Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование управлением Хабаровского края, на основе программно-целевого метода.
В соответствии с поставленной целью, задачи исследования сводятся к следующему:
1. Рассмотреть теоретические основы программно-целевого метода регионального развития. Выявить преимущества и недостатки.
2. Проанализировать особенности управления Хабаровским краем на основе программно-целевого метода.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы программно-целевого метода регионального развития……………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность программно-целевого метода……………………………………….5
1.2 Преимущества и недостатки программно-целевого метода………………...10
1.3 Российский и зарубежный опыт использования ПМЦ планирования……...13
2 Программно-целевой метод регионального развития Хабаровского края………………………………………………………………………………….16
2.1 Программное управление регионом…………………………………………..16
2.2 Управления развитием Хабаровского края на основе программно-целевого метода……………………………………………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….41
На сегодняшний день в Хабаровском крае реализуются 16 долгосрочных целевых программ различной направленности. Но финансирование заложенных в них мероприятий охватывает не более 12,7% расходов краевого бюджета с учетом средств федерального бюджета, поступающих на реализацию программ. Это, откровенно скажем, невысокая доля. После перевода на систему государственных краевых программ финансирование бюджета на программных механизмах займет уже не менее 90% бюджета Хабаровского края. Во-вторых, все органы исполнительной власти края, вся система бюджетных учреждений будут работать не так, как сейчас, – в основном ради «освоения» выделенных лимитов бюджетных ассигнований и утвержденных смет расходования средств. Лимиты и их «освоение», безусловно, останутся, но будут жестко подчинены через систему целевых индикаторов и бюджетных заданий результативности, то есть получению, прежде всего, конкретных публичных услуг, как по объему, так и по качеству, причем в заданные сроки. Деятельность исполнительных органов, бюджетных учреждений края, таким образом, станет возможно справедливо оценивать. Это жесткая система, но она позволит обеспечить по-настоящему нужный краю результат. В этом и заключается планирование и повышение эффективности бюджетных расходов.
Понятно, что использование
программного метода требует очень
ответственного подхода к проработке
и формулировке цели, связанной с
ней системы индикативных показателей.
В программе улучшения инвестиц
Сроки перехода на программно-целевой метод управления бюджетными процессами в Хабаровском крае не случайны. Именно с этого времени – 1 января 2013 года – по такой системе начнет работать федеральный бюджет. Правительство РФ уже приступило к формированию бюджета, ориентированного на результат. В июне 2010 года была принята программа повышения эффективности бюджетных расходов РФ, в ноябре 2010 года утвержден перечень государственных программ РФ, в декабре минувшего года приняты методические указания по разработке и реализации государственных программ РФ. [4, с. 67-68]
По этой же аналогии должны действовать и субъекты РФ. Поэтому административная задача нынешнего этапа работы правительства Хабаровского края на данном направлении – успеть за Центром, стать неотъемлемой частью его программ уже на стадии их формирования.
2.2 Управления развитием Хабаровского края на основе программно-целевого метода
Решением коллегии Администрации Хабаровского края было принято решение одобрить программно-целевой подход в реализации основных направлений государственной политики Администрации Хабаровского края в сфере развития малого предпринимательства и утвердить перечень мероприятий по разработке проекта программы развития малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2010-2012 годы.
В 2010 году началась реализация
краевой целевой программы «
Главной целью Программы
является создание благоприятных условий
для устойчивого
Использование программно-целевого метода для решения имеющихся проблем позволяет достичь комплексного и последовательного подхода, обеспечивающего увязку реализации мероприятий по органам, ресурсам, исполнителям, разработку муниципальных и отраслевых программ, а также организацию процесса управления и контроля. Программно-целевой метод позволяет распределять полномочия и ответственность, проводить мониторинг результатов реализации Программы.
Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблем:
- кризисные явления в экономике;
- изменения федерального и краевого законодательства в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- снижение финансирования программы;
- негативное отношение
части населения к
Снижение финансирования
Программы может повлечь
Общий объем средств, предназначенных для реализации Программы, составляет 1197 млн. рублей, в том числе по годам:
2010 год - 411,2 млн. рублей;
2011 год - 383,3 млн. рублей;
2012 год - 402,8 млн. рублей.
Структура финансирования программы представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Структура финансирования
Источники финансирования |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Всего |
Краевой бюджет |
27185 |
26500 |
7500 |
61185 |
Субвенции из федерального бюджета |
104889 |
- |
- |
104889 |
Иные источники |
279135 |
356750 |
395335 |
1031220 |
Всего |
411209 |
383250 |
402835 |
1197294 |
Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе Хабаровского края, не только обеспечивая рост занятости и снижение социальной напряженности, но и является важнейшим фактором обеспечения устойчивого экономического роста.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю в 2011 году базовая совокупность (реально действующих) малых и средних предприятий составляет 12,6 тысяч единиц, из которых 9 тысяч (или 71,4%) относятся к микропредприятиям (с численностью работающих до 15 человек). Малые и средние предприятия заняты в основном в сфере торговли (43,5%), в строительстве (14,3%), операциях с недвижимостью (14,8%), обрабатывающих производствах (7,5%).
Число индивидуальных предпринимателей в крае выросло к 2010 году более чем на 6 тысяч человек (около 24%), в 2011 году составило 32,7 тысяч человек.
