Маркетинговый потенциал предприятия и его анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность предприятия напрямую связана с повышением уровня развития его потенциала и его основных составляющих.

Целью данной работы является развитие теоретических и научно -методических положений, а также выработка практических рекомендаций в области повышения конкурентоспособности предприятий на основе совершенствования маркетинга. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

-изучить сущность потенциала и конкурентоспособности предприятия;

-определить факторы и направления обеспечения конкурентоспособности предприятия;

-усовершенствовать методику оценки конкурентного потенциала предприятия

-обосновать набор стратегий повышения конкурентоспособности предприятий, на основе маркетинга;

-предложить систему мер по повышению конкурентоспособности предприятия на основе управления маркетинговой деятельностью.

Оглавление

Глава 1. Маркетинговый потенциал предприятия и его анализ

1.1 Понятие и структура потенциала фирмы

1.2 Конкурентоспособность предприятия

1.3 Оценка конкурентоспособности потенциала предприятия

1.4 Методы оценки конкурентоспособности торговой фирмы

Глава 2. Анализ эффективности деятельности предприятия на примере розничного магазина «Гермес»

2.1 Краткая характеристика торговой деятельности

2.2 Анализ финансово-экономического состояния предприятия

2.3 Анализ потенциала и конкурентоспособности предприятия

Глава 3. Разработка и расчёт эффективности проекта совершенствования деятельности предприятия

3.1 Стратегия развития предприятия как стратегический ресурс повышения конкурентоспособности на рынке

3.2 Разработка программы лояльности как необходимое условие для успешной деятельности розничного предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 215.02 Кб (Скачать)

    В здании магазина имеются торговые и  неторговые помещения. К торговым помещениям относится торговый зала площадью 20 м. кв.. К неторговым помещениям относятся:

    складские помещения – 16 м. кв.;

    служебные и бытовые – 15 м. кв.;

    подсобные – 2 м. кв.;

    моечные инвентаря, тары – 2 м. кв.

    Отделка производственных помещений: стен –  покраска; пола – плитка.

    оборудованием.

    Организация снабжения и сбыта товаров  проводится в магазине «» руководителем  предприятия. Он выявляет возможности  реализации новых видов товаров, ведет учет и повседневно изучает  конкретных поставщиков, выявляет и  регистрирует производителей товаров, еще не связанных договорными  отношениями с предприятием, готовит  предложения по вопросам увеличения снабжения нужными товарами, расширения ассортимента, улучшения качества продукции.

    2.2 Анализ финансово-экономического состояния предприятия

 

    В связи со сложившейся обстановкой  в стране резко возрастает значение анализа производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Результаты анализа представляют интерес для  различных категорий аналитиков: управленческого персонала, представителей финансовых органов, налоговых инспекторов, кредиторов и т.д.

    Проанализируем  основные показатели деятельности магазина за последние три года. Изменения  в деятельности предприятия за 2008-2010 гг. можно охарактеризовать следующими показателями (Табл.1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 1. Основные показатели хозяйственной деятельности магазина «»

    Показатели     Фактически  за     Отклонение  отчетного года от     2010% к      2009 в % к 2008
2008 год 2009 год 2010 год 2008 года 2009 года 2008 году 2009 году
    Общий объем товарооборота в действующих  ценах 2945      3841      4904      +1959      +1063      166,5      127,7      130,4     
    Валовой доход:  
1558,4
 
2038,0
 
2609,5
 
+1051,1
 
+571,5
 
167,4
 
128,0
 
130,8
    сумма

    в % к обороту 

52,917      53,059      53,212      +0,295      +0,153      100,6      100,3      100,3     
      Налоги и налоговые платежи,  взимаемые за счет валового  дохода:  
103,4     
 
139,5     
 
170,7     
 
+67,3     
 
+31,2     
 
165,1     
 
122,4     
 
134,9     
    Сумма в % к обороту 3,511 3,632 3,481 -0,030 -0,151 99,1 95,8 103,4
    Издержки  производства и обращения:  
1458,1     
 
1884,1     
 
2394,1     
 
+936,0     
 
+510,0     
 
164,2     
 
127,1     
 
129,2     
    сумма

    в % к обороту

49,511      49,052      48,816      -0,692      -0,233      98,6      99,5      99,1     
    Прибыль от реализации основных средств 1,7      2,0      2,2      +0,5      +0,2      129,4      110,0      117,6     
    Внереализационные доходы 3,4      3,7      4,9      +1,5      1,2      144,1      132,4      108,8     
Внереализционные  расходы, потери  
2,5
 
1,6
 
1,9
 
-0,6
 
+0,3
 
76,0
 
118,8
 
64,0
    Сумма балансовой прибыли (убытков, -) 1,0 19,6 51,8 +50,8 +32,2 51,8 раза 264,3 19,6 раза
 

    Анализируя  таблицу 1. Можно говорить о том, что  товарооборот в 2010 году возрос по сравнению  с 2008 годом на 959 тыс. рублей, а отклонения 2010 года от 2009 года составляют 1063 тыс. руб. или на 66,5 %.

