Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 01:12, реферат
В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении. Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования в связи с нехваткой средств в территориальных фондах ОМС. Всё это сказывается на экономическом положении лечебных учреждений не с лучшей стороны. В большинстве случаев лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) предоставлены сами себе, и далеко не всем удается выжить. Поэтому в новых рыночных условиях для обеспечения выживаемости ЛПУ переходят к новому механизму хозяйствования.
Новый механизм хозяйствования, помимо всего прочего, включает применение рыночных механизмов управления ЛПУ и здравоохранения в целом и обеспечения рентабельности деятельности ЛПУ. Одним из новых направлений деятельности медицинских учреждений является маркетинг.
В настоящее время маркетинг в здравоохранении находится в стадии становления. Это – сложный путь эволюционного развития, преодоления многочисленных трудностей и противоречий, накопление опыта. И чем скорее положительный опыт станет достоянием врачей, руководителей учреждений здравоохранения, тем успешнее будут преодолены трудности и серьёзные недостатки, касающиеся самой главной ценности общества – здоровья людей.
Введение
Общая характеристика рынка медицинских услуг
Рынок медицинских услуг
Особенности рынка медицинских услуг
Характеристики услуги
Товарная политика
Цена
Сбыт
Реклама
Заключение
Список литературы
2.3
Товарная политика
Анализ товарной политики предприятия осуществляется с применением теории “жизненного цикла товара” (ЖЦТ). Суть её заключается в том, что жизнь любого товара на рынке рассматривается подобно жизни живого организма и, соответственно, утверждается что она проходит через 4 основные фазы (стадии): 1) Для стадии выведения товара на рынок характерно формирование первичного спроса на товар, ознакомление потенциальной потребительской аудитории с ним. Например, в связи с установкой нового медицинского оборудования, на российском рынке медицинских услуг множество информирующих рекламных обращений о дополнительных диагностических или лечебных возможностях ЛПУ.
2) На стадии роста более активно завоевывается потребитель. Реклама - более содержательна, её характер из информирующей ориентируется на побуждение клиентов.
3) “Зрелость” - доминирующая фаза, если на предыдущих этапах ей предшествовала грамотная маркетинговая политика ЛПУ. Несмотря на снижение темпов роста продаж, прибыли, потребителей, в абсолютных размерах их уровни максимальны. Задача ЛПУ - на этой стадии удержаться как можно дольше.
4) Наконец, стадия “спада” свидетельствует о снижении полезности медицинской услуги как товара. Это может быть в случае полной ликвидации данного заболевания, смертности либо при появлении иных методов лечения, диагностики и т.д. Например, после внедрения фиброгастроскопии (ФГС) в диагностике язвенной болезни желудка резко упал спрос на рентгеноконстрастное исследование желудка с барием.
Таким
образом, основная задача маркетологов
- отследить переход жизни товара
на рынке из одной фазы в другую,
чтоб ввести необходимые изменения в программу
маркетинга, перераспределив маркетинговые
усилия.
2.4
Цена
Цена - денежное выражение стоимости товара (услуги).
Методика образования цен:
-
по издержкам: основывается на
реальных затратах на
- по аналогии: основывается на ценах конкурентов.
- дифференцированные: в основе продажа одного и того же товара различным группам потребителей по разным (гибким, дифференцированным) ценам. Например, в зависимости от условий платежа (в срок или нет, наличными или безналичными), от объема потребляемых услуг, от социальной значимости в обществе той или иной группы населения ( дети, студенты, пенсионеры и т.д.).
Рыночная цена, таким образом, будет “ценовым компромиссом” между тремя указанными методиками.
Виды цен, наиболее часто употребляемые в рыночной практике:
- Монопольная - устанавливается произвольно производителем.
- Оптовая - цена, по которой поставляются партии товара лечебно-профилактическим учреждениям. По этой цене производитель делает ощутимые скидки.
- Розничная - цена, по которой ведется продажа единичными экземплярами.
- Скользящая - цена устанавливается в зависимости от некоторых условий (например, связывается с курсом валют).
- Твердая - устанавливается в договоре купли - продажи и не подлежит изменению.
-
Проникающая цена - цена, как правило,
преднамеренно низкая по
- Психологическая цена - цена, устанавливаемая несколько ниже доминирующей на рынке и одновременно чуть-чуть ниже определенной круглой суммы (например 197 вместо 200). Этот вид цен используется для привлечения покупателя чисто психологически. Опыт зарубежных маркетинговых исследований показывает, что цены оканчивающиеся на “0” оказывают отрицательное воздействие на потребителей, а цифра “7”, например, имеет больший психологический эффект, чем “9”.