Территориально основная часть малых и средних предприятий (80%) и индивидуальных предпринимателей (69%) размещена в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.
В 2011 году на малых и средних предприятиях было занято более 105 тысяч человек. Помимо постоянных работников, малые и средние предприятия активно привлекают внешних совместителей и работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера. Численность этих работников составила около 12 тысяч человек.
В 2011 году в крае оборот малых предприятий составил 175,7 млрд. рублей, или 33 процента от оборота полного круга организаций края по всем видам экономической деятельности. В общем обороте малых предприятий 51 процент приходился на долю оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 19 процентов - на обрабатывающее производство, 8 процентов - на строительство.
В 2010-2011 г. значительно расширился спектр оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП) видов финансовой поддержки. К ставшим уже традиционными видам поддержки, к которым относятся микрофинансирование, финансирование инвестиционных проектов, добивалось предоставление гарантий (поручительства) коммерческим банкам за кредиты, получаемые СМСП, компенсация затрат СМСП на получение сертификатов, разработки конструкторской документации, технических условий, изготовление макетов, моделей, образцов, предоставление грантов начинающим предпринимателям.
Финансирование стало одним из наиболее актуальных видов поддержки. Так, в 2010-2011 году продолжал кредитовать СМСП небанковский финансово-кредитный сектор, прежде всего – это Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края.
Продолжали кредитование малых и средних предприятий в 2010-2011 году коммерческие банки. Лидерами кредитования продолжают оставаться ОАО «Номос-Региобанк» и ОАО «Дальневосточный банк Сбербанка России». В прошедшем разработали специализированные программы кредитования субьектов малого и среднего бизнеса такие банки, как ОАО «Дальневосточный банк Сбербанка России», ОАО «Далькомбанк», ОАО «Банк Москвы», ОАО «Уссури», ОАО «АКБ Росбанк», ОАО «ТРАСТ» и ряд других коммерческих банков.
Многие банки предлагают услуги по микрокредитованию. Так, банковские микрокредиты СМСП выдаются на срок от 4 месяцев и предоставляют им возможность пополнять оборотные и обновлять основные средства без использования дополнительного залога. Среди банков, предоставляющих микрокредиты, такие, как ОАО «Росбанк», ЗАО «Райффайзенбанк», ОАО «Банк Москвы», ЗАО «Банк ИНТЕЗА», ОАО «МДМ Банк», ОАО «РоялКредитБанк», ОАО «Далькомбанк», ОАО «Уссури», ООО «Юниаструм Банк».
Зачастую СМСП, в особенности начинающие, не имеют ликвидных активов вообще или предлагаемого ими залогового обеспечения недостаточно для получения банковского кредита. С целью оказания СМСП содействия в формировании залогового обеспечения действует созданный на базе Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края Гарантийный Фонд, финансовые активы которого составляют 50,0 млн. рублей. Банками-партнерами по реализации программы предоставления гарантий (поручительств) по результатам конкурсного отбора стали ОАО «Дальневосточный банк Сбербанка России», ОАО «Россельхозбанк», ЗАО «ВТБ 24», ОАО «Далькомбанк» и ОАО «МДМ Банк». Поручительство Фонда предоставляется при обеспечении СМСП залога по кредиту в размере не менее 30% от суммы, установленной банком. Совокупный объем поручительств Фонда, одновременно действующий в отношении одного заемщика, не может превышать 5 млн.рублей.
В 2012 году будет продолжена работа по расширению доступа СМСП к финансовым ресурсам из различных источников, развитию и совершенствованию программ финансовой поддержки малых и средних предприятий на оптимальных для них условиях. Так, планируется докапитализация кредитных активов Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края и Гарантийного Фонда. Осуществляется процесс выделения Гарантийного Фонда из Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края в самостоятельное юридическое лицо.
Планируется оказание поддержки
экспортно-ориентированным
Таким образом, двухлетний опыт реализации Программы, проведенные исследования и социологические опросы позволили выделить те направления, которые требуют целенаправленного воздействия в следующем среднесрочном периоде.
Основные акценты в работе органов исполнительной власти будут расставлены следующим образом:
- совершенствование федерального и регионального законодательства содействие в привлечении инвестиций путем расширения доступа к финансовым ресурсам устранения административных барьеров;
- развитие малого предпринимательства на муниципальном уровне с целью создания в каждом муниципальном образовании системы работы с предпринимателями;
- повышение информированности и уровня образования субъектов малого предпринимательства; рекламирование и распространение опыта "прозрачного" ведения бизнеса;
- мониторинг и анализ развития малого предпринимательства с целью выявления "слабых мест" и выработке соответствующих мер.
Основной целью
Эти меры планируется направить не только на формирование прочной региональной правовой базы, защищающей как иностранных, так и в российских инвесторов, но и на серьезную работу с самими предпринимателями по формированию качественных инвестиционных проектов с учетом оптимизации возможных рисков и издержек, способных привлечь реальных инвесторов.
Институциональные изменения, происходящие в экономике, свидетельствуют об активном вовлечении субъектов малого предпринимательства во все сферы экономической деятельности. В связи с этим, одним из основных направлений будущей Программы будет являться целый комплекс мер, направленных на развитие малых предприятий в социально значимых сферах экономики: ЖКХ, здравоохранение, экология, наука и научное обслуживание, сельхозпереработка и сельхозпроизводство.