Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:06, курсовая работа
Цель исследования – психологические факторы, влияющие на поведение покупателей.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие основные исследовательские задачи;
- Проанализировать и систематизировать знания о поведении потребителей на рынке продуктов и услуг.
- Свести воедино представления о поведении потребителей на рынке, выработанные в разных областях научного знания, в единую концепцию.
- Выявить объективные и субъективные факторы, влияющие на поведение потребителей, а также психологические факторы, влияющие на поведение покупателей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1. Модель покупательского поведения 6
1.2. Шкала личностных предпочтений 8
1.3. Факторы, влияющие на поведение покупателя: культурные факторы 8
1.4. Факторы, влияющие на поведение покупателя: социальные факторы 9
1.5. Факторы, влияющие на поведение покупателя: личностные характеристики 11
1.6. Объективные и субъективные факторы, влияющие на поведения покупателя 12
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ 16
2.1. Факторы внутреннего влияния на поведение потребителей 16
2.2. Влияние ролевой установки на экономическое поведение потребителя 24
2.3. Поведение потребителей в системе конкурентоспособности 26
3. ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЯ МЕБЕЛИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Рисунок 4. – Основные
факторы, учитываемые при принятии решения
о покупке
Покупка. Процесс покупки осуществляется, как правило, в розничных торговых точках, хотя в последнее время развиваются и иные формы продаж (Рис.5). 45% опрошенных обычно покупают мебель в специализированных мебельных салонах. 37% пока не имеют определенного места покупок. Эта категория потребителей должна быть очень интересной для мебельных салонов, так как их можно "приучить" к покупкам там, где необходимо продавцам. Очень интересна группа покупателей заказывающих предметы интерьера за границей. В настоящее время эта категория даже превышает по численности людей покупающих мебель напрямую у производителей.
Рисунок 5 – Места покупок
Процесс потребления и
оценка выбора. Очевидно, что эти
два этапа тесно взаимосвязаны.
Процесс потребления не слишком
затрагивает продавцов, чья основная
цель - продать товар. Но чтобы быть
конкурентоспособными, они должны думать
об удовлетворении и удержании потребителя.
Неудовлетворенность
Рисунок 6. – Оценка
совершенной покупки
Практически на каждом из перечисленных этапов можно воздействовать на потребителя с целью привлечения его в ряды собственных клиентов, имея достаточную информацию о переменных, которые формируют принятие решения. Самое главное для компании, определить в модели поведения потребителя те факторы, на которые можно повлиять и те факторы, на которые повлиять невозможно. Собственно говоря, это основная задача тех маркетинговых исследований, которые посвящены изучению потребительского поведения.
Специфика рынка потребительских
товаров состоит в том, что
эти рынки делятся на многочисленные
сегменты, имеющие определенные категории
покупателей со своими требованиями,
вкусами, запросами, традициями, культурными
особенностями, границами платежеспособного
спроса. В практическом маркетинге
потребители делятся на две группы:
конечные потребители и организации-
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на поведение покупателя оказывает влияние четыре основные группы факторов: факторы культурного уровня (культура, субкультура, и социальное положение), факторы личного порядка (реферативные группы, семья, роли и статусы), факторы личного порядка (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе) и факторы психологического порядка (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения) Все они дают представления о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя.
1. Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 516 с.
2. Голубков Е.П., Голубкова Е.И., Секерин Б.Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения. – М.: Экономика, 2003. – 224 с.
3. Горбушина О.П. Психология
покупателя: с чего начать? // Предприниматель
без образования юридического лица. - №
2. - 2004.
4. Дейан А. Изучение рынка / Пер. с франц.
под ред. С.Г. Божук. - Спб: Нева, 2003.
5. Дурович А.П. Поведение покупателей на рынке: маркетинговый анализ. – Минск: БГЭУ, 1996.
6. Ильин В.И. Поведение потребителей: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.
7. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент
/Пер. с англ. под ред. Третьяк О.А., Волковой
Л. А., Каптуревского Ю. Н.. - СПб: "Питер",
1999.
6. Крылова Е.Г. Маркетинговые исследования
товаров и потребителей.
– Минск: БГЭУ, 1992.
9. Мэнинг Д. Психология продаж.
- М.: Олма-пресс, 2003.
10.ОвсянниковА.А., Петтай И.И., Ремашевская
Н.М. Типология потребительского поведения.
- М., Наука, 1988.
11. СеменоваВ.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М., Добросвет, 1998.
12. СимоненкоВ.Д., Степченко Т.А. Основы потребительской культуры. Учебник для учащихсястарших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Правовоепросвещение, 1998.
13. Сурков С. А. Социально-психологические аспекты маркетинговых
исследований // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2002. - № 6 (42). - С. 11-17.
14. Федорец М. Н. Анализ потребителя как необходимая составляющая успешной работы на рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2002. - № 1. - С. 16-18.
15. Энджел Д.Ф. Поведение потребителей/Пер. с англ. – СПб: Питер, 1999. – 368с.