Преимущества и недостатки франчайзинга для его участников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучить историю, преимущества и недостатки франчайзинга. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие франчайзинга
Изучение истории развития франчайзинга
Рассмотреть различные виды франчайзинга
Выявление преимуществ и недостатков франчайзинга
Исследование франчайзинга на примере компании Баскин Роббинса

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятия франчайзинга 4
§1. История развития франчайзинга 4
§2. Определение франчайзинга 7
§3. Виды франчайзинга 10
Глава 2. Преимущества и недостатки франчайзинга для его участников 14
§1. Преимущества и недостатки для франчайзера 14
§2. Преимущества и недостатки для франчайзи 18
Глава 3. Франчайзинг в Баскин роббинс 22
§1. История компании Баскин Роббинс 22
§2. Открытие кафе Баскин Роббинса с помощью франчайзинга 22
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 129.63 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Экономический факультет

Кафедра Моделирования и управления промышленным производством 
 

Малолыченко Дарья Александровна

группа 9709.1 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Преимущества  и недостатки франчайзинга для его участников 
 

                                                                          Научный руководитель:

Дзюбенко  И.Б., старший преподаватель 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск

2010

 

Оглавление

Введение            3

Глава 1. Понятия франчайзинга         4

     §1. История развития франчайзинга       4

     §2. Определение франчайзинга        7

     §3. Виды франчайзинга                  10

Глава 2. Преимущества и недостатки франчайзинга для его участников            14

      §1. Преимущества и недостатки для франчайзера              14

      §2. Преимущества и недостатки для франчайзи               18

Глава 3. Франчайзинг в Баскин роббинс                 22

     §1. История компании Баскин Роббинс                22

     §2. Открытие кафе Баскин Роббинса с помощью франчайзинга                                22

Заключение                     25

Список литературы                    27

 

Введение

         В данной работе рассматривается система франчайзинга и его влияние на развитие малого бизнеса.

         В наши дни эта проблема особо актуальна, по той причине, что сейчас в мире большое количество молодых специалистов с высшим образованием, у которых  нет возможности организовать собственный  бизнес, так как это требует  огромного стартового капитала, а  также идеи и узнаваемости нового бренда. В связи с этими трудностями, с которыми может столкнуться  молодой предприниматель, наиболее простым путем решения проблемы будет франчайзинг. Так как это  уже готовая бизнес-единица, узнаваемая в глазах потребителя, и с гарантированной  прибылью.

         Целью работы является изучить историю, преимущества и недостатки франчайзинга. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Раскрыть понятие франчайзинга
  • Изучение истории развития франчайзинга
  • Рассмотреть различные виды франчайзинга
  • Выявление преимуществ и недостатков франчайзинга
  • Исследование франчайзинга на примере компании Баскин Роббинса

         В практической части работы рассматривается заключение договора и требования франчайзера к франчайзи для открытия кафе сети Баскин Роббинс с помощью франчайзингового договора.

         Первая  глава посвящена истории развития франчайзинга, само определение франчайзинга и сопутствующих терминов, таких как франшиза, франчайзи, франчайзер и так далее, также выявление основных типов франчайзинга.

         Во  второй главе идет подробный анализ преимуществ и недостатков франчайзинга для обеих сторон, как для франчайзи так и для франчайзора.

         И в третьей главе проанализирован  франчайзинг на примере компании Баскин Роббинс, что требуется для открытия собственного кафе компании Баскин Роббинс.

 

Глава 1. Понятия франчайзинга

§1. История развития франчайзинга

         Франчайзинг зародился довольно давно, нет достоверных  источников, но древние греки, римляне  торговали оружием или одеждой  через сеть «франчайзи», это свидетельствует, что франчайзинг существовал  в древние времена, просто в примитивной  форме. История развития франчайзинга начинается еще в средневековые  времена, когда британский король в  обмен на различные услуги, такие  как например предоставлять людей  в его армию, давал право баронам  собирать налоги на определенных территориях. Обычным гражданам города, давалось право (франшиза) на продажу товаров  на городских рынках, базарах и  ярмарках. Также можно было купить право на охоту, производство эля  или строительство дорог.

         Таким образом, формировались основы франчайзинга на протяжении нескольких веков, на базе элементарных привилегий, позволяющих  эксплуатировать положение на определенной территории за некоторую плату.

         С развитием экономики, менялась и  основная концепция франчайзинга.

         В XIX веке франчайзинг появился уже в наиболее типичной для нас форме, в британской системе «связанных домов», которая использовалась для поддержания продаж пивоварами, которые предоставляли франшизу тавернам, то есть право на продажу их марки пива. Таким образом пивовар получал постоянную точку сбыта товара.

