Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование управлением Хабаровского края, на основе программно-целевого метода.
В соответствии с поставленной целью, задачи исследования сводятся к следующему:
1. Рассмотреть теоретические основы программно-целевого метода регионального развития. Выявить преимущества и недостатки.
2. Проанализировать особенности управления Хабаровским краем на основе программно-целевого метода.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы программно-целевого метода регионального развития……………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность программно-целевого метода……………………………………….5
1.2 Преимущества и недостатки программно-целевого метода………………...10
1.3 Российский и зарубежный опыт использования ПМЦ планирования……...13
2 Программно-целевой метод регионального развития Хабаровского края………………………………………………………………………………….16
2.1 Программное управление регионом…………………………………………..16
2.2 Управления развитием Хабаровского края на основе программно-целевого метода……………………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….41
Основной целью Программы является повышение доступности дошкольного образования в муниципальных образованиях края.
Основными задачами являются:
- увеличение численности детей, получающих услуги дошкольного образования и услуги по содержанию детей (по присмотру и уходу);
- поддержка вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных дошкольных организаций;
- формирование инфраструктуры поддержки для оказания информационных и консультационных услуг органам местного самоуправления края в целях развития вариативных форм дошкольного образования;
- перевод услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), в электронный вид.
Доклады глав муниципальных образований "О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2011 год", свидетельствуют, что ситуация с доступностью дошкольного образования в крае не может быть признана удовлетворительной.
Таблица 2.3 - Данные о достигнутых показателях доступности дошкольного образования в 2011 году
Наименование |
Доля детей в возрасте с 3 до 7 лет, получающих дошкольную |
Доля детей в возрасте | ||
процент |
место |
процент |
место | |
Городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" |
83,9 |
1 |
66,1 |
2 |
Охотский муниципальный район |
65,5 |
2 |
48,7 |
12 |
Николаевский муниципальный район |
64,7 |
3 |
57,4 |
4 |
Ванинский муниципальный район |
64,3 |
4 – 5 |
54,5 |
7 |
Комсомольский муниципальный район |
64,3 |
4 – 5 |
56,2 |
5 |
Аяно-Майский муниципальный рай |
64,1 |
6 |
68,8 |
1 |
Советско-Гаванский муниципальн |
63,2 |
7 |
54,1 |
8 |
Муниципальный район имени Полины Осипенко |
62,4 |
8 |
55,2 |
6 |
Городской округ "Город Хабаровск" |
59,9 |
9 |
57,5 |
3 |
Амурский муниципальный район |
56,3 |
10 |
49,1 |
11 |
Нанайский муниципальный район |
55 |
11 |
52,3 |
9 |
Солнечный муниципальный район |
54,7 |
12 |
48,9 |
10 |
Вяземский муниципальный район |
53,8 |
13 |
48,6 |
13 |
Ульчский муниципальный район |
50,4 |
14 |
43,2 |
14 |
Верхнебуреинский муниципальный район |
49,0 |
15 |
42,4 |
15 |
Бикинский муниципальный район |
47,9 |
16 |
40,7 |
17 |
Муниципальный район имени Лазо |
46,7 |
17 |
42,0 |
16 |
Тугуро-Чумиканский муниципальн |
41,3 |
18 |
28,6 |
19 |
Хабаровский муниципальный район |
38,4 |
19 |
32,2 |
18 |
Средний показатель по краю |
57,1 |
49,8 |
Исходя из значений показателей следует, что многие жители края не могут реализовать свое конституционное право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных учреждениях, установленное статьей 43 Конституции Российской Федерации.
Особое беспокойство вызывает показатель "Доля детей в возрасте с 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги", поскольку в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, указано, что каждому ребенку предстоит обеспечить возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста. Это позволит обеспечить равные стартовые возможности освоения школьных образовательных программ. Следовательно, показатель "Доля детей в возрасте с 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги", не может быть меньше 100 %, в то время как сегодня данный показатель в крае колеблется от 28,6 % (Тугуро-Чумиканский муниципальный район) до 68,8 % (Аяно-Майский муниципальный район).
Программно-целевые методы в государственном управлении используются в том случае, когда возникшая социально-экономическая проблема не может быть решена в рамках текущей деятельности и текущего финансирования органов власти, а также когда для ее решения требуется межведомственное взаимодействие различных органов власти.
