Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 11:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ рынка сигарет в городе Вологде.
Задачи данного исследования:
- сегментация рынка сигарет;
- товарная характеристика;
- исследование ценообразования на рынке сигарет;
- проведение исследования на основании анкетного опроса, определение тенденций спроса.
Введение…………………………………………………………………2
1.Сегментация рынка…………………………………………………..3
1.1.Понятие и цели сегментации рынка……………………………3 1.2.Сегментации рынка сигарет…………………………..................4
1.3.Выбор сегмента потребителей сигарет………………………...5
2.Характеристика сигарет……………………………………………..5
3.Цена и ценообразование на рынке сигарет………………..........6
3.1.Понятие цены и ценообразования……………………………....6
3.2.Ценовое позиционирование сигарет…………………………….7
4. Жизненный цикл товара на рынке………………………………...8
5. Первичная информация по рынку сигарет………………………9
5.1.Понятие и технология проведения маркетинговых исследований…………………………………………..........................9
5.2.Структура анкеты для маркетингового исследования
рынка сигарет……………………………………………………………11
5.3.Результаты анкетного опроса по рынку сигарет………………14
5.4.Выводы и рекомендации по полученным результатам
анкетного опроса……………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………
- Среднеценовой сегмент представлен как российскими, так и иностранными производителями. Для потребителей этого сегмента важно соотношение цены и качества.
- Сегмент эконом - класса представлен только российскими производителями и позиционируется для потребителей с малым достатком.
При разработке данного исследования был произведен анализ цен на сигареты, популярных в настоящее время фирм производителей.
Марка сигарет |
Цена (руб.) |
Parlament |
65 |
Dunhill |
63 |
Davidoff |
60 |
Vogue |
53 |
Kent |
53 |
Русский стиль |
43 |
Camel |
36 |
Muratti |
33 |
Winston |
33 |
L&M |
31 |
Glamour |
31 |
West |
29 |
Bond |
23 |
Петр I |
22 |
4. Жизненный цикл товара на рынке
Жизненный цикл - период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью, обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам. Принято считать, что жизненный цикл товара состоит из следующих этапов:
а) выведение на рынок, поступление товара в широкую продажу;
б) рост объема продаж товара вследствие наличия и увеличения спроса;
в) период зрелости, когда достигается максимальный объем продаж;
г) насыщение рынка данным товаром, снижение спроса, уменьшение сбыта;
д) резкий спад объема продаж, снижение прибыли.
На данный момент рынок сигарет достиг стадии зрелости и близок к насыщению, поэтому практически не растет. Из-за слабой культуры здорового образа жизни и неэффективной антитабачной политики, Россия имеет максимально возможные показатели курения. Экономический кризис не приведет к снижению показателей курения в России. Доля потребителей табачных изделий среди населения даже вырастет.
5. Первичная информация по рынку сигарет
5.1 Понятие и технология
проведения маркетинговых иссле
Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке.
Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.
Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы так называемых полевых маркетинговых исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований, выполняемых , как правило, над частью общей совокупности исследуемых объектов - выборкой.
Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых кабинетных маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований. Другими словами, вторичные данные не является результатом проведения специальных маркетинговых исследований.
Обычно маркетинговые исследования включают пять основных этапов:
-выявление проблемы и
-отбор источников информации;
-сбор информации;
-анализ собранной информации;
-представление полученных
В данном исследовании особое внимание уделяется сбору информации. Условно выделяют три способа сбора данных, а именно: наблюдение, эксперимент, опрос.
Наблюдение - пассивный эксперимент - один из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь наблюдает за людьми и обстановкой, не вмешиваясь в события.
Эксперимент предусматривает плановое воздействие на события. Это активный метод. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля переменных составляющих и установления степени значимости наблюдаемых различий. Цель подобного исследования - вскрыть причинно-следственные отношения путём отсева тех объяснений результатов наблюдения, которые противоречат фактам.
При проведении эксперимента необходимо провести проверку и убедиться, что выборка достаточно представительна, и полученные результаты невозможно объяснить какими-либо иными предположениями.
Опрос наиболее удобен для поисковых и описательных исследований. Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию о знаниях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворённости, а также оценить своё положение в глазах аудитории.
