Особенности маркетинговой деятельности на российском предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ ситуации конкретного предприятия и разработка положений и рекомендаций по улучшению его работы.

Оглавление

Введение

Теоретические положения
Сущность маркетинга и маркетинговых стратегий
Потребительская кооперация в условиях рынка. Маркетинговая стратегия в потребительской кооперации
2. Практическая часть

2.1 Общая характеристика предприятия «Промышленновский райпотребсоюз» (Кемеровская область)

Анализ финансовой ситуации на предприятии
SWOT - анализ п/о «Промышленновский райпотребсоюз»
Проектная часть
3.1 Пробные пути решения проблемы

3.2 Разработка новой стратегии решения проблем предприятия

3.2.1. Функции отдела маркетинга

3.2.2 Место отдела маркетинга в ОСУП предприятия

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

маркетинговая деятельность.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

     Задачи  предприятия:

  • удовлетворение спроса сельского населения в продуктах питания, непродовольственных товарах и услугах;
  • обеспечение закупа и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • создание новых рабочих мест на селе;
  • рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • развитие и реконструкция материальной базы;
  • совершенствование форм и методов управления и хозяйствования.

     Виды  деятельности предприятия:

  • торговля;
  • осуществление закупа сельхозпродуктов и даров природы от населения;
  • переработка сельхозпродукции;
  • изготовление полуфабрикатов и продуктов питания;
  • организация коммерческой и посреднической деятельности.

     Конкуренты  предприятия

  • частные предприниматели.

     Основным  видом деятельности предприятия  является организация торговли на селе и закупок с/х продуктов. Эта деятельность осуществляется через сеть магазинов райпотребсоюза.

     Промышленновский  райпотребсоюз самостоятельно по согласованию с учредителем планирует объем  товарооборота и режим работы магазинов на селе, в соответствии с действующим законодательством. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей, направляется на его производственное и социальное развитие.

     Решения о целевых направлениях и размерах использования прибыли принимается Советом предприятия и утверждается на собрании пайщиков.

     Потребителями услуг предприятия являются пайщики Промышленновского района.

     Деятельностью предприятия руководит председатель Совета, избранный на общем собрании пайщиков. Председатель представляет интересы предприятия во всех предприятиях, учреждениях, организациях, заключает договоры, выдает доверенности, распоряжается денежными средствами, имеет право первой подписи на документах предприятия, принимает и увольняет в пределах своей компетенции работников и самостоятельно решает другие вопросы деятельности предприятия, не отнесенные Уставом к ведению собрания трудового коллектива и Совета предприятия. По вопросам деятельности предприятия председатель издает распоряжения.

     Производственная, организационная структуры и  структура управления предприятия представлены на рис. 1, 2,3. 

     

     Рис. 1. Организационная структура Промышленновского райпотребсоюза 

 

      Рис.2. Организационная  структура управления райпотребзоюза 

     Рис.3. Организационная структура производства райпотребсоюза 

     2.2 Анализ финансовой ситуации на предприятии 

     По данным баланса 2008 года Промышленновский райпотребсоюз много не доработал, сработал убыточно, низкий уровень товарооборота, высокий уровень издержек обращения.

     Датирование потребительской кооперации средствами местного бюджета почти не производится (в бюджете нет средств). Район датируется из областного бюджета. По данным печати 250 млн. руб. в год – это дотация района из областного бюджета (зарплата учителям, врачам, служащим). Всего район зарабатывает 79 млн. рублей.

     К сожалению, наша нищета – следствие  реформ, которые привели к национальной катастрофе.

     В таких условиях предприятие с трудом обеспечивает работников мизерной заработной платой, ни о каком приобретении новых мини- технологий не может быть и речи.

     Учитывая  данные обстоятельства, сложившиеся  в потребительской кооперации Промышленновского района, следует, в соответствии с законом РФ от 19.06.1992г. п.3085-1 «О потребительской кооперации в РФ»:

  • заключить с исполнительной властью соглашение, затрагивающие вопросы поддержки системы потребительской кооперации по доставке товаров первой необходимости в сельские магазины, расположенные начиная с 11 км от места получения товара;
  • содействовать открытию магазинов «на дому» в отдаленных и малонаселенных деревнях;
  • воспользоваться статьей № 56 налогового Кодекса РФ о предоставлении отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, путем предоставления льгот по отдельным налогам;
  • разумно воспользоваться кредитами банка, направив их на развитие производства и приобретения сырья;
  • использовать лизинговые операции для приобретения основных фондов (оборудования).
 

     2.3 SWOT–анализ п/о «Промышленновский райпотребсоюз» 

     Это наиболее детальный анализ маркетинговых  возможностей предприятия.SWOT – анализ включает в себя:

  • Анализ сильных и слабых сторон деятельности торгового предприятия. Он позволяет оценить внутреннее состояние предприятия и его возможности. Показывает, какие области деятельности, и функции данного предприятия нуждаются в улучшении, т.к. являются слабыми сторонами по отношению к рынку.
  • Анализ возможностей и угроз. Позволяет предвидеть изменяющиеся благоприятные и неблагоприятные условия рынка для удовлетворения нужд потребителей и получения прибыли. Такой анализ основывается на изучении вероятных изменений будущих тенденций по сравнению с настоящими и прошедшими тенденциям.
 

