности безработных по сравнению с началом года составил 51 процент.

Если в 2006 - 2008 годах  в экономике края отсутствовала угроза массовых увольнений, а процессы высвобождения были связаны с реорганизацией или оптимизацией численности работников, то в январе - марте 2009 г. отмечен рост числа увольнений работников по причине сокращения объемов производства.

Влияние финансово-экономического кризиса на рынок труда выразилось не только в высвобождении излишних работников, но и в использовании работодателями административных отпусков без сохранения заработной платы, сокращении рабочей недели, простоях, задержке выплаты заработной платы. Это привело к росту числа увольнений по собственному желанию по причине не перезаключения срочных трудовых договоров, сокращения штата, что также повлияло на снижение числа вакансий.

В 2009-2011 годах на объемы рынка труда последствия финансово-экономического кризиса также повлияли, прежде всего, вызывающие рост территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы. В свою очередь, это будет создавать повышенную потребность в трудоустройстве, услугах по обучению и опережающему обучению, переподготовке, повышению квалификации, социальной поддержке в период безработицы.

 

Таблица 2.2 – Показатели реализации программы за 1 квартал 2012 года

Наименование целевых индикаторов, показателей

Базовый показатель по программе (2010 год)

Предусмотрено на 2012 г.

Фактически достигнуто за 1 кв.2012 г.

Уровень достижения целевых индикаторов

за 1 кв. 2012 г., %

к базов.

к плану

Численность зарегистрированных безработных

27,6

23,0

19,8

139,4

116,2

Уровень регистрируемой безработицы

3,6

2,7

2,6

138,5

103,8

Напряженность на рынке труда

1,7

1,2

1,2

141,7

100,0

Доля трудоустроенных граждан  в общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные  учреждения занятости с целью  поиска подходящей работы

53,3

56,0

36,8

69,0

65,7

Доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в государственные  учреждения занятости с целью  поиска подходящей работы

35,8

36,5

33,4

93,3

91,5

Численность участников по мероприятиям содействия трудоустройству (всего)

47022

44150

12045

25,6

27,3

- профессиональная подготовка, повышение  квалификации и переподготовка  безработных граждан

7104

5100

2058

29,0

40,4

- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

-

30

6

-

20,0

- профессиональная ориентация, психологическая   поддержка

17000

24000

7084

41,7

29,5

- социальная адаптация безработных  граждан

2000

3400

936

46,8

27,5

- организация содействия самозанятости  населения;

1266

600

403

31,8

67,2

- организация ярмарок вакансий  и учебных рабочих мест

324

150

67

20,7

44,7

- информирование о положении  на рынке труда

х

х

х

х

х

- организация общественных работ

6927

6700

873

12,6

13,0

- организация временного трудоустройства  безработных граждан, испытывающих  трудности в поиске работы

657

450

96

14,6

21,3

- организация временного трудоустройства  несовершеннолетних граждан в  возрасте от 14 до 18 лет

11689

3640

512

4,4

14,1

- организация временного трудоустройства  безработных граждан в возрасте  от 18 до 20 лет из числа выпускников  учреждений начального и среднего  проф. образования, ищущих работу  впервые

55

70

10

18,2

14,3

- содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости

-

10

0

-

0,0

Социальная поддержка безработных  граждан:

- численность получателей пособий  по безработице (в среднемесячном исчислении)

21100

20993

16481

78,1

78,5

- численность получателей стипендий

7104

6030

2058

29,0

34,1

- численность получателей  досрочной  пенсии                       

550

867

480

87,3

55,4


 

В прогнозируемый период в крае будут решаться следующие задачи:

- сохранение и создание  рабочих мест на основе реализации  антикризисных мер в сфере экономики, принятых Правительством края, а также реализации дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, предусматривающих поддержку занятости населения, снижение угрозы массового высвобождения;

- развитие системы  социального партнерства;

- развитие информационных  ресурсов службы занятости, в  том числе обеспечивающих прямой доступ пользователей к ним;

- формирование и поддержка  единой общероссийской базы данных о работниках и рабочих местах для создания условий, содействующих свободному переливу рабочей силы;

- проведение взвешенной  миграционной политики, направленной  на позитивное территориальное перемещение населения; осуществление контроля над привлечением и использованием иностранной рабочей силы, противодействие нелегальной миграции иностранной рабочей силы.