    Валовой доход в 2008 году составил 1558,4 тыс. руб., в 2009-2038,0 тыс. руб.. Следовательно, к 2009 году валовойдоход возрос на 30,8 %.

    Фактически  в 2010 году валовой доход составил 2609,5 тыс. руб, отклонения 2009 года от отчетного  составляют 571,5 тыс. руб. или валовой  доход увеличился к 2010 году на 28 %. С  увеличением валового дохода увеличились  и налоги предприятия. Так в 2008 году налоговые платежи составляли 103,4 тыс. руб., в 2009-139,5 тыс.руб., а к 2010 гуда платежи составили 170,7 тыс.руб. или  возросли на 67,3 тыс. руб.

    По  сравнению с 2008 годом издержки возросли к 2010 году на 64,2 % и составили 2394,1 тыс. руб., в 2009 гуду данный показатель составил 1884,1 тыс.руб. К 2009 году издержки производства увеличились на 29,2 %, а к 2010 году на 27,1 %. Это говорит о том, что  в 2010 году издержки производства по отношению  к 2009 году сократились на 2,1 %.

    Прибыль предприятия от реализации ОС в 2008 году составила 1,7 тыс.руб., когда в 2009 прибыль  возросла на 17,6 % и составила 2,0 тыс. руб. К 2010 году прибыль от реализации ОС возросла только на 10% и составила 2,2 тыс. руб.

    Что касается внереализационных доходов, то на исследуемом предприятии в 2008 году они составляли 3,4 тыс. руб., в 2009-3,7 тыс. руб., а к 2010 году они составили 4,9 тыс. руб.

    Т. о. с 2008 года по 2010 год доходы возросли на 44,1 % (к 2009 году доходы возросли на 8,8 %,  к 2010- 32,4 %).

    Так в 2008 году расход составил 2,5 тыс.руб., в 2009 году данный показатель составил 1,6 тыс.руб., в 2010- 1,9 тыс. руб. ( к 2010 году расходы  сократились на 24 %).

    Сумма балансовой прибыли предприятия  в 2008 году составляла 1,0 тыс. руб., когда  к 2009 году этот показатель составил уже 19,6 тыс.руб. и к 2010 году он возрос до 51,8 тыс. руб.

    Исходя  из представленных данных можно сделать  вывод, что предприятие получает стабильную прибыль, объем товарооборота  и валовой доход увеличивается, прибыль от реализации ОС к 2010 году возросла на 29,4 %.

    Прибыль от реализации собственной продукции и покупных товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, уровня издержек и уровня налогов, взимаемых за счет валового дохода. Их влияние на прибыль определяют приемом абсолютных разниц.

    Предприятие  имеет следующие данные по прибыли (табл. 2).

    Таблица 2. Информация о выполнении плана прибыли, тыс. руб.

    Показатели Фактически  за 2009     2010     Отклонение В % к 2009
план фактически % выпол

нения

от плана от прошлого года
    Общий объём товарооборота в действующих  ценах 3841      3645      4904      105,6      +259      +1063      127,7     
    Общая сумма валового дохода

    Валовой доход в % к обороту

    Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода

    Налоги  и другие обязательные платежи в % к обороту 

    Сумма издержек производства и обращения

    Издержки  производства и обращения в % к обороту

    Сумма прибыли (убытков) от реализации собственной  продукции и покупных товаров

    Прибыль от реализации собственной продукции  и покупных товаров в % к обороту 

    Прибыль от реализации основных средств

    Прибыль от реализации прочих активов

    Внереализационные доходы

    Внереализационные расходы, потери и убытки

    Сумма общей (балансовой) прибыли, убытков(-)

    
2038,0 

53,059 

139,5 
 

3,632 
 

1884,1 

49,052 

14,4 
 

0,375 
 

2,0 

1,1 

3,7 

1,6 
 

19,6

2463,0 

53,025 

167,3 
 

3,602 
 

2264,4 

48,749 

31,3 
 

0,674 
 

2,7 

1,4 

3,9 

1,2 
 

38,1

2609,5 

53,212 

170,7 
 

3,481 
 

2394,1 

48,819 

44,7 
 

0,912 
 

2,2 

1,9 

4,9 

1,9 
 

51,8

105,9 

100,4 

102,0 
 

96,6 
 

105,6 

100,1 

142,8 
 

135,3 
 

81,5 

135,7 

125,6 

158,3 
 

136,0

+146,5 

+0,187 

+3,4 
 

-0,121 
 

+129,7 

+0,070 

+13,4 
 

+0,238 
 

-0,5 

+0,5 

+1,0 

+0,7 
 

+13,7

+571,5 

0,153 

+31,2 
 

-0,151 
 

+510,0 

-0,233 

+30,3 
 

+0,537 
 

+0,2 

+0,8 

+1,2 

+0,3 
 

+32,2

128,0 

100,3 

122,4 
 

95,8 
 

127,1 

99,5 

310,4 
 

243,2 
 

110,0 

172,7 

132,4 

118,8 
 

264,3

 