В соответствии с действующим законодательством организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования является вопросом местного значения городских округов и муниципальных районов края, однако, в рамках текущей деятельности, имеющихся ресурсов и в условиях подъема рождаемости последних лет органы местного самоуправления края не могут решить данную задачу самостоятельно.
Применение программно-целевого метода для решения имеющихся проблем в сфере обеспечения населения края доступным дошкольным образованием позволит наиболее эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении наиболее актуальных задач.
Без использования программно-
Основными рисками, связанными с программно-целевым методом решения проблемы доступности дошкольного образования в муниципальных образованиях края, являются:
- ошибки на этапе
разработки и реализации
- сбои (несвоевременность) в финансировании либо недостаток средств краевого бюджета для обеспечения общих программных мероприятий для развития вариативных форм дошкольного образования в муниципалитетах края, а также субсидирования мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) по повышению доступности дошкольного образования.
В ходе реализации Программы будут достигнуты следующие показатели повышения доступности дошкольного образования в муниципальных образованиях края, в том числе:
- доступность услуг дошкольного образования в различных формах его организации;
- уменьшение очередности в дошкольные образовательные учреждения детей в возрасте с 1 года до 7 лет до 4 % к численности детского населения этого возраста;
- увеличение доли детей в возрасте с 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги в различных формах организации, в среднем по краю до 75 %;
- услуга по приему
заявлений, постановке на учет
и зачислению детей в
В результате реализации Программы повысятся показатели развития предпринимательства за счет развития индивидуальных предпринимателей в сфере оказания услуг по содержанию детей (по присмотру и уходу). Это позволит улучшить следующие краевые показатели:
- доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости в целях поиска подходящей работы;
- доля населения с
денежными доходами ниже
- доля расходов
Развитие инновационного потенциала. В рамках данного направления на территории Хабаровского края реализуется Краевая целевая программа развития инновационной деятельности в Хабаровском крае на 2010-2015 годы.
Развитие правоохранительной деятельности. На территории Хабаровского края реализуются следующие программы: Краевая целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2008 годы" и Краевая целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008-2012 годы"; Краевая целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения на территории Хабаровского края" на 2007-2012 годы, Краевая целевая программа профилактики правонарушений в Хабаровском крае на 2008-2012 годы.
В целом программно-целевой
подход к решению социально-
Заключение
На основе всего вышеизложенного,
можно сделать следующие
Программно-целевое
В настоящее время преимущества программно-целевого подхода для решения стоящих перед министерствами и ведомствами задач используются недостаточно.
Правительство Хабаровского края одним из первых в России приступило к переходу на программно-целевые методы управления с целью последующего перевода на работу с ними бюджетной системы региона.
Переход к программно-целевому управлению органично вписывается в утвержденную 13 января 2009 года «Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года». Для ее поэтапной реализации 18 марта 2011 года утверждены «Основные направления деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011 – 2015 годов», принципиальным базисом которых и является дальнейшее развитие программно-целевых методов в работе регионального правительства.
Сейчас в крае действуют целевые программы, они, как и полагается, также сформированы под определенные задачи и для достижения поставленных целей, предусматривают соответствующие объемы финансирования.
На сегодняшний день в Хабаровском крае реализуются 16 долгосрочных целевых программ различной направленности. Но финансирование заложенных в них мероприятий охватывает не более 12,7% расходов краевого бюджета с учетом средств федерального бюджета, поступающих на реализацию программ. Это, откровенно скажем, невысокая доля. После перевода на систему государственных краевых программ финансирование бюджета на программных механизмах займет уже не менее 90% бюджета Хабаровского края. Во-вторых, все органы исполнительной власти края, вся система бюджетных учреждений будут работать не так, как сейчас, – в основном ради «освоения» выделенных лимитов бюджетных ассигнований и утвержденных смет расходования средств. Лимиты и их «освоение», безусловно, останутся, но будут жестко подчинены через систему целевых индикаторов и бюджетных заданий результативности, то есть получению, прежде всего, конкретных публичных услуг, как по объему, так и по качеству, причем в заданные сроки. Деятельность исполнительных органов, бюджетных учреждений края, таким образом, станет возможно справедливо оценивать. Это жесткая система, но она позволит обеспечить по-настоящему нужный краю результат. В этом и заключается планирование и повышение эффективности бюджетных расходов.
Список используемых источников