     Swot-анализ для п/о «Промышленновский райпотребсоюз»

ВОЗМОЖНОСТИ
  • открытие малых производств по переработке сельхозпродукции;
  • содействовать открытию магазинов «на дому» в отдаленных и малонаселенных деревнях;
  • оказание услуг населению: транспортных, бытовых и т.д.
  • создание новых рабочих мест;
  • предоставления льгот по отдельным налогам;
  • разумно воспользоваться кредитами банка, направив их на развитие производства и приобретения сырья;
использовать  лизинговые операции для приобретения основных фондов (оборудования);
УГРОЗЫ
  • Низкая покупательская способность населения.
  • Конкуренция со стороны частных предпринимателей района.
  • Налоговая нагрузка.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
  • единая целостная система;
  • государственная поддержка, гарантированная Законом РФ «О потребительской кооперации»(17 июля 1997);
  • развитая материально-техническая база;
  • профессиональный состав кадров;
  • монопольное положение на сельском рынке;
  • имидж системы потребительской кооперации;
  • стабильный состав покупателей (члены-пайщики);
  • сложившаяся система управления.
СЛАБЫЕ  СТРОНЫ
  • определение условий по продажам товаров населению и закупок у граждан;
  • наличие неиспользованных площадей, устаревшее оборудование, технологии;
  • неготовность работать в рыночных условиях;
  • несвоевременное реагирование на агрессивные действия конкурентов;
  • ограниченная деятельность по формированию благоприятного общественного мнения;
  • слабая мотивация активного членства в потребительских обществах;
  • неразработанность вопросов стратегического бизнес-планирования, маркетинга.
 

 

      3. Проектная часть  

     3.1 Пробные пути решения проблемы  

     Новый век, сложные социально-экономические процессы, происходящие в обществе, потребовали от кооператоров проявить новое мышление, новые подходы к работе.

     Пожалуй, самое важное – конкретные результаты социальной миссии, свидетельствующие  о наращивании темпов и объемов  создания малых производств (мини-молзаводы, пельменные цеха в селах и т.д.), предприятий бытового обслуживания сельского населения (аптек, кафе, парикмахерских, столов раскроя и др.) оказание транспортных услуг, страхование имущества, банковских услуг и т.д., формирование оптового рынка.

     Такое решение окажет для райпотребсоюза ряд преимуществ:

  • сокращение числа простаивающих основных фондов (складских помещений, сельских магазинов);
  • увеличение выручаемой наличности, что позволяет развивать объемы товарооборота и закупа сельскохозяйственной продукции у населения;
  • расширение сфер обслуживания способствует увеличению рабочих мест, возрождению деревни, увеличению производства с/х продукции;
  • самоорганизация потребителей и производителей – это один из важных инструментов создания гражданского общества в России.
 

     3.2 Разработка новой стратегии решения проблем предприятия  

     Для того чтобы маркетинговая деятельность предприятия стала средством для достижения целей, фиксированных на данный период по каждому конкретному рынку и его сегментам, с наивысшей экономической эффективностью необходимо создать на уровне управления отдел маркетинга, подчиняющийся непосредственно председателю РПС. Основные направления деятельности, которого можно рассматривать как стимулирующие спрос потребителей на услуги предприятия, практическое претворение в жизнь управленческих решений. 

     3.2.1 Функции вводимого отдела маркетинга

     В функции этого отдела будет входить  комплексное изучение рынка на территории Промышленновского района в рамках потребительской кооперации. Главная составляющая социальной миссии потребкооперции на селе – дать людям работу.

     Основные  функции отдела:

  • создание стратегических планов развития на основе исследований и прогнозов развития рынка в сельской местности, адаптации внутренних возможностей предприятия к изменяющимся условиям внешней среды;
  • исследования долговременных тенденций формирования рынков:
  • появление новых видов продукции, изменение предложения и спроса на выпускаемую продукцию, динамика цен на различных рынках;
  • изучение поведения конкурентов на рассматриваемых рынках;
  • разработка программ стимулирования продаж и целенаправленного проникновения продукции предприятия на рынки: выбор рынков и их сегментов, этапов и способов продвижения продукции на рынки;
  • решение вопросов ценообразования;
  • проведение стратегического анализа издержек производства.

     Основная  формула успеха: «От подворья к прилавку, от бедности – к успеху».

     Можно сделать вывод о том, что деятельность отдела будет происходить в рамках условий, которые определяются спецификой предприятия и, следовательно, набор функций выполняемых отделом маркетинга будет следующим:

  1. Аналитическая функция

     Цели аналитического исследования:

  • Комплексное изучение рынка с выявлением потребностей населения;
  • выбор направления развития предприятия (в основном обусловлен спецификой предприятия, однако не исключены и другие формы бизнеса);
  • выявление резервов, выработка политики выживания в условиях конкуренции (планирование новых услуг, производств, закуп и переработка с/х закупок, даров природы: папоротник, грибы)

     Комплексное изучение рынка - изучение рынка как такового, это первый шаг к познанию внешней, окружающей среды маркетинга, в которой намерено действовать предприятие.

     В рамках реализации этой функции предлагаю ввести следующие новшества в существующую методику изучения рынка:

  • Изучить рынок конкурентов: месторасположение магазинов, продаваемый ассортимент, сложившиеся цены;
  • Провести анализ однородных рынков в сельской местности;
  • Провести анализ услуг, оказываемых населению;
  • Анализ потенциальных размеров продаж, вводимых на рынок;
  • Изучение состава потребителей по возрасту, полу, уровню доходов, особенностям потребления;

Информация о работе Особенности маркетинговой деятельности на российском предприятии