Программно-целевой метод

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование управлением Хабаровского края, на основе программно-целевого метода.
В соответствии с поставленной целью, задачи исследования сводятся к следующему:
1. Рассмотреть теоретические основы программно-целевого метода регионального развития. Выявить преимущества и недостатки.
2. Проанализировать особенности управления Хабаровским краем на основе программно-целевого метода.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы программно-целевого метода регионального развития……………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность программно-целевого метода……………………………………….5
1.2 Преимущества и недостатки программно-целевого метода………………...10
1.3 Российский и зарубежный опыт использования ПМЦ планирования……...13
2 Программно-целевой метод регионального развития Хабаровского края………………………………………………………………………………….16
2.1 Программное управление регионом…………………………………………..16
2.2 Управления развитием Хабаровского края на основе программно-целевого метода……………………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….41

Файлы: 1 файл

Программно-целевой метод регионального развития.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Основной целью Программы является повышение доступности дошкольного образования в муниципальных образованиях края.

Основными задачами являются:

- увеличение численности детей, получающих услуги дошкольного образования и услуги по содержанию детей (по присмотру и уходу);

- поддержка вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных дошкольных организаций;

- формирование инфраструктуры поддержки для оказания информационных и консультационных услуг органам местного самоуправления края в целях развития вариативных форм дошкольного образования;

- перевод услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады), в электронный вид.

Доклады глав муниципальных  образований "О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2011 год", свидетельствуют, что ситуация с доступностью дошкольного образования в крае не может быть признана удовлетворительной.

 

Таблица 2.3 - Данные о достигнутых показателях доступности дошкольного образования в 2011 году

Наименование  
муниципального 
образования

Доля детей в возрасте с 3 до 7 лет, получающих дошкольную  
образовательную услугу и (или) услугу по содержанию детей (по присмотру и уходу) в организациях различной организационно-правовой формы и формы  
собственности, в общей численности детей с 3 до 7 лет

Доля детей в возрасте 
с 5 до 7 лет, получающих  
дошкольные образовательные услуги

процент  
обеспеченности

место  
в рейтинге

процент  
обеспеченности

место  
в рейтинге

Городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре"

83,9

1

66,1

2

Охотский муниципальный район

65,5

2

48,7

12

Николаевский муниципальный район

64,7

3

57,4

4

Ванинский муниципальный район

64,3

4 – 5

54,5

7

Комсомольский муниципальный район

64,3

4 – 5

56,2

5

Аяно-Майский муниципальный район

64,1

6

68,8

1

Советско-Гаванский муниципальный район

63,2

7

54,1

8

Муниципальный район имени Полины Осипенко

62,4

8

55,2

6

Городской округ "Город Хабаровск"

59,9

9

57,5

3

Амурский муниципальный район

56,3

10

49,1

11

Нанайский муниципальный район

55

11

52,3

9

Солнечный муниципальный район

54,7

12

48,9

10

Вяземский муниципальный район

53,8

13

48,6

13

Ульчский муниципальный район

50,4

14

43,2

14

Верхнебуреинский муниципальный район

49,0

15

42,4

15

Бикинский муниципальный район

47,9

16

40,7

17

Муниципальный район имени Лазо

46,7

17

42,0

16

Тугуро-Чумиканский муниципальный район

41,3

18

28,6

19

Хабаровский муниципальный район

38,4

19

32,2

18

Средний показатель по краю

57,1

 

49,8

 

 

Исходя из значений показателей  следует, что многие жители края не могут реализовать свое конституционное право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных учреждениях, установленное статьей 43 Конституции Российской Федерации.

Особое беспокойство вызывает показатель "Доля детей в возрасте с 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги", поскольку в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, указано, что каждому ребенку предстоит обеспечить возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста. Это позволит обеспечить равные стартовые возможности освоения школьных образовательных программ. Следовательно, показатель "Доля детей в возрасте с 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги", не может быть меньше 100 %, в то время как сегодня данный показатель в крае колеблется от 28,6 % (Тугуро-Чумиканский муниципальный район) до 68,8 % (Аяно-Майский муниципальный район).