- Престижная цена - цена на медицинские услуги, обладающие высоким потребительским спросом, оказываемые в “элитных” медицинских учреждениях, зарубежными специалистами. Часто престижные цены являются валютными.
-
Гибкая цена - цена быстро реагирующая
на изменения соотношения
2.5
Сбыт
Сбыт - реализация на рынке товара или услуги.
Планирование и формирование каналов сбыта (дистрибьюционная политика) может осуществляться в рамках прямого и косвенного метода.
Прямой метод предполагает прямую (без посредников) связь между лицом, оказывающим медицинскую услугу, и пациентом.
Прямой метод выгодно использовать в следующих случаях:
-
имеет место концентрация
-
имеются средства для
- имеется достаточное количество собственных маркетинговых кадров;
- цена услуг часто колеблется;
-
продажная цена услуг намного
выше себестоимости, что
Косвенный метод предполагает наличие посредника, оптового покупателя медицинских услуг (например, страховая медицинская организация и т.д.).
Использование косвенного метода эффективно, если:
-
производитель медицинских
- осуществляется выход на рынок медицинских услуг, который недостаточно изучен;
- количество реализуемых услуг недостаточно велико;
-
услуга не является
- нет достаточно подготовленных специалистов по маркетингу и менеджменту;
- цена услуг относительно стабильна.
Наличие посредника всегда предполагает оплату его труда. Перед тем, как пользоваться услугами посредника, с помощью маркетинговых исследований необходимо убедиться в целесообразности того или иного способа сбыта.
Для
успешного осуществления
Маркетинговые
коммуникации - совокупность маркетинговых
сигналов фирмы в адрес различных рыночных
аудиторий. Коммуникационный комплекс
в маркетинге включает следующие элементы:
рекламу, связь с общественностью, прямые
коммуникации. Основной элемент - реклама.
2.6
Реклама
Реклама - информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью создания спроса на них. Реклама призвана информировать, побуждать или напоминать.
Задачи информативной рекламы:
-
рассказ рынку о новинке или
новых применениях
- информация рынку об изменении цен;
- объяснение принципов действия товара;
- описание оказываемых услуг;
Задачи побудительной рекламы:
-
формирование предпочтения к
данному виду медицинской
-
поощрение к переключению на
этот конкретный вид
-
исправление неправильных
- формирование образа фирмы.
- убеждение потребителя купить данную услугу, не откладывая.
Задачи напоминающей рекламы:
- напоминание потребителям о том, что товар или услуга может понадобиться им в ближайшем будущем;
- напоминание потребителям о том, где можно купить товар или услугу;
-
поддержание товара в памяти
потребителей в период
- поддержание осведомленности о товаре на высшем уровне.
Опыт
деятельности хозрасчетных отделений
ЛПУ показывает, что иногда, даже
при хорошей организации работы,
возникают трудности в привлечении клиентов
несмотря на высокое качество медицинской
помощи. В то же время, кооперативы, где
иногда работают менее квалифицированные
специалисты, могут иметь больший успех
благодаря хорошо продуманной рекламе.
Заключение
В практике реформа экономики привела к возрастанию роли маркетинга в сфере производства товаров и услуг. Маркетинг становится неотъемлемой частью управления здравоохранения.
Здравоохранение, которое ранее было практически выключено из сферы товарно-денежных отношений, теперь входит в нее.
При
этом ценообразование становится одной
из важнейших проблем
Цена – важнейший элемент рыночных отношений. В условиях рыночного механизма цена определяется как равновесная между спросом и предложением. Важную роль играет изучение спроса, так как именно от него будет зависеть дальнейшая деятельность предприятия. На основании обработки и анализа полученных результатов планируется цена услуги. Однако в здравоохранении экономические отношения не могут быть чисто рыночными. Уровень цен на медицинские услуги должен, с одной стороны, не создавать сверх прибыли для медицинских учреждений и не ограничивать доступ граждан к основным медицинским услугам, а с другой стороны не приводить к резкому и необоснованному увеличению объема спроса на услуги и нерентабельной деятельности медицинских учреждений. При разработке цен следует учитывать, что ориентация цен на фактические затраты конкретного ЛПУ ведет к затратному и неэффективному развитию экономики здравоохранения, установление же усредненных цен лишает возможности многие ЛПУ создавать экономические фонды, необходимые для расширенного воспроизводства.
Развитие рыночных отношений в здравоохранении привело учреждение к поиску информации о внешней среде: конкурентах, потребителях, партнерах. В настоящих условиях только тщательное изучение рынка и прогнозирование деятельности способствует развитию организации.
Список
литературы
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Медицинская услуга как товар. Особенности рынка медицинских услуг