Маркетинговый потенциал предприятия и его анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность предприятия напрямую связана с повышением уровня развития его потенциала и его основных составляющих.

Целью данной работы является развитие теоретических и научно -методических положений, а также выработка практических рекомендаций в области повышения конкурентоспособности предприятий на основе совершенствования маркетинга. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

-изучить сущность потенциала и конкурентоспособности предприятия;

-определить факторы и направления обеспечения конкурентоспособности предприятия;

-усовершенствовать методику оценки конкурентного потенциала предприятия

-обосновать набор стратегий повышения конкурентоспособности предприятий, на основе маркетинга;

-предложить систему мер по повышению конкурентоспособности предприятия на основе управления маркетинговой деятельностью.

Оглавление

Глава 1. Маркетинговый потенциал предприятия и его анализ

1.1 Понятие и структура потенциала фирмы

1.2 Конкурентоспособность предприятия

1.3 Оценка конкурентоспособности потенциала предприятия

1.4 Методы оценки конкурентоспособности торговой фирмы

Глава 2. Анализ эффективности деятельности предприятия на примере розничного магазина «Гермес»

2.1 Краткая характеристика торговой деятельности

2.2 Анализ финансово-экономического состояния предприятия

2.3 Анализ потенциала и конкурентоспособности предприятия

Глава 3. Разработка и расчёт эффективности проекта совершенствования деятельности предприятия

3.1 Стратегия развития предприятия как стратегический ресурс повышения конкурентоспособности на рынке

3.2 Разработка программы лояльности как необходимое условие для успешной деятельности розничного предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 215.02 Кб (Скачать)

          Фактор конкуренции  носит принудительный характер, заставляя  производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своей продукции, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

    Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик продукции, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующей продукции аналогов12.

    Изучение  возможностей предприятия сводится к анализу потенциала предприятия. Анализ производится обычно по материалам отчетности самого предприятия и  дополнительным источникам информации: статистическим выборкам, бизнес-справкам, отчетам научных организаций, профессиональным, коммерческим, правительственным публикациям.13

    Анализ  потенциала предприятия целесообразно  проводить по следующим разделам:

    1. Производство.

    - Объем, структура, темпы производства.

    - Ассортиментная номенклатура продукции  предприятия, степень обновляемости,  широта и глубина ассортимента.

    - Обеспечиваемость сырьем и материалами,  уровень запасов, скорость их  использования.

    - Наличный парк оборудования и  степень его использования. Резервные  мощности. Технологическая новизна.

    - Местонахождение производства и  наличие инфраструктуры.

    - Экология производства.

    2. Распределение и  сбыт продукции

    - Транспортировка продукции. Транспортные  возможности и оценка расходов.

    - Хранение товарных запасов. Уровень  запасов, их размещение и скорость  обращения. Наличие и емкость  складских помещений и хранилищ.

    - Возможность доработки и упаковки  товаров.

    - Продажа. По отдельным товарам,  сбытовым территориям, стоимости,  типам покупателей, посредников  и каналов сбыта.

    3. Организационная  структура и менеджмент

    - Организация и система управления.

    - Количественный и профессиональный  состав работников.

    - Стоимость рабочей силы, текучесть  кадров, производительность труда

    -  Уровень менеджмента

    - Фирменная культура.

    4. Маркетинг.

    - Исследования рынка, товара, каналов  сбыта.

    - Стимулирование сбыта и реклама,  ценообразование.

    - Нововведения.

    - Коммуникационные связи и информация.

    - Маркетинговый бюджет и его  исполнение.

    - Маркетинговые планы и программы.

    5. Финансы.

    - Финансовая устойчивость и платежеспособность.

    - Прибыльность и рентабельность

    - Собственные и заемные средства  и их соотношение.

    Внутрифирменная информация представляется более достоверной, надежной, легко получаемой и поддающейся  систематизации. Однако для оценки потенциала предприятия она может  оказаться недостаточной. В этом случае подбор внешней информации следует  проводить по сопоставимым показателям, используя различные приемы и  методы14. 

    1.3 Оценка конкурентоспособности  потенциала предприятия 

    Можно выделить следующие общие этапы  оценки потенциала предприятия:

    1. Определение состава  анализируемой группы  конкурентов.

    Оценку  конкурентоспособности предприятия  имеет смысл проводить по стратегической группе - группе предприятий, имеющих  схожие стратегическое поведение и  цели15. Для получения первичных оценок конкурентоспособности целесообразно ориентироваться на отраслевые показатели, т.е. учитывать всех прямых конкурентов - фирмы, использующие одни и те же технологии и выпускающие товары, удовлетворяющие примерно одни и те же потребности.

    Для более детального анализа необходимо переходить к анализу конкурентов  в стратегической группе16, уточняя информацию по отдельным направлениям, а также анализировать смежные рынки.

    Важным  критерием отбора является сопоставимость масштабов деятельности. Однако нередко  случается, что группа предприятий, значительно уступающих по масштабам  деятельности, каждое из которых можно  не рассматривать в качестве конкурента, в результате конъюнктурного совпадения интересов может оказаться достаточно сильным конкурентом.

    2. Поиск пересечения  целей и возможных  конфликтов по  поводу их достижения.

    Цели  деятельности и связанная с ними многоуровневая система частных  целей в отношении самого предприятия  и внешней среды в общем  случае имеют множество пересечений  с целями других хозяйствующих субъектов - возникает конкуренция17. Именно для этих случаев необходимо оценивать собственную конкурентоспособность. Здесь очень важно учесть особенности менеджмента конкурентов, способы и традиции ведения конкурентной борьбы (конкурентный имидж).