Программно-целевые методы в государственном управлении используются в том случае, когда возникшая  социально-экономическая проблема не может быть решена в рамках текущей деятельности и текущего финансирования органов власти, а также когда для ее решения требуется межведомственное взаимодействие различных органов власти.

В соответствии с действующим  законодательством организация  предоставления общедоступного и бесплатного  дошкольного образования является вопросом местного значения городских округов и муниципальных районов края, однако, в рамках текущей деятельности, имеющихся ресурсов и в условиях подъема рождаемости последних лет органы местного самоуправления края не могут решить данную задачу самостоятельно.

Применение программно-целевого метода для решения имеющихся  проблем в сфере обеспечения  населения края доступным дошкольным образованием позволит наиболее эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении наиболее актуальных задач.

Без использования программно-целевого метода возникшую в крае проблему обеспечения доступности дошкольного  образования решить невозможно.

Основными рисками, связанными с программно-целевым методом  решения проблемы доступности дошкольного образования в муниципальных образованиях края, являются:

- ошибки на этапе  разработки и реализации муниципальных  программ (подпрограмм) по повышению доступности дошкольного образования, в том числе ошибки в прогнозе рождаемости, оценке возможностей для развития вариативных форм дошкольного образования и выборе форм; недостаток кадровых, материальных и финансовых ресурсов, а также отступление от системного подхода при развитии вариативных форм дошкольного образования;

- сбои (несвоевременность) в финансировании либо недостаток средств краевого бюджета для обеспечения общих программных мероприятий для развития вариативных форм дошкольного образования в муниципалитетах края, а также субсидирования мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) по повышению доступности дошкольного образования.

В ходе реализации Программы  будут достигнуты следующие показатели повышения доступности дошкольного образования в муниципальных образованиях края, в том числе:

- доступность услуг дошкольного образования в различных формах его организации;

- уменьшение очередности в дошкольные образовательные учреждения детей в возрасте с 1 года до 7 лет до 4 % к численности детского населения этого возраста;

- увеличение доли детей  в возрасте с 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги в различных формах организации, в среднем по краю до 75 %;

- услуга по приему  заявлений, постановке на учет  и зачислению детей в дошкольные  образовательные учреждения переведена в электронный вид.

В результате реализации Программы повысятся показатели развития предпринимательства за счет развития индивидуальных предпринимателей в сфере оказания услуг по содержанию детей (по присмотру и уходу). Это позволит улучшить следующие краевые показатели:

- доля трудоустроенных  граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные учреждения занятости в целях поиска подходящей работы;

- доля населения с  денежными доходами ниже региональной  величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта Российской Федерации;

- доля расходов консолидированного  бюджета субъекта Российской  Федерации на финансирование  услуг социальной сферы, оказываемых  автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями,  в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование отраслей социальной сферы.

Развитие инновационного потенциала. В рамках данного направления на территории Хабаровского края реализуется Краевая целевая программа развития инновационной деятельности в Хабаровском крае на 2010-2015 годы.

Развитие правоохранительной деятельности. На территории Хабаровского края реализуются следующие программы: Краевая целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2008 годы" и Краевая целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008-2012 годы"; Краевая целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения на территории Хабаровского края" на 2007-2012 годы, Краевая целевая программа профилактики правонарушений в Хабаровском крае на 2008-2012 годы.

В целом программно-целевой  подход к решению социально-экономических  проблем себя оправдывает. Однако уровень  структурированности большинства из действующих программ и уровень адекватности используемых в них контрольных показателей нуждается в серьезном улучшении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению. Программно-целевой метод применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

В настоящее время  преимущества программно-целевого подхода для решения стоящих перед министерствами и ведомствами задач используются недостаточно.

Правительство Хабаровского края одним из первых в России приступило к переходу на программно-целевые  методы управления с целью последующего перевода на работу с ними бюджетной системы региона.

Переход к программно-целевому управлению органично вписывается  в утвержденную 13 января 2009 года «Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года». Для ее поэтапной реализации 18 марта 2011 года утверждены «Основные направления деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011 – 2015 годов», принципиальным базисом которых и является дальнейшее развитие программно-целевых методов в работе регионального правительства.

