Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:42, реферат
Целью данной работы является изучение поведения покупателя при покупке товара.
Для осуществления поставленной цели необходимо выделить ряд следующих задач:
- изучить типы покупательского поведения;
- рассмотреть психологические аспекты поведения покупателя;
- выявить основные направления изучения поведения покупателя при совершении покупок;
- исследовать способы воздействия на потребителей;
- подвести итоги по проделанной работе.
Введение
Специфика рынка потребительских товаров состоит в том, что эти рынки делятся на многочисленные сегменты, имеющие определенные категории покупателей со своими требованиями, вкусами, запросами, традициями, культурными особенностями, границами платежеспособного спроса.
В практическом маркетинге потребители делятся на две группы: конечные потребители и организации-потребители. Именно потребитель, решая, что и где покупать, определяет, какие товары производить и какой бизнес будет успешным.
Свобода выбора товаров покупателем в настоящее время особенно усилилась благодаря его мобильности и лучшей информированности при помощи рекламы, средств массовой информации, сети Интернет. Исследователи рынка изучают влияние многочисленных факторов на поведение покупателя при принятии им решения о покупке.
Целью данной работы является изучение поведения покупателя при покупке товара.
Для осуществления поставленной цели необходимо выделить ряд следующих задач:
- изучить типы покупательского поведения;
- рассмотреть психологические аспекты поведения покупателя;
- выявить основные направления изучения поведения покупателя при совершении покупок;
- исследовать способы воздействия на потребителей;
-
подвести итоги по проделанной
работе.
1. ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1 Типы покупательского поведения
Тип
покупательского поведения
1. Комплексное покупательское поведение
О
комплексном покупательском поведении
говорят в случае высокой степени
вовлечения потребителя в процесс
покупки и при осознании им
значительных различий в марках. Обычно
это относится к редким покупкам дорогих
товаров. Чаще всего покупатель не обладает
достаточной информацией о товарной категории
и ему необходима дополнительная информация.
К примеру, человек, покупающий компьютер,
может не знать о том, что означают такие
его технические характеристики, как “оперативная
память 32 Мбайт”, “разрешающая способность
монитора”, “объем жесткого диска”. Подобные
детали ничего не значат для покупателя,
пока он сам в них не разберется. Производители
товаров, покупка которых требует высокой
степени вовлеченности потребителя, должны
осознавать, насколько серьезно он будет
собирать информацию о предполагаемой
покупке и оценивать ее. Маркетологам
необходимо разработать стратегии, помогающие
потребителям разобраться в относительной
важности характеристик товаров, и информировать
покупателей об отличии одной марки от
другой, используя для этого печатные
средства массовой информации.
2. Потребительское поведение, сглаживающее диссонанс
Иногда процесс покупки
3. Привычное покупательское поведение
Обычно покупка товаров
4. Покупательское поведение, ориентированное на широкий
выбор продукции
Некоторые покупки
1.2 Психологические аспекты покупательского поведения
В системе маркетинга ставится цель определить весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товара. Например, факторы маркетинга-микса являются мощным стимулом, влияющим на решение о покупке, но недостаточными, чтобы потребитель сделал свой выбор. На него кроме этого влияют психологические, социально-культурные и ситуационные факторы.
К психологическим факторам относятся: мотивация, тип личности, восприятие, ценности, убеждение, отношение и стиль жизни.
Существуют разные взгляды на природу различных способов поведения людей. С позиций психоаналитического подхода психическая жизнь человека вообще, поведение его на рынке в частности строится в основном на иррациональных, неосознаваемых мотивах. По мнению западных психологов рекламы, на человека оказывают сильное воздействие мотивы страха смерти и подсознательные комплексы. Этим широко пользуются при рекламе отдельных товаров. Неудивительно, что чувством страха пользуются в рекламной компании прежде всего те фирмы, которые торгуют лекарствами, медицинскими препаратами, предметами ухода за больными.
Мотивационная психология потребителей подкрепляется теорией Фрейда о подсознательных комплексах. Понимание покупательского поведения с точки зрения З. Фрейда облегчается обращением к бессознательному человека - самой сильной части психологической природы человека. Психоаналитическая модель акцентирует внимание на отношение людей к вещам и соответственно рекомендует влиять на это отношение или изменять его таким образом, чтобы мотивировать приобретение товара или услуги.