    3. Определение характера  конкуренции и  анализ воздействия  внешней среды  на ее изменение.

    При анализе характера конкуренции  необходимо учитывать все значимые факторы, в частности18:

    - Число и мощность фирм, конкурирующих  на рынке;

    - Унифицированность сервисных услуг  по товару в отрасли;

    - Изменение платежеспособного спроса;

    - Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке;

    - Издержки переключения клиента  с одного производителя на  другого;

    - Барьеры ухода с рынка (затраты  фирмы на перепрофилирование);

    - Барьеры проникновения на рынок;

    - Ситуацию на смежных рынках;

    - Стратегии конкурирующих фирм;

    - Привлекательность рынка данного  продукта, а также макроэкономическую  ситуацию и тенденции ее изменения.

    4. Определение показателей,  характеризующих  конкурентоспособность  на различных уровнях.

    При оценке конкурентоспособности предприятия  может использоваться множество  показателей. В любом случае целесообразно  различать уровни конкуренции, связанные  с целями и возможностями конкурирующих  субъектов.

    Особое  внимание при анализе конкурентоспособности  предприятия целесообразно уделить  оценке степени соответствия показателей  деятельности по так называемым ключевым факторам успеха (КФУ) - характеристиками, определяющими основные требования к ресурсам и компетенциям (необходимые условия успешной деятельности) для всех предприятий данной отрасли19.

    Интегральная  оценка предприятия и конкурентов  по всем КФУ дает общее представление  об их конкурентных позициях и основных причинах такого положения в долгосрочном периоде.

    И наконец, верхний уровень в оценке конкурентоспособности занимают показатели, характеризующие стратегичность предприятия, - показатели акционерной стоимости  и инвестиционной привлекательности20.

    Распространенным  способом точного анализа конкурентоспособности предприятий отрасли является оценка финансовой результативности по группе показателей, характеризующих платежеспособность (ликвидность), финансовую устойчивость и рентабельность деятельности21.

    Одним из наиболее общих показателей уровня конкурентоспособности предприятий  является его фактическая рыночная доля. В связи с отсутствием  статистики по объемам продаж многих товаров для замеров емкости  можно воспользоваться рядом  дополнительных счетных процедур, использующих информацию, получаемую в ходе панельных  исследований, данные об интенсивности  потребления и среднем сроке  эксплуатации товара, параметры первичных, повторных и дополнительных продаж. Доля рынка обычно определяется в  номинальном и стоимостном выражении22. При соответствующих информационных возможностях следует совмещать эти подходы.

    При экспертном оценивании интегральной конкурентоспособности  предприятия часто пользуются показателем  конкурентной позиции или силы бизнеса. Так, разработчиками консультационной фирмы Artur D/ Little введены в рассмотрение следующие конкурентные позиции23:

    - Ведущая (доминирующая). Только один  представитель отрасли может  занимать данную позицию. Он  устанавливает отраслевой стандарт  и контролирует поведение других  конкурентов. Ведущий бизнес имеет  широкий выбор стратегических  вариантов;

    - Сильная. Такой бизнес выбирает  свою стратегию независимо от  действий конкурентов и имеет  перед ними определенные преимущества. Относительная доля рынка может  быть в 1,5 раза больше доли  самого крупного конкурента, но  абсолютного преимущества нет;

    - Благоприятная (заметная). Это, как  правило, один из лидеров в  слабоконцентрированных отраслях, где все участники находятся  примерно на одном уровне и  никто не занимает доминирующих  позиций. Этот бизнес характеризуется  относительной безопасностью, если  у него есть своя рыночная  ниша. Может значительно улучшить  свое положение;

    - Прочная. Специализация в узкой  или относительно защищенной  рыночной нише (небольшая доля  рынка или почти продукции). Может  долго сохранять такое положение,  но практически нет шансов  его улучшить;

    - Слабая. Слабые стороны мешают  предприятию стать центром генерации  прибыли. Слабость может быть  связана с самим бизнесом (слишком  малый его размер, отсутствие  важных ресурсов для развития) или с ошибками в управлении. Такой бизнес не может выжить  самостоятельно;

    - Нежизнеспособная. Нет сильных сторон, и они не могут появиться  в будущем. Целесообразно ликвидировать  бизнес.

    Перечень  показателей конкурентоспособности  может формироваться в соответствии с особенностями решаемой задачи.

    5. Сравнительная оценка  конкурентоспособности  предприятия и  его конкурентов  по выделенным  показателям.

    Методический  аппарат анализа конкурентоспособности  предприятия достаточно разнообразен. Возможность применения на практике любого из методов во многом определяется индивидуальными способностями  и компетенциями специалистов предприятия  по сбору и анализу необходимой  информации, а также наличием временных  и финансовых ресурсов. Обычно речь идет о компромиссе между качеством  аналитической информации и затратами  на ее получение.

    Можно выделить две основные группы методов  оценивания конкурентоспособности  предприятия:

    - Методы, основанные на применении  количественных данных (в основном  финансовых показателей и статистических  данных о результатах продаж);

    - Методы, оперирующие качественной, "экспертной" информацией (мнениями, суждениями, оценками и т.д.).

    При апостериорной оценке конкурентоспособности (за истекший период) указанные группы методов обладают преимуществами и  недостатками примерно в равной степени. При экспертном оценивании мнение компетентных специалистов позволяет более тонко учитывать слабоформализуемые аспекты, однако серьезной проблемой является подбор самой экспертной группы24.

Информация о работе Маркетинговый потенциал предприятия и его анализ