Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа
Конкурентоспособность предприятия напрямую связана с повышением уровня развития его потенциала и его основных составляющих.
Целью данной работы является развитие теоретических и научно -методических положений, а также выработка практических рекомендаций в области повышения конкурентоспособности предприятий на основе совершенствования маркетинга. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-изучить сущность потенциала и конкурентоспособности предприятия;
-определить факторы и направления обеспечения конкурентоспособности предприятия;
-усовершенствовать методику оценки конкурентного потенциала предприятия
-обосновать набор стратегий повышения конкурентоспособности предприятий, на основе маркетинга;
-предложить систему мер по повышению конкурентоспособности предприятия на основе управления маркетинговой деятельностью.
Глава 1. Маркетинговый потенциал предприятия и его анализ
1.1 Понятие и структура потенциала фирмы
1.2 Конкурентоспособность предприятия
1.3 Оценка конкурентоспособности потенциала предприятия
1.4 Методы оценки конкурентоспособности торговой фирмы
Глава 2. Анализ эффективности деятельности предприятия на примере розничного магазина «Гермес»
2.1 Краткая характеристика торговой деятельности
2.2 Анализ финансово-экономического состояния предприятия
2.3 Анализ потенциала и конкурентоспособности предприятия
Глава 3. Разработка и расчёт эффективности проекта совершенствования деятельности предприятия
3.1 Стратегия развития предприятия как стратегический ресурс повышения конкурентоспособности на рынке
3.2 Разработка программы лояльности как необходимое условие для успешной деятельности розничного предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Фактор конкуренции
носит принудительный характер, заставляя
производителя под угрозой
Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик продукции, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующей продукции аналогов12.
Изучение
возможностей предприятия сводится
к анализу потенциала предприятия.
Анализ производится обычно по материалам
отчетности самого предприятия и
дополнительным источникам информации:
статистическим выборкам, бизнес-справкам,
отчетам научных организаций, профессиональным,
коммерческим, правительственным публикациям.
Анализ потенциала предприятия целесообразно проводить по следующим разделам:
1. Производство.
-
Объем, структура, темпы
-
Ассортиментная номенклатура
-
Обеспечиваемость сырьем и
-
Наличный парк оборудования и
степень его использования.
-
Местонахождение производства
- Экология производства.
2. Распределение и сбыт продукции
-
Транспортировка продукции.
-
Хранение товарных запасов.
-
Возможность доработки и
-
Продажа. По отдельным товарам,
3. Организационная структура и менеджмент
-
Организация и система
-
Количественный и
- Стоимость рабочей силы, текучесть кадров, производительность труда
- Уровень менеджмента
- Фирменная культура.
4. Маркетинг.
- Исследования рынка, товара, каналов сбыта.
-
Стимулирование сбыта и
- Нововведения.
-
Коммуникационные связи и
- Маркетинговый бюджет и его исполнение.
-
Маркетинговые планы и
5. Финансы.
-
Финансовая устойчивость и
- Прибыльность и рентабельность
-
Собственные и заемные
Внутрифирменная
информация представляется более достоверной,
надежной, легко получаемой и поддающейся
систематизации. Однако для оценки
потенциала предприятия она может
оказаться недостаточной. В этом
случае подбор внешней информации следует
проводить по сопоставимым показателям,
используя различные приемы и
методы14.
1.3 Оценка конкурентоспособности потенциала предприятия
Можно выделить следующие общие этапы оценки потенциала предприятия:
1. Определение состава анализируемой группы конкурентов.
Оценку
конкурентоспособности
Для более детального анализа необходимо переходить к анализу конкурентов в стратегической группе16, уточняя информацию по отдельным направлениям, а также анализировать смежные рынки.
Важным
критерием отбора является сопоставимость
масштабов деятельности. Однако нередко
случается, что группа предприятий,
значительно уступающих по масштабам
деятельности, каждое из которых можно
не рассматривать в качестве конкурента,
в результате конъюнктурного совпадения
интересов может оказаться
2. Поиск пересечения целей и возможных конфликтов по поводу их достижения.
Цели деятельности и связанная с ними многоуровневая система частных целей в отношении самого предприятия и внешней среды в общем случае имеют множество пересечений с целями других хозяйствующих субъектов - возникает конкуренция17. Именно для этих случаев необходимо оценивать собственную конкурентоспособность. Здесь очень важно учесть особенности менеджмента конкурентов, способы и традиции ведения конкурентной борьбы (конкурентный имидж).
3. Определение характера конкуренции и анализ воздействия внешней среды на ее изменение.
При анализе характера конкуренции необходимо учитывать все значимые факторы, в частности18:
- Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке;
-
Унифицированность сервисных
-
Изменение платежеспособного
- Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке;
- Издержки переключения клиента с одного производителя на другого;
-
Барьеры ухода с рынка (
-
Барьеры проникновения на
- Ситуацию на смежных рынках;
- Стратегии конкурирующих фирм;
-
Привлекательность рынка
4. Определение показателей, характеризующих конкурентоспособность на различных уровнях.
При
оценке конкурентоспособности
Особое
внимание при анализе
Интегральная оценка предприятия и конкурентов по всем КФУ дает общее представление об их конкурентных позициях и основных причинах такого положения в долгосрочном периоде.
И наконец, верхний уровень в оценке конкурентоспособности занимают показатели, характеризующие стратегичность предприятия, - показатели акционерной стоимости и инвестиционной привлекательности20.
Распространенным способом точного анализа конкурентоспособности предприятий отрасли является оценка финансовой результативности по группе показателей, характеризующих платежеспособность (ликвидность), финансовую устойчивость и рентабельность деятельности21.
Одним
из наиболее общих показателей уровня
конкурентоспособности
При экспертном оценивании интегральной конкурентоспособности предприятия часто пользуются показателем конкурентной позиции или силы бизнеса. Так, разработчиками консультационной фирмы Artur D/ Little введены в рассмотрение следующие конкурентные позиции23:
-
Ведущая (доминирующая). Только один
представитель отрасли может
занимать данную позицию. Он
устанавливает отраслевой
-
Сильная. Такой бизнес
-
Благоприятная (заметная). Это, как
правило, один из лидеров в
слабоконцентрированных
-
Прочная. Специализация в
-
Слабая. Слабые стороны мешают
предприятию стать центром
-
Нежизнеспособная. Нет сильных сторон,
и они не могут появиться
в будущем. Целесообразно
Перечень
показателей
5. Сравнительная оценка конкурентоспособности предприятия и его конкурентов по выделенным показателям.
Методический
аппарат анализа
Можно выделить две основные группы методов оценивания конкурентоспособности предприятия:
-
Методы, основанные на применении
количественных данных (в основном
финансовых показателей и
- Методы, оперирующие качественной, "экспертной" информацией (мнениями, суждениями, оценками и т.д.).
При апостериорной оценке конкурентоспособности (за истекший период) указанные группы методов обладают преимуществами и недостатками примерно в равной степени. При экспертном оценивании мнение компетентных специалистов позволяет более тонко учитывать слабоформализуемые аспекты, однако серьезной проблемой является подбор самой экспертной группы24.
Информация о работе Маркетинговый потенциал предприятия и его анализ