К современным проблемам  в сфере занятости и на рынке  труда края также относятся:

- снижение реальных  доходов отдельных категорий населения, вызванное влиянием финансово-экономического кризиса, а также инфляции, будет выталкивать людей к выходу на рынок труда в поисках более доходного рабочего места, дополнительного заработка;

- территориальная разобщенность  свободных рабочих мест и свободной рабочей силы существенно повлияет на ситуацию на локальных рынках труда. Более 60 процентов спроса на рабочую силу, как правило, заявляют работодатели в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, тогда как основная доля предложения рабочей силы отмечается в целом на локальных (разобщенных, не связанных между собой) рынках труда малых городов и сельской местности края. Это обстоятельство отражается на значительном превышении предложения рабочей силы над спросом в отдельных муниципальных образованиях;

- низкая конкурентоспособность  на рынке труда отдельных категорий  граждан (молодежи, впервые вступающей в трудовые отношения; женщин, имеющих малолетних детей; инвалидов; граждан, освобожденных из учреждений исполнения наказаний; длительно (более одного года) не работавших граждан, а также граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины).

Программно-целевой метод позволяет осуществлять комплексный подход к решению проблемы, распределять полномочия и ответственность, планировать расходы на осуществление программных мероприятий и проводить мониторинг результатов реализации Программы.

Способом ограничения  рисков будет являться ежегодная  корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов, а также изменения положения на рынке труда в условиях влияния финансово-экономического кризиса.

Программа нацелена на содействие продуктивной занятости населения края.

Организация профессионального обучения безработных граждан будет направлена на дальнейшее сближение профессионально-квалификационной структуры рабочей силы с потребностями рынка труда. Действия органов службы занятости обеспечат содействие работодателям в:

- организации опережающего  обучения сокращаемых работников  путем проведения групповых и индивидуальных консультаций с работниками по вопросам, связанным с их обучением и последующим трудоустройством;

- информировании сокращаемых  работников, нуждающихся в профессиональном  обучении, о выборе профессий и специальностей, видов и форм обучения, места учебы;

- предоставлении на договорной основе профориентационных услуг, учебно-программной документации, современных эффективных технологий и методик обучения;

- развитии системы  внутрифирменной подготовки в  крае через организацию профессиональной подготовки безработных граждан на базе промышленных предприятий, испытывающих устойчивый дефицит квалифицированных рабочих кадров, а также:

- приоритетность профессионального  обучения безработных граждан,  особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы (молодежи; инвалидов; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; молодых матерей);

- содействие безработной  молодежи, не имеющей профессии (специальности), в получении профессионального образования, прежде всего, в учебных заведениях начального профессионального образования;

- обучение основам  предпринимательства в целях  содействия самозанятости и предпринимательской инициативы безработных граждан и незанятого населения;

- повышение квалификации  безработных выпускников учебных  заведений системы начального профессионального образования по профессиям приоритетных отраслей экономики края (промышленность, строительство, энергетика, транспорт и сельское хозяйство) для повышения их конкурентоспособности на рынке труда;

- проведение конкурсного  отбора образовательных учреждений  всех уровней для повышения качества обучения безработных граждан;

- оптимизацию сроков  и стоимости обучения;

- информирование населения по вопросам профессионального обучения;

- эффективное использование  средств федерального бюджета,  предназначенных для профессионального обучения безработных граждан, привлечение средств работодателей и других источников финансирования.

В рамках Программы редполагается ежегодно направлять на профессиональное обучение и переобучение до 5,5 тыс. безработных граждан.

Одним из приоритетных направлений  содействия занятости населения  является временное трудоустройство граждан в первую очередь на общественные работы. Цель привлечения безработных граждан к общественным работам состоит в оказании материальной поддержки, сохранении мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретении трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность. В сельской местности края проведение общественных работ становится безусловной необходимостью для организации временной занятости длительно неработающих граждан.

Социальная поддержка  безработных граждан будет проводиться по направлениям:

- выплата пособий по безработице в период активного поиска безработными гражданами подходящей работы и их участия в общественных работах;

- выплата безработным  гражданам стипендии в период  их профессиональной подготовки и повышения квалификации;

- оказание материальной  помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты;

- предоставление в  соответствии с действующим законодательством  возможности досрочного выхода на пенсию безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо с сокращением численности или штата работников организации, при невозможности их трудоустройства.

Мониторинг хода выполнения Программы осуществляет управление государственной службы занятости населения Правительства Хабаровского края.

Постановлением Правительства  Хабаровского края от 30.06.2011 г. №198-пр, начала реализацию Краевая целевая программа  «Развитие семейной политики в Хабаровском  крае на 2012-2014 гг.». С целью укрепления и развития социального института семьи, поддержки материнства и детства, улучшения качества жизни и здоровья детей-инвалидов, осуществления государственной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Краевая целевая программа «Государственная поддержка развития муниципальной системы дошкольного образования в Хабаровском крае в 2011 - 2013 гг.», утверждена Постановлением Правительства Хабаровского края от 31.05.2011 г. № 163-пр.

Информация о работе Программно-целевой метод