Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.
Введение...........................................................................3
Глава 1. Сущность и значение анализа внешней среды компании...................................................................................5
1.1 Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды..........................................................................7
1.2 Анализ макро и микро окружения компании........9
1.3 Особенности внешней среды в современных организациях России.............................................15
Глава 2. Анализ внешней среды ООО «Строитель»..................................................................17
2.1 Краткая характеристика предприятия ..................18
2.2 Анализ макро и микро окружения ООО «Строитель»...................................................................34
Глава 3. Пути совершенствования анализа внешней среды на ООО «Строитель».....................48
Заключение....................................................................48
Список использованной литературы...........................50
Крупнейшими потребителями продукции и услуг ООО «Строитель» являются Нижегородская, Саратовская области и территория Чувашской Республики.
Далее необходимо проанализировать основных поставщиков ООО «Строитель»
Наиболее важные источники сырья для производства основных видов продукции на ООО «Строитель» приходится закупать за пределами региона, что приводит к повышению цен на них из-за высоких транспортных расходов. За последнее время организация сменила двух стратегически важных поставщиков наиболее дорогостоящих видов сырья.
При анализе микроокружения ООО «Строитель» также следует изучить конкурентов. Непосредственными конкурентами являются «Выксинский завод минеральных изделий», Арзамасский завод «Минвата», «Кстовский завод минеральных изделий» и Ульяновский завод. Рассмотрим ценовую конкуренцию между этими организациями.
ООО «Строитель» не является лидером по уровню цен, и многие конкуренты устанавливают цены ниже их уровня, что, естественно, не может не сказываться на уровне спроса. Это результат обусловлен высокой себестоимостью продукции по сравнению с конкурентами, так как приходится привозить сырье из других удаленных регионов, высокими тарифами на энергоносители в ЧР, а также уже длительное время неизменной технологией и медленно обновляемым оборудованием. Ситуация по ценовой конкуренции позволяет организации незначительно отставать, а по некоторым изделиям по сравнению с конкурентами и превосходить их за счет того, что в регионе значительно дешевле рабочая сила и зарплата.
А
в завершение анализа определим,
какое воздействие (благоприятное
или же нет) оказывает сложившаяся
ситуация во внешней среде на деятельность
ООО «Строитель». Осуществим это, применив
метод составления профиля среды.
Фактор среды Важность для отрасли (от 1 до 3) Влияние на организацию (от 0 до 3) Направление влияния (+1 или –1) Степень важности (D=A*B*C)
Ранжирование среды ОАО «Теплоизоляция».
Фактор среды | Важность для отрасли (от 1 до 3) | Влияние на организацию (от 0 до 3) | Направление влияния (+1 или –1) | Степень важности (D=A*B*C) |
A | B | C | D | |
Состояние экономики | 3 | 3 | + | 9 |
Политика | 2 | 2 | + | 4 |
Правовая среда | 1 | 1 | _ | -1 |
Соц. компонента | 1 | 0 | _ | 0 |
Технология | 1 | 1 | _ | -1 |
Природно-географич. | 1 | 1 | _ | -1 |
Потребители | 3 | 3 | + | 9 |
Поставщики | 2 | 3 | _ | -6 |
Конкуренты | 3 | 1 | _ | -3 |
Инфраструктура | 1 | 1 | + | 1 |
Рынок рабочей силы | 1 | 0 | + | 0 |
Общая сумма баллов составляет +11, что говорит об общем благоприятном влиянии внешней среды (этот показатель носит субъективный характер и дает только поверхностную оценку), но все же этот показатель невелик и результаты функционирования ООО «Строитель» в большей степени зависят от правильно принятых стратегических решений, а это можно сделать только проанализировав внешнюю среду.
Глава 3. Пути совершенствования проведения анализа на предприятии ООО «Строитель».
Для того чтобы предлагать какие-либо нововведения для повышения эффективности проведения анализа внешней среды на ООО «Строитель» необходимо рассмотреть то, как данный анализ проводится сейчас. Необходимо отметить тот факт, что теперь ни на одном из предприятий, успешно действующем на рынке, не игнорируется влияние воздействия внешней среды, и, следовательно, осуществляется данного рода анализ. Об этом говорит то, что результаты опроса руководителей разных рангов показали, что в целом сегодня руководство осознает важное значение внешней среды и большое влияние ее факторов на экономическое и социальное развитие их предприятий. При этом основное внимание обращается на факторы микросреды организаций, оказывающих прямое непосредственное воздействие. В то же время факторам микросреды, за исключением экономических условий в стране, получают довольно низкую оценку, хотя они могут иметь самое решающее значение для предприятия (приложение). В связи с этим можно сделать вывод, что еще не все руководители достаточно четко представляют значение для предприятий ряда факторов внешней среды.
В целом можно отметить, что на ООО «Строитель» руководители предприятия и структурных подразделений находятся в курсе событий и изменений, происходящих во внешней среде, так как постоянно в свей повседневной деятельности ощущают ее влияние и получают информацию о ней из разных источников. Так, например, основным связующим звеном между организацией и внешней средой (преимущественно компонентами микроокружения) является отдел сбыта и отчасти отдел снабжения, которые изучают потребителей, посредников, конкурентов, транспортные организации, поставщиков, а также находятся в курсе изменений экономических условий в стране.