 

Сейчас в крае действуют целевые программы, они, как и полагается, также сформированы под определенные задачи и для достижения поставленных целей, предусматривают соответствующие объемы финансирования.

На сегодняшний день в Хабаровском крае реализуются 16 долгосрочных целевых программ различной направленности. Но финансирование заложенных в них мероприятий охватывает не более 12,7% расходов краевого бюджета с учетом средств федерального бюджета, поступающих на реализацию программ. Это, откровенно скажем, невысокая доля. После перевода на систему государственных краевых программ финансирование бюджета на программных механизмах займет уже не менее 90% бюджета Хабаровского края. Во-вторых, все органы исполнительной власти края, вся система бюджетных учреждений будут работать не так, как сейчас, – в основном ради «освоения» выделенных лимитов бюджетных ассигнований и утвержденных смет расходования средств. Лимиты и их «освоение», безусловно, останутся, но будут жестко подчинены через систему целевых индикаторов и бюджетных заданий результативности, то есть получению, прежде всего, конкретных публичных услуг, как по объему, так и по качеству, причем в заданные сроки. Деятельность исполнительных органов, бюджетных учреждений края, таким образом, станет возможно справедливо оценивать. Это жесткая система, но она позволит обеспечить по-настоящему нужный краю результат. В этом и заключается планирование и повышение эффективности бюджетных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

 

  1. Вышегородцев М. М. Управление бюджетом: учебник / М.М. Вышегородцев. - М.: Дис, 2008. – 380 с.
  2. Гранберг Л.Г. Основы региональной экономики: учебное пособие / Л.Г. Гранберг. – М.: Академия, 2010. – 385с.
  3. Жариков В.В. Региональная экономика: учебное пособие / В.В. Жариков. – СПб.: Питер, 2008. – 526с.
  4. Клементьева А.П. Оценка использования программно-целевых методов управления в современных экономических условиях // Проблемы Дальнего Востока. – 2010. - №3. –с.67-68.
  5. Лапыгин Д.Ю. Развитие региона методом программно-целевого планирования // Экономика региона. - 2009. - № 18. – с.31-33.
  6. Мокроносов А.Г. Государственное регулирование развития экономики регионов: учебное пособие / А.Г. Мокроносов. – М.: Экзамен, 2009. – 348 с.
  7. Поспелов Г.С. Программно-целевое планирование и управление: учебное пособие / Г.С.Поспелов. - М: Экспо, 2008. - 440 с.
  8. Райзберг Б.А. Программно - целевое планирование и управление: учебное пособие / Б.А.Райзберг, А.Г.Лобко. - М: Инфра-М, 2007.– 384 с.
  9. Рапопорт, B.C. Объективные предпосылки и основные положения целевого управления: учебное пособие / В.С.Рапопорт, Л.В.Родионова. - М.: Мысль, 2008. – 412 с.
  10. Региональная экономика: учебник / Под ред. В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2008. – 520с.
  11. Региональная экономика: учебник / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Инфра-М, 2009. -364 с.
  12. Региональная экономика: учебник / Под ред. И.Л. Савельевой. – М.: Экзамен, 2007. -355с.
  13. Ромашова Т.В. Основы региональной экономики: учебное пособие / Т.В. Ромашова. – М.: Кнорус, 2009. -259с.
  14. Россейкина Е.Л. Основы региональной экономики: учебное пособие / Е.Л. Россейкина. – СПб.: Питер, 2010.
  15. Руднева Е.В. Целевые комплексные программы: организационно экономический механизм: учебное пособие  / Е.В. Руднева. -М.: Наука, 2010. – 119 с.
  16. Стефанов Н.Г. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика: учебник / Н.Г. Стефанов. - М: Прогресс, 2009. – 315 с.
  17. Эффективность бюджетных расходов на муниципальном уровне / учебное пособие / Под ред. А.М. Лаврова. — М.: Издательство «Весь Мир», - 2009.- 171 с.



Информация о работе Программно-целевой метод