Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:37, дипломная работа
Развитие и становление рыночной экономики в нашей стране уже давно поставило во главу деятельности практически любого предприятия удовлетворение нужд и потребностей покупателей. Все фирмы, не осознавшие вовремя приоритетность этой постановки, не могли удержаться в современной конкурентной среде. Тем самым постоянно возрастает роль маркетинга, как деятельности, направленной на выявление и удовлетворение запросов потребителей, деятельности, призванной главным образом повысить эффективность работы организации, обеспечив её прибыльность. Организация маркетинга на предприятии становится главной заботой его руководства.
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ_________
Содержание системы промышленного маркетинга__________
Организация маркетинга на предприятии__________________
Проектирование системы маркетинга на предприятии_______
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ ФГУП «ПСЗ»___________________________________
2.1.Общая характеристика предприятия_________________________
2.2.Оценка деятельности отдела продаж в ФГУП «ПСЗ»___________
2.3.Анализ маркетинговой деятельности отдела продаж ФГУП «ПСЗ»
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА ФГУП «ПСЗ»________________________
3.1. Изменение организационной структуры управления системой маркетинга______________________________________________________
3.2. Повышение активности персонала маркетинговых служб предприятия_____________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ___________________
ПРИЛОЖЕНИЕ_________________________________________________
Типология организационных структур маркетинга
Организационная
структура маркетинговой
Особенности
производственной деятельности, отличие
производственных потенциалов, различие
в размерах и структуре потребляемых
ресурсов, объемах производства и
сбыта продукции предопределяют
индивидуальный подход к разработке
организационных структур маркетинга.
Однако поиск какой-то универсальной,
стандартизированной
Основными
факторами, которые отражают содержание
организационной структуры
Несмотря
на множество вариантов
Функциональная организационная структура формируется исходя из тех функций маркетинга, которые он выполняет; в тех случаях, когда количество товаров и рынков невелико, и они рассматриваются как некоторые однородности. На рис.1.2.1 представлена схема организации маркетинга по функциональному принципу. В целях технологического разграничения функций маркетинга в данной структуре могут быть выделены подразделения маркетинга и сбыта. Функциональная организация службы маркетинга отличается простотой, её задачами являются обеспечение соответствия всей деятельности предприятия философии маркетинга, координация деятельности всех подразделений и служб предприятия в рамках его маркетинговой политики.
Директор по вопросам маркетинга
Сервисное обслуживание
Реклама и стимулирование
сбыта
Сбыт
Исследование рынка
Планирование ассортимента продукции
Рис 1.2.1. Схема организации маркетинга по функциональному принципу.
Руководство такой структурой возлагается на одного руководителя (отдела маркетинга), т.к. ответственных за другие направления нет, что осложняет координацию и снижает эффективность, особенно при увеличении номенклатуры товаров и расширения рынков.
Продуктовая
организационная структура, как
правило, подходит предприятию, где
широкая номенклатура продукции и структура
представлена на рис. 1.2.2.
Директор по вопросам маркетинга
Управляющие
маркетингом
товара
«Г»
Управляющие
маркетингом
товара
«В»
Управляющие
маркетингом
товара
«Б»
Управляющие
маркетингом
товара «А»
Рис.1.2.2. Организационная структура службы маркетинга с ориентацией по товарам.
Ответственность за разработку и реализацию стратегий и текущих планов маркетинга возлагается на менеджера по продукту. Функции маркетинга выполняют сотрудники, находящиеся в подчинении у этого менеджера.
Продуктовая
организационная структура
Маркетинг конкретного товара имеет большее значение потому, что дифференциация товара становится одним из главных факторов конкурентной борьбы.
Рыночная
организационная структура
Директор по вопросам маркетинга
Сектор торговли с покупателем
«Г»
Сектор торговли с покупателем
«В»
Сектор торговли с покупателем
«Б»
Сектор торговли с покупателем «А»
Рис. 1.2.3. Организационная структура службы маркетинга с ориентацией по рынкам и покупателям
Ответственность за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинговых мероприятий на каждом рынке возлагается на менеджеров по рынку, которые сотрудничают со специалистами функциональных подразделений, где вырабатывается стратегия маркетинга для каждого рынка. Эта структура способствует улучшению координации служб при выводе товара на рынок, создает возможность комплексной разработки маркетинговых мероприятий, обеспечивает более достоверный прогноз рынка, т.к. лучше учитывает его специфику. В то же время рыночная структура характеризуется дублированием функций, низкой степенью специализации работы отделов, недостаточной гибкостью.
Региональная
организационная структура
Управляющий по маркетингу
Ограниченность товарной и рыночной организации маркетинга преодолевается внедрением товарно-рыночной или матричной схемы, представленной на рис. 1.2.4.
Отдел рынка
«А»
Отдел рынка
«А»
Отдел рынка «А»
Отдел по товару I
Отдел по товару
II
Отдел по товару
III
Рис. 1.2.4. Схема товарно-рыночной (матричной) организации маркетинга.
В рамках этой схемы – управляющие по товарам отвечают за планирование сбыта и прибыли от продажи своих товаров, а управляющие по рынкам – за развитие рынков для существующих и потенциальных товаров. Такая организационная структура оправдана на предприятиях с широкой номенклатурой товаров и большим числом рынков, на которых оно работает.
Однако всегда надо иметь в виду, что не существует идеальной организационной структуры маркетинга, одинаково хорошо работающей в любых условиях. Каждая из них имеет свои достоинства, так и недостатки. Некоторые из них приведены в табл.1.2.1.
При
организации маркетинговой
Достоинства и недостатки различных схем организации службы маркетинга
Схема организации | Достоинства | Недостатки |
Функциональная | Простота управления
Описание обязанностей сотрудника Функциональная специализация и рост квалификации кадров |
Отсутствует управление
маркетингом конкретных товаров
Отсутствует управление маркетингом на конкретных рынках |
Товарная | Полный маркетинг
каждого товара
Более глубокое изучение специфики потребностей рынка и удовлетворение их |
Увеличение
затрат и расширение обязанностей у
сотрудников затрудняет рост их квалификации
Наличие дублирующих друг друга подразделений |
Рыночная | Высокая координация
служб при внедрении на рынок
Разработка
комплексной программы Более достоверный прогноз рынка |
Сложная структура
Низкая
степень специализации Дублирование функций Плохое знание товарной номенклатуры Отсутствие гибкости |
Товарно-рыночная | Хорошая организация
работы при внедрении на рынок
Разработка
комплексной программы Более достоверный прогноз рынка Хорошее знание товара |
Высокие управленческие
издержки
Возможность конфликта между различными службами при решении вопросов по одному и тому же рынку |