Однако анализ внешней среды не является доминирующей задачей этих структурных подразделений (аналогично обстоит дело и с другими службами), поэтому информация о факторах внешней среды у руководителей имеется в недостаточном объеме, она не всегда достоверна или поступает к ним несвоевременно. Кроме того, на ООО «Строитель» существует еще один недостаток, так как сбор, анализ и передача данного рода информации в значительной мере осуществляется нецеленаправленно, спонтанно и случайно (за исключением разве что отдела маркетинга, но и он функционирует не столь эффективно как нужно). Поэтому на сегодняшний момент времени информация о внешней среде на ООО «Строитель» в значительной степени разрознена и не дает о ней целостного представления, в результате чего можно заключить, что многие руководители представляют будущий характер внешней среды, полагаясь на интуицию, а некоторые вообще практически не имеют о ней должного представления.
Одной из главных причин подобного положения дел на этом предприятии является отсутствие четких методических рекомендаций по комплексному исследованию внешней среды. Кроме того, это обусловлено неудовлетворительным информационным и другими видами взаимодействия между различными подразделениями, недостатком квалифицированных кадров и, прежде всего, специалистов по маркетингу, а также отсутствием или нехваткой необходимых финансовых ресурсов.
По
вышеизложенным причинам для повышения
эффективности анализа внешней среды
на ООО «Строитель» необходимо использовать
следующую методику комплексного исследования
данной проблемы, использующую логическую
последовательность этапов и процедур,
представленных на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Процесс анализа внешней среды ООО «Строитель».
На
первом этапе необходимо установить
стратегическую цель анализа, в качестве
которой должно быть регулярное и
своевременное предоставление руководителям
предприятия и структурных
Затем должна быть разработана программа исследования, в которой определяется необходимая информация, источники и методы ее сбора и анализа, методы прогнозирования факторов внешней среды, а также конкретные исполнители исследований, календарный план и сроки предоставления полученных результатов. При реально сложившейся ситуации на ООО «Строитель» данного рода анализ должен быть возложен на сотрудников отдела маркетинга, который, по моему мнению, имеет еще значительные внутренние резервы для осуществления этой задачи, в силу недоиспользования своего потенциала. При этом создание новой специализированной структурной единицы для такого предприятия является излишней, и могла быть оправдана только на очень крупных организациях, к которым ООО «Строитель» не относится.
Следующим этапом должен быть поиск и сбор информации о внешней среде для разработки и принятия стратегических решений. При этом необходимо использовать как можно большее количество источников информации, как внутренних, так и внешних, в целях получения более полной и достоверной картины о внешней среде (рис. 3.2.). Сбор информации о компонентах макро- и микроокружения из внутренних источников следует проводить, как изучая различные документы и материалы подразделений предприятия, имеющих какие-либо контакты с внешней средой, так и проводя экспертные опросы их сотрудников. При сборе внешней «вторичной» информации необходимо использовать различные газеты, журналы, официальные издания, справочники, сборники, каталоги, другую печатную рекламу, справочно-правовые системы, электронную сеть Internet.
Для
получения исчерпывающей
Рис. 3.2. Схема сбора и дальнейшей передачи информации о
внешней
среде на ООО «Строитель».
направление аккумулирующейся в отделе маркетинга инфор-мации;
направление предоставления собранной, обработанной информации.
После
сбора информации ее необходимо соответствующим
образом обработать: вначале проверить
на достоверность и
На
этапе анализа собранной
Вся
собранная, обработанная и проанализированная
информация должна храниться в базах
данных по потребителям, поставщикам,
конкурентам и макросреде в целом.
Их следует построить таким
Для
разработки стратегических планов предприятия
и их ежегодной корректировке
необходимо проводить прогнозирование
внешней среды. При этом также
могут быть использованы методу экстраполяции,
структурно-аналитические и
Для эффективного приведения в действие данной схемы анализа на ООО «Строитель» необходимо создать и соответствующие организационно-экономические предпосылки. Для этого сначала следует определить организационную форму проведения анализа внешней среды. При исследовании отдельных направлений внешней среды предприятие может обращаться к специализированным исследовательским организациям, таким как консалтинговые и информационные фирмы, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и т. п. Вместе с тем, ООО «Строитель» должно самостоятельно проводить комплексное исследование внешней среды, а именно отдел маркетинга. При создании этого направления работы целесообразно объединить усилия отдела маркетинга с другими подразделениями, занимающимися изучением отдельных аспектов внешней среды. Поэтому необходимо разделить между этими подразделениями полномочия и ответственность в системе исследования внешней среды предприятия, а также наладить информационное взаимодействие таким образом, чтобы не происходило дублирование работ и, в то же время, не возникали информационные пробелы по каким-либо направлениям. Это, прежде всего, касается взаимодействия специализированного подразделения с юридическим и финансово-экономическим отделами. Со снабженческими и сбытовыми подразделениями должен быть налажен свободный обмен информацией. А отдел маркетинга должен не только собирать информацию от подразделений, но и координировать и направлять их усилия на более активный сбор информации о внешней среде. Для этого необходимо разработать и предоставить методические рекомендации работникам предприятия о том, какую, где и от кого следует собирать информацию. Деятельность по исследованию внешней среды должна осуществляться при активной поддержке высшего руководства. Оно должно предоставлять отделу маркетинга открытый доступ к информационным ресурсам предприятия, в том числе конфиденциальным, а также самим снабжать его информацией, полученной по своим каналам.
Для решения разовых, нетипичных задач по сбору и анализу информации о внешней среде (в том числе при первоначальной организации исследований и для формирования базы данных), а также при разработке прогнозов кроме постоянно действующих специалистов отдела маркетинга им могут оказать большую помощь специально созданные временные проблемные группы. Они должны работать в тесном контакте с отделом маркетинга, от которого должны получать необходимую методическую помощь и информацию.
Организация
исследования внешней среды на комплексной
и регулярной основе требует также
соответствующего финансового обеспечения.
При этом все затраты на проведение
анализа следует рассматривать
как инвестиции в информацию, способствующую
выработке оптимальных