Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа
Но в этом чуде нет ничего загадочного. Есть определенные правила поведения покупателя и их нужно учитывать в своей работе. И если раньше магазины ориентировались в своей работе в основном на товарно-денежные ценности и показатели (и это было правильно в условиях дефицита товаров и избытка покупателей), то сейчас покупатель становится настоящим королем магазина: не понравится – уйдет в соседний супермаркет или вообще на ближайший продовольственный рынок.
По данным исследований проводимых в западных странах – 80% товаров в магазинах покупается под воздействием различных импульсов. К ним может относиться сам товар, внешний вид которого привлекает к себе внимание и деньги покупателя, привлекательная цена, дополнительная реклама в месте продажи товара.
Еще раз, 80% товаров приобретается в магазинах не потому что лучше, а потому что они в конкретный момент времени производят наибольшее благоприятное впечатление на покупателя. Ну, скажете вы, это на Западе, у нас все по другому.
Введение………………………………………………..3
Понятие мерчендайзинга……………………………...4
История развития мерчендайзинга…………………...4
Инструменты мерчендайзинга………………………..5
Самые основные правила мерчендайзинга…………..6
Мерчендайзер…………………………………………..7
Использование пространства в торговом зале……….9
Выкладка…………………………………………………18
организация размещения выкладки………19
некоторые принципы выкладки….……….19
некоторые правила выкладки……….…….21
виды выкладки……………………….…….23
контроль над выкладками…………………28
Факторы, влияющие на совершение покупки………...28
Звуки и музыка………………………………………….28
Освещение…………………………………………….…32
Запахи……………………………………………………33
Ценники………………………………………………….35
Чистота…………………………………………………...35
Обслуживающий персонал……………………………..36
Всему есть предел………………….……………………36
POS-материалы………………………………………….37
Cловарь POS-рекламы…………………………………..39
Заключение………………………………………………40
Список литературы………………………………………41
Проектирование освещения — это сложный процесс, включающий в себя много этапов и требующий особого, профессионального подхода, возможного только в крупных компаниях. Прежде всего разрабатывается концепция освещения, для создания которой в зависимости от назначения помещения и его дизайна определяются тип освещения, стиль и дизайн света.
Для торговых площадей существует
несколько подходов к освещению: в зависимости
от того, что освещается — гипермаркет,
универмаг, магазин или бутик. Существует
два типа освещения — общее и акцентирующее,
— каждому из которых уделяется свое место
при освещении подобных помещений. В бутиках
и салонах почти все освещение является
акцентирующим, создавая гармоничный
интерьер за счет эффектных световых сцен.
В гипермаркетах (например Metro Cash&Carry) необходим уровень освещенности от 500 до 650 люкс за счет общего освещения. Главное здесь — быстрый поиск клиентом нужного товара, снижение издержек на содержание торговых площадей. Гипермаркеты характеризуются отсутствием дизайнерских решений в интерьере, поэтому здесь можно использовать экономичные люминесцентные потолочные светильники (как подвесные, так и встраиваемые или накладные) отечественного («Световые технологии», Northcliffe, Ардатовский СТЗ и т. п.) и зарубежного (THORN, Beghelli, Farel и т. п.) производства.
В универмаге
уже важно увеличение продолжительности
пребывания клиента в торговых залах,
поэтому особое внимание уделяется
интерьеру и свету. Помимо общего
освещения используется и акцентирующее
освещение высокой интенсивност
Во всех магазинах важен цвет, который приобретает товар под воздействием искусственного освещения. Например, в продуктовых универсамах или магазинах очень важен цвет продуктов, которые предстают перед глазами клиента. Поэтому следует использовать только те светильники, в которых установлены лампы, имеющие максимальный коэффициент цветопередачи (т. е. приближенный по спектральным характеристикам к солнечному свету), или же лампы, которые покажут товар в «правильном», более выгодном свете. Например, наилучшую цветопередачу дадут специальные люминесцентные лампы Philips или OSRAM, или же металлогалогеновые лампы. В примерочной магазина одежды лучше установить либо люминесцентные светильники с теплым тоном цветопередачи, либо светильники (в том числе направленного света) с лампами накаливания.