Для того чтобы достичь успеха при продвижении на рынке новой товарной марки, необходимо сначала четко представить себе, какие требования рынок предъявляет подобному товару. Только тогда можно будет удовлетворить ожидание потребителей занять ожидаемый сегмент рынка. В данной ситуации исследования обходятся дешевле, чем ошибка.
В качестве основного метода исследования мной был выбран метод анкетирования, так как именно этот метод позволяет при сравнительно небольших материальных и временных затрат охватить широкий спектр потребителей и получить достоверные результаты.
Исследование проводилось в Вологде, в ноябре 2010 года. Было опрошено 70 человек – потребителей табачной продукции - разного пола и возраста в различны районах города. Людям было предложено 17 вопросов с различными вариантами ответов.
5.2 Структура анкеты для маркетингового исследования рынка сигарет
Уважаемый респондент, данное исследование проводится для определения Ваших предпочтений на рынке сигарет. Просим Вас ответить на несколько приведенных ниже вопросов, поставив галочку рядом с выбранным Вами вариантом ответа (в некоторых вопросах можно выбрать несколько ответов) или написать свое мнение в «Другой ответ».
1. Как давно Вы курите?
а) год
б) 2-3 года
в) более 3 лет
2. Сколько сигарет в день Вы выкуриваете?
а) 2-5
б) 5-10
в) 10-20
г) более 20
Для тех, кто ответил на 3 вопрос «г» далее 3 вопрос, для остальных 4.
3. Сколько пачек в день Вы выкуриваете?
а) 1,5
б) 2
в) более 2
4. Какую марку сигарет Вы предпочитаете?
5. Влияет ли реклама на Ваш выбор?
а) да
б) нет
6. Какой крепости сигареты Вы предпочитаете?
а) экстралегкие
б) лёгкие сигареты
в) сверхлёгкие
г) крепкие
7. Курите ли Вы сигареты
а) да
б) нет
в) иногда
Для тех, кто ответил «а» и «в» 8 вопрос, для остальных 9.
8. Какие ароматизаторы Вы
а) ментол
б) фрукты
9. Как часто Вы покупаете
а) каждый день
б) раз в 2-5 дней
в) раз в неделю
г) раз в месяц
10. Покупаете ли Вы сигареты блоками?
а) да
б) нет
11. Где Вы покупаете сигареты?
а) палатка
б) магазин
в) супермаркет
г) табачная лавка
12. Если в магазине нет «вашей» марки сигарет, Ваши действия?
а) пойду в другой магазин
б) куплю другую марку
13. Сколько Вы готовы заплатить за пачку сигарет?
а) 20-30 руб.
б) 30-40 руб.
в) 40-50 руб.
г) свыше 50 руб.
14. Что влияет на выбор марки сига
а) престиж марки
б) цена
в) постоянное наличие в продаже
Благодарим за участие в опросе, сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.
15. Ваш пол:
а) муж.
б) жен.
16. Ваш возраст:
1) 18-19
2) 20-21
3) 22-25
17. Ваш род деятельности.
5.3 Результаты анкетного опроса по рынку сигарет
По результатам анкетного опроса сделаны следующие выводы:
1.По результатам опроса 80% респондентов выкуривают в день 10-15 сигарет, количество выкуриваемых сигарет у мужчин на 13% больше, чем у женщин.
2. Самым популярными марками среди респондентов являются Winston, Kent, Parlament, Glamour. Из 100% респондентов 40% - женщины в возрасте 25-35 лет. Женщины в целом стали чаще выбирать Glamour, Muratti, несколько реже – Vogue.
Молодые мужчины, чья покупательская активность повысилась за последний год (20-40 лет), стали несколько чаще покупать Winston, Kent и Parlament, одновременно несколько снизился интерес к таким маркам как Camel.
3. 95% респондентов предпочитают легкие сигареты, из них 2% курят ароматизированные сигареты. Сегмент ароматизированных сигарет показывает значительные темпы роста и в натуральном, и в денежном выражении. Это происходит и как за счет роста интереса потребителей, так и благодаря появлению за последние 3 года большого количества новых марок сигарет с ароматическими добавками.
4. 86% опрошенных покупают сигареты каждый день, оставшиеся 14% предпочитают покупать блок дин раз в неделю.
5.Основным местом покупки таба