Отличительной чертой большинства психоаналитических подходов является то, что за основу поведения человека принимается какая-то одна неосознаваемая базовая потребность. У А. Адлера - это компенсация недостатков, у К.Хорни - потребность избегать чувства страха, достичь безопасности.
Управление покупательским поведением, по Д. Скиннеру, также означает влияние на поведение потенциального покупателя.
Метод Д. Скиннера опирается на сознательное в психологической природе человека, само по себе не менее сильное, но легче активизируемое. Здесь в качестве эффективных приемов выступают такие, которые зависят от способности продавца рассказать о товаре, показать его, побудить покупателя действовать так, как этого желает продавец. Он мягко подталкивает покупателя позвонить, сравнить, опробовать и, в конечном счете, купить предлагаемый товар.
Человек, которым движет мотив, готов к действию. Характер этого действия зависит от его восприятия ситуации. Восприятие -- процесс отбора, организации и интерпретации индивидом поступающей информации и создание значимой картины мира. Восприятие зависит не только от физических раздражителей, но и от их отношения к окружающей среде и от особенностей индивида. Ключевое слово в определении понятия восприятия -- “индивид”. Люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию. Это объясняется тем, что процессы восприятия происходят в форме избирательного внимания, избирательного искажения и избирательного запоминания. В результате потребитель далеко не всегда видит или слышит сигналы, которые направляют ему производители. Поэтому при разработке маркетинговой кампании необходимо учитывать все три процесса восприятия. Убеждения и отношения индивида формируются через поступки и усвоение и влияют на поведение потребителей. Убеждение представляет собой мысленную характеристику чего-либо. Разумеется, производителей весьма интересуют убеждения покупателей относительно товаров и услуг, создающих образы продукции и марок. На основании убеждений люди совершают действия. Если некоторые убеждения неверны и препятствуют совершению покупки, маркетологам необходимо провести кампанию по их корректировке. Для производителей особенно важен тот факт, что определенные убеждения покупателей относительно марок и товаров зависят во многом от того, в какой стране они были произведены.
Отношение -- устойчивая положительная или негативная оценка индивидом объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий по отношению к ним.
У
людей складываются отношения ко
всему: к религии, политике, одежде,
музыке, пище и т. д. Отношение к объекту
заставляет людей любить его или ненавидеть,
приближаться к нему или отдаляться. Сформировавшаяся
устойчивая оценка определяет примерно
одинаковое отношение человека к похожим
объектам, ведь в этом случае отсутствует
необходимость по-новому реагировать
на каждый отдельный раздражитель. Отношения
экономят физическую и умственную энергию
индивида и именно поэтому они весьма
устойчивы. Отношения человека представляют
собой логически связную цепочку, в которой
изменение одного звена потребует трансформации
и других звеньев. Поэтому при разработке
новой продукции целесообразно учитывать
уже существующие отношения покупателей,
не пытаясь изменить их. Но не стоит забывать
об исключениях, когда изменение отношения
оправдывает себя.
1.3 Воздействие рекламы на поведение человека
Исследование данного механизма предполагает анализ поступков человека, определяемых его покупательским поведением под воздействием рекламы. Поведенческий компонент включает в себя как осознанное поведение, так и поведение на бессознательном, неосознаваемом уровне. На осознаваемом уровне в покупательском поведении проявляются, отражаются мотивации, потребности, воля человека. На неосознаваемом уровне - установки и интуиция человека. Потребители, как правило, не хотят признавать, что их действия в рамках покупательского поведения - это результат воздействия в той или иной форме, включая даже целенаправленное программирование. Им кажется, что потребность в товаре существовала у них задолго до того, как они о нем узнали из рекламы.
Очень редко покупатели признаются самим себе или другим людям в том, что их фактически “проэксплуатировали”, навязав им не существовавшую ранее потребность, и вынудили купить что-то, лишили возможности сознательного выбора. Хотя на самом деле это чистейшая правда. Эффективная реклама направлена сразу и на бессознательное, и на сознательное, то есть и на мысли, и на чувства, и на отношения, и на поведение человека. Такой подход изменяет отношение, видоизменяя поведение. Он воздействует, на покупателя со всех сторон - убеждает, заставляет, привлекает, вынуждает, приказывает исполнять пожелания продавца.