Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:41, курсовая работа
Целью работы является изучить историю, преимущества и недостатки франчайзинга. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие франчайзинга
Изучение истории развития франчайзинга
Рассмотреть различные виды франчайзинга
Выявление преимуществ и недостатков франчайзинга
Исследование франчайзинга на примере компании Баскин Роббинса
Введение 3
Глава 1. Понятия франчайзинга 4
§1. История развития франчайзинга 4
§2. Определение франчайзинга 7
§3. Виды франчайзинга 10
Глава 2. Преимущества и недостатки франчайзинга для его участников 14
§1. Преимущества и недостатки для франчайзера 14
§2. Преимущества и недостатки для франчайзи 18
Глава 3. Франчайзинг в Баскин роббинс 22
§1. История компании Баскин Роббинс 22
§2. Открытие кафе Баскин Роббинса с помощью франчайзинга 22
Заключение 25
Список литературы 27
Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.
Практически любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет около 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга.
Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.
Любой
заинтересованный в покупке франшизы
должен решить, являются ли для него
приемлемыми такие
В американской доктрине франчайзинга, франшиза определяется как “преимущественное право на использование торгового знака и прочих эмблем и символов, включая дизайн, логотипы и прочие материалы идентификации, методов рекламы и завоевания общественной известности, патентов и ноу-хау, методов ведения бизнеса, являющихся коммерческой тайной, стилем и способом оформления интерьера, оборудования и приспособлений, а также изложенных стандартными хозяйственными процедурами, защищенных законом об авторском праве или регистрацией торговой марки, дизайна, патентом или иным способом”. В данном случае франшиза представляет собой комплекс исключительных прав, состоящий из:
Французская ассоциация франчайзинга рассматривает франшизу как “сотрудничество между предприятием — франчайзером и одним или несколькими предприятиями-франчайзи, в результате которого предприятие-франчайзер распоряжается товарным знаком, знаком обслуживания, вывеской, и особенно ноу-хау, которым франчайзи должен пользоваться путем единообразной эксплуатации, контролируемой франчайзером”. Здесь характерным элементом франшизы является предоставление франчайзером ноу-хау, которое в соответствии с решением судов должно быть "специфическим, испытанным и передаваемым".
Созданная в 1977 году Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation) дает определение франшизы как контрольной лицензии, выданной одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая:
а) дает разрешение или обязывает франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциируемое с франчайзером;
б) дает право франчайзеру осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы;
в) обязывает франчайзера предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы (помощь в организации предприятия, обучение персонала, управление продажами и т. д.);
г) обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзером франчайзи;
д) не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней компаниями или между частным лицом и компанией, контролируемой им.
Таким образом, франшиза — это прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзера.
§3. Виды франчайзинга
Существует три основных вида франчайзинга: товарный франчийзинг, производственный франчайзинг и деловой франчайзинг.
1.Товарный франчайзинг – самый простой и распространенный вид в торговой сфере, право на продажу уже готового товара, предполагает торговлю продуктом, производимым франчайзером и маркированный его товарным именем. В франчайзинге этого типа обычно производитель является франчайзером и продает свой конечный продукт дилеру – франчайзи. Франчайзи осуществляет обслуживание покупателей продукции франчайзера и не продает товары фирм-конкурентов. Это является главным правилом отношений франчайзера и франчайзи в товарном франчайзинге. Эта деятельность подразумевает упрощенную систему франчайзинга, куплю товара и перепродажу его под тем же именем. В настоящее время торговый франчайзинг используется лишь в нескольких компаниях, например в фирмах по производству автопокрышек. В случае если товары или услуги не имеют зарегистрированной торговой марки, то они не входят в эту категорию.
2. Производственный франчайзинг – это право на производство товаров. В данном случае, фирма владеющая технологией изготовления товаров, продает сырье для изготовления местным, то есть ближним заводам.
Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзера и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзера и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия.
Этот
вид франчайзинга наиболее широко представлен
в производстве безалкогольных напитков.
Каждый из местных или региональных
разливочных и упаковочных
3. Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера.
Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзера (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).
При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзера. Франчайзер может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.
В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:
Один
из первых и самых ярких примеров
делового франчайзинга это открытие
первого ресторана быстрого обслуживания
мировой франчайзинговой
Следует выделить еще одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское предприятие «Росинтер». Под его ведением находится такие рестораны как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В данный момент они продают франшизы на Ростик’с Патио Пицца.
Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзора, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т. д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках: 1) продолжительность отношений франчайзора и франчайзи, 2) к кому франчайзи может обращаться за поддержкой, 3) кому он платит установленные взносы.
Корпоративный
франчайзинг - современная форма
организации франшизного
Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.
Глава 2. Преимущества и недостатки франчайзинга
§1. Преимущества и недостатки для франчайзера
Франчайзер - это человек, который смог создать работающий бизнес. Это бизнес, который приносит ему хорошую прибыль. Такая модель бизнеса должна легко поддаваться успешному повторению. Это означает, что возможно открывать еще больше предприятий, работа которых строилась бы по такой же модели, как и бизнес франчайзера. Бизнес франчайзера всегда имеет определенный проверенный рынок потребителей и ценную репутацию.
Преимущества:
Информация о работе Преимущества и недостатки франчайзинга для его участников