Для дополнительного
привлечения внимания покупателей
можно использовать местное освещение
или подсветку. За большое время
существования ритейла
Запахи
Запахи оказывают воздействие
на физическое и эмоциональное состояние человека. Результаты
исследований показывают, что некоторые
ароматы могут заставить человека чувствовать
себя напряженно или расслабленно. Запах
мяты, например, пробуждает нас, а запах
ландыша расслабляет. Кроме того, некоторые
наши основные эмоции непосредственно
связаны с запахом. Так, исследователи
утверждают что запахи океана и свежеприготовленного
домашнего печенья возрождают в нас весьма
эмоциональные воспоминания о детстве,
вплоть до ностальгии.
Запахи находят свое применение и в маркетинге.
Не так давно научный Центр Химии Monell в
Филадельфии запустил свои пилотные проекты,
цель которых — изучить влияние тех или
иных запахов на покупателей. Например,
цветочно-фруктовый запах заставлял случайных
посетителей ювелирного магазина задерживаться
там дольше. А очень низкий уровень некоторых
запахов мог изменить индивидуальный
ход мыслей и настроение (например, расслабленное
и доверительное). В Великобритании отдельные
продавцы товаров для дома используют
запах булочной/кафе, чтобы побудить клиентов
войти в магазин и купить товары, ничего
общего с едой не имеющие: одежду, осветительную
аппаратуру и т.д. Заметим, в супермаркетах
запах из рыбного отдела не так силен,
как распространяющийся запах свежеиспеченного
хлеба из хлебного отдела.
В Лондоне есть фирма Marketing Aromatics, которая
предлагает создать «неповторимую атмосферу
в магазине, расслабить пациентов в комнате
ожидания, взбодрить торговый персонал
или вызвать ассоциации в сознании покупателей»,
используя разнообразные техники: «от
центральной вентиляционной системы до
ручных распылителей, жидкостей, гранул,
гелей и порошков. Имеются даже чувствительные
к давлению ленты с микрокапсулами. Все
это создает желаемый настрой, устраняет
неприятные запахи, пропитывая продукт
или фирменную литературу, подтверждая
уникальный признак компании — ароматический
логотип».
При использовании ароматов для создания
определенной атмосферы торгового зала
нужно помнить о том, что восприятие запаха
покупателем зависит от его пола и возраста.
Женщины наиболее чувствительны к запахам,
нежели мужчины, а с возрастом чувствительность
к запахам притупляется у всех.
Вот практический пример по поводу запаха
в торговом зале, который мне рассказала
одна женщина, все выглядело примерно
так: она зашла в магазин одежды, располагающийся
на втором этаже, на первом же находился
зоомагазин… Неудивительно, что за «аромат»
распространялся по всему зданию и задерживаться
в таком магазине не только ей, но и всем
посетителям совсем не захотелось.
На мой
взгляд, в торговом зале также
недопустимы и пищевые запахи.
Вообще вопрос ароматизации
Цвет
В определенных пропорциях цвет способен
создавать настроение, привлекать внимание
и оказывать влияние на физические
реакции. Когда мы говорим о цвете,
то подразумеваем его тон (теплый
или холодный), насыщенность и глубину (светлый или темный). Специалисты
по физическому восприятию цвета доказали,
что теплые цвета (красный, оранжевый или
желтый) обычно повышают активность и
возбуждение, тогда как холодные цвета
(зеленый, синий или фиолетовый) действуют
расслабляюще и успокаивающе. Вот почему
цвет большинства упаковок с мылом и лосьонами
для тела имеет холодный оттенок, а изображения
на них (если таковые имеются) носят спокойный
характер. В то же время игрушки и сладости
окрашиваются в теплые цвета для того,
чтобы пробудить в детях энергию и чувство
радости.