    План  по прибыли от реализации продукции  собственного производства и покупных товаров перевыполнен на 13,4 тыс.руб., или на 42,8%. В динамике она возросла на 30,3 тыс. руб. (на 210,4%). Перевыполнен план по прибыли от реализации прочих активов на 0,5 тыс. руб. (на 35,7%) и недовыполнен по прибыли от продажи основных средств на 0,5 тыс. руб. (на 18,5%). На общую сумму прибыли положительно повлиял рост внереализационных доходов на 1,0 тыс. руб. и отрицательно - увеличение внереализационных расходов, потерь и убытков на 0,7 тыс. руб. План по общей сумме прибыли перевыполнен на 13,7 тыс. руб. (на 36,0%). По сравнению с прошлым годом она возросла на 32,2 тыс. руб. или на 164,3%.  
 

    2.3 Анализ потенциала  и конкурентоспособности  предприятия

    Основная  цель маркетингового анализа - изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. От портфеля заказов  зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования  в процессе дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.

    Спрос как экономическая категория  характеризует объем товаров, которые  потребитель желает и в состоянии  приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке.

    На  уровень спроса влияют многие факторы: цены на предлагаемый товар, его качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам и т.д.

    Степень чувствительности спроса к изменению  цены, измеряется при помощи коэффициента ценовой эластичности (Ер):

    Ер=Процентное изменение количества спроса i-ro товара/Процентное изменение цен на товар.

    Коэффициент эластичности спроса по доходу (Ед) характеризует степень чувствительности спроса на товар при изменении дохода потребителей:

    Ед=Процентное изменение количества спроса i-го товара/Процентное изменение доходов покупателей.

    Спрос эластичный, если величина этих коэффициентов  больше единицы, и неэластичный - если меньше единицы. При значении коэффициента эластичности равном нулю, спрос абсолютно неэластичен: никакое изменение цены не влечет за собой изменение спроса на продукцию. Если коэффициент эластичности равен единице (единичная эластичность), то это значит, что темп роста спроса равен темпу снижения цены. Спрос бывает еще абсолютно эластичным, когда при неизменной цене или ее росте спрос на продукцию увеличивается до предела покупательских возможностей, что чаще всего бывает в условиях инфляции.

    По  данным в табл. 3 определим коэффициенты ценовой эластичности по изделию, имеющему наибольший удельный вес в структуре  производства.

    Сравнив полученные результаты, нетрудно заметить, что темп снижения спроса значительно  отстает от темпа прироста цен. Поэтому можно сделать вывод об относительной неэластичности спроса на данную продукцию. Это связано с относительно недорогой ценой на данный вид продукции. Предприятие выбрало вариант цены  5000 руб. за 1 порцию мяса в сыре,, пользующимся максимальным спросом, т.к. спрос при такой цене максимальный, но выручка ниже, чем при цене 6600 руб. Но поскольку целью данного предприятия является, с одной стороны завоевание рынков сбыта и получение прибыли, а с другой стороны в настоящих условиях рост цен ограничен и зачастую рост затрат на производство опережает рост уровня цен при том, что необходимо обеспечить прирост объемов производства, что может привести к убыточной работы из-за нереализации продукции, этот вариант цены более выгодный, потому что он позволяет получить большую сумму прибыли в наших условиях, чем по другим вариантам.

    Таблица 3. Эластичность спроса на продукцию «Колбаса Сливочная г.Конаково»

Цена, руб.      Объем спроса, 

    кг

Темп  прироста, %      Коэффициент эластичности спроса          Величина, тыс. руб.     
цены      объема спроса      Выручки      затрат      прибыли     
200      10,5       
     
 
     
 
     
    2,1          1,7          0,4     
202      10,350      +1,01      -0,01      0,01          2,0          1,7          0,3     
204      10,1      +1,02      -0,02      0,02          2,2          1,8          0,4     
204,5      10,0      +1,14      -0,12      0,11          2,9          1,8          1,1     
205,5      9,8      +1,15      -0,18      0,16          3,1          1,9          1,2     
208      9,0      +1,16      -0,2          1,18          3,5          2,1          1,4     
210      8,7      +1,17      -0,43          0,37          3,1          2,0          1,1     
210,5      8,3 +1,17      -0,54          0,46          2,9          1,9          1,0     

Информация о работе Маркетинговый потенциал предприятия и его анализ