         А в 1851 году компания Зингер, по производству швейных машинок, начала испытывать трудности в распространении  товара, так как в середине XIX века организовала серийное производство и распространять весь товар через одну точку стало экономически невыгодным, а открыть собственную дилерскую сеть требовало достаточно весомых вложений. Поэтому компания Зингер создала франчайзинговую сеть, эта система позволяла разным независимым фирмам распространять и обслуживать ремонт швейных машинок на определенной территории. Можно сказать это были первые франшизы с обязанностями франчайзи обслуживать машины по требованию.

         Города  стали предоставлять франшизы уличным  перевозчикам в 1880году на использование  канализационной системы города, воды, газа, а позднее и электричества.

         В 1898 году франчайзинг испытал настоящий  подъем, когда была разработана франчайзинговая  система компанией General Motors, в этой системе дилеры обязаны были вложить собственный капитал и обеспечивать высокий уровень обслуживания товаров фирмы продавца и не имели права продавать машины других производителей. Продажа автомобилей через систему франшиз ведется и в наше время.

         В 1890-е – 1900-е года нефтеперерабатывающие  и автомобильные компании стали  развивать дистрибьюторскую сеть. Тогда  франчайзингом называлось только распространение  прав только на продажу продукцией производителя.

         В 1920-х годах в США развивался стандартный товарный франчайзинг  по принципу, франчайзер – оптовый  продавец, а франчайзи – покупатель, который распространяет товар в  розничных точках, сохраняя свою независимость  и при этом использовать имя торговой марки франчайзера, таким образом, получая выгоду от дополнительных скидок.

         В 30-х годах после окончания кризиса  в США нефтеперерабатывающие  компании продавали франшизы на свое топливо, таким образов появилось  значительное количество сетевых бензоколонок, франчайзи были независимы друг от друга и своего франчайзера, более  того они могли устанавливать  цены не нарушающие местные условия  и контракт с франчайзером. Результатом  всего являлась значительный рост прибыли  и продаж топлива.

         После второй мировой войны в мире увеличилась  рождаемость, большое количество людей  вернулось с войны, и франчайзинг  оказался наиболее актуальной моделью  ведения бизнеса в целях быстрого роста развития в индустрии общественного  питания и гостиничного и туристического бизнеса, и в других сферах услуг.

         В 1950 году произошло бурное развитие франчайзинга, когда Рэй Крок выкупил  франшизу у братьев Мак Дональдов, которые управляли небольшим  придорожным кафе, он упростил ассортимент  до трех блюд и стандартизировал технологию приготовления и рецептуру. Такое  переустройство помогло увеличить  популярность среди клиентов, которые  знали, что в любом кафе Макдональдс  их ждет привычный им набор блюд и быстрое обслуживание.

         Вплоть  до 1950-х годов использование франчайзинга использовалось только для эффективного распространения продуктов и  услуг. Это является франчайзингом  первого поколения, или традиционным франчайзингом. Но уже в 50-х годах произошла вторая волна, или называют франчайзинг второго поколения, то есть появились франшизы бизнес-формата, это особый способ ведения бизнеса с нуля, когда франчайзер получает дополнительную выгоду от быстрого роста при минимальном риске, а франчайзи получает уже проверенную, готовую бизнес систему с гарантированным доходом.

         Большим толчком в развитии франчайзинга поспособствовал закон о товарных знаках в 1946 году. Предприниматели получали дополнительную прибыль уже от того, что давали франшизу другим предпринимателям на использование своих товарных знаков с разной степенью контроля.

         Франчайзинг используется в разных сферах товаров  и услуг. Относительно российского  рынка, то можно выделить 9 основных видов деятельности в которых  успешно применяется франчайзинг:

         1.Розничная  торговля.

         2. Предприятия питания.

         3. Автотранспортные предприятия.

         4. Бытовое обслуживание.

         5. Обслуживание бизнеса.

         6. Развлечения, путешествия, спорт.

         7. Охрана здоровья.

         8. Строительные услуги.

         9. Учебные центры.

         На  рис. 1 представлено соотношение сфер деятельности, в котором применяется франчайзинг на российском рынке.

Рис. 1 Распределение количества франшизных систем по видам деятельности

         Таким образом, видно, что на российском рынке  лидирует розничная торговля, ее составляет 46%, затем предприятия питания  – 22%, и на третьем месте автотранспортные предприятия с 11%. То есть практически  половина предлагаемых франшиз являются правами на розничную торговлю на рынках Российской Федерации.

§2. Определение франчайзинга

         Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

         Франчайзер - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый «брэнднэйм»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу

         Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Информация о работе Преимущества и недостатки франчайзинга для его участников