Специалисты также выяснили, что цветовые
предпочтения варьируются в зависимости
от социальных условий. Так, например,
теплые и яркие цвета имеют большую популярность
на рынках недорогих товаров, тогда как
глубокие «дорогие» оттенки используются
в оформлении продукции высшей ценовой
категории.
Реакция на определенный цвет определяется
этническим происхождением человека и
культурными традициями той или иной нации.
Тем не менее, восприятие теплых и холодных
цветов можно с уверенностью назвать интернациональным.
Например, желтый, оранжевый и красный
ассоциируются с теплотой солнца в разных
странах, тогда как синий, голубой и зеленый
считаются холодными, т.к. сравниваются
с водой, небом, свежестью. Поэтому, не
случайно рекламисты и дизайнеры упаковок
чаще всего выбирают цвет зелени для молочной
продукции; голубой и синий — для продуктов
моря, коричневый — для керамики, кофе;
сочетание золотого с яркими цветами —
для ювелирных изделий и т.п. Некоторые
цвета можно отнести и к теплым, и к холодным,
в зависимости от оттенка.
Цвет может произвести большой эффект
вне зависимости от того, нравится покупателю
продукт или нет. Часто маркетологи прибегают
к помощи экспертов, чтобы определить,
какие цвета будут оказывать наибольшее
положительное влияние на покупателей
в течение длительного времени.
Какой же цвет выбрать? Представьте, что
у вас есть ресторан быстрого питания.
Тогда в его оформлении наиболее рациональным
будет использование красного, желтого
и оранжевого цветов, а также их оттенков.
Это подчеркнет статус заведения, где
все должно происходить быстро. Клиенты,
сами того не осознавая, будут стараться
не засиживаться подолгу за своими столиками
в ресторане, дизайн которого богат на
теплые (и даже горячие) цвета. Однако если
ваш фаст-фуд ориентирован на комфортное
времяпрепровождение, то такая цветовая
схема будет идти в разрез с так называемым
brand equity. Фактически, правильный выбор
цветовой схемы, которая не противоречит
сущности бренда и ожиданиям его целевого
сегмента, будет оказывать желаемый эффект
на восприятия ваших клиентов.
По поводу ценников можно привести банальные, но часто игнорируемые правила. Ценник должен хорошо читаться, его расположение не должно вызывать сомнения относительно того, к какому товару он относится. При этом необходимо, чтобы размер ценника соответствовал габаритам товара и не закрывал его (скажем, неправильно делать большие ценники для шоколадок). Эти простые принципы позволяют существенно повысить объем продаж.
Очень важно поддерживать чистоту, особенно в зимнее время… и особенно с таким климатом как в России…
Наверняка каждый хоть раз в жизни
оказывался в такой ситуации: заходишь
в магазин с красивыми
Обслуживающий персонал
Грамотный (обученный товару), вежливый и тактичный персонал- ваш козырь! Здесь, на мой взгляд, важно, чтобы сами продавцы являлись живой рекламой комплектов продаваемой в настоящее время (а не когда-то) одежды (естественно это относится к бутикам и магазинам одежды). Опытный продавец должен стать личным консультантом покупателя. Однако не следует оказывать излишнее давление на пришедшего в магазин. К магазинам, торгующим продовольственными товарами, требования к персоналу остаются такими же, за исключение того, что они в основном носят форму (обязательно чистую).
Конечно, продавец-
«Не перехорошить»!!! Ведь всему есть предел!
Декоративные композиции
Эффектно смотрятся в интерьере магазина различные декоративные композиции, на такие вещи всегда обращают внимание покупатели, например, колонны и пирамидки из конфет и плиток шоколада. Однако с «архитектурой из продуктов» следует проявлять осторожность, так как даже у опытных мерчендайзеров случаются «проколы». Известен случай, когда одна крупная российская фирма, торгующая молоком, наняла западную маркетинговую компанию для продвижения своих товаров. Иностранцы предложили американскую структуру выкладки «зАмок», повсеместно принятую в Америке. После того как товар выложили по этой схеме в отечественном магазине, продажи молока резко упали, так как российский покупатель привык к совсем другому, знакомому нам всем размещению пакетов с молоком. А иногда покупателям жалко разрушать столь красивые композиции, что они либо выбирают другой товар, либо покупают его в другом месте.
POS-материалы как
Реклама всезнающа и вездесуща. Никогда и нигде она не выпускает нас, своих потребителей и жертв, из поля зрения. И, конечно, особенно активная охота ведется непосредственно в местах продаж. POS-материалы (сокращение от «point of sales») - это орудия в прицельной охоте.
Неискушенному
покупателю незнакомы такие почти
ругательные названия, как «воблеры»,
«диспенсеры», «шелфтокеры», зато красочные флажки, световые
рекламки, забавные фигурки, наклейки
и прочие атрибуты современной торговли,
до отказа заполнившие современные магазины,
знакомы без исключения всем. Ненавязчивые,
на первый взгляд, POS-материалы на самом
деле оказывают такое сильное влияние
на решение покупателя в пользу того или
иного товара и на общий объем продаж,
что игнорировать их уже не решается ни
один производитель и ни один продавец.
Размещение POS-материалов в торговом зале
- зона ответственности мерчендайзера,
который должен не только выгоднейшим
образом разместить товар на полках, но
и обеспечить высокий уровень продаж доступными
ему средствами. На территории магазина
основное такое средство это и есть POS-материалы.
Выделяется пять основных зон размещения
POS-материалов в торговом зале. Размещение
рекламы начинается с пространства перед
входом. Например, вывеска магазина «ООО
Продукты» красуется на фирменном табло
«Кока-Кола». Неплохое подспорье в оформлении
маленьких торговых точек - бесплатно
предоставленные производителями известных
товаров образцы POS-материалов. Так, витрины
часто оформляют увеличенными копиями
товаров (шоу-боксы).
Выносные конструкции (штендеры) призваны
привлечь внимание пешеходов, которым
не видна вывеска. Владельцы ресторанчиков
и кафе часто размещают на штендерах меню
и цены на основные блюда. На стекло входной
двери, на урны, стены, асфальт перед входом
могут наклеиваться различные постеры
и стикеры. Само собой, все наружные POS-материалы
должны быть изготовлены из жаро-влаго-светостойких
материалов.
Второй сектор - входная зона, придверное
пространство. Здесь обычно размещаются
плакаты и стикеры типа «Добро пожаловать!»,
«На себя/От себя».
Выделение третьего сектора актуально
для крупных магазинов и торговых комплексов.
Это пространство от входа до торгового
зала. Здесь посетителей поджидают гирлянды
вымпелов, подвесные мобайлы, шоу-боксы,
световые короба и прочая, и прочая. Все
они информируют о наличии определенного
товара и направляют посетителя к месту
его расположения.
Четвертый сектор - непосредственно в
районе выкладки товара - самый ответственный.
Тут используются шелфтокеры (небольшие
пластиковые или картонные мини-вывески,
крепящиеся к полкам с товаром), шоу-боксы,
колеблющиеся воблеры, специальные стойки
с рекламными материалами (лифлет-холдеры),
дисплеи с образцами товара, различного
рода вращающиеся или неподвижные подиумы
для представления товаров (например,
бытовой техники), стикеры, наклеивающиеся
всюду, даже на пол.
Об эффективности размещения POS-материалов
в прикассовой зоне ходят попросту легенды.
Считается, что взгляды скучающих в очереди
к кассе покупателей должны с благодарностью
останавливаться на блистерах с батарейками,
зубочистками и леденцами, на диспенсерах,
коробках для чеков, тарелках для сдачи,
обильно «сдобренных» рекламой, на световых
коробах над кассой и так далее. И ведь
так оно и есть!
В какой зоне размещать POS-материалы? Вопрос
некорректный. Ответ: везде. Только комплексный
подход к размещению POS-материалов наиболее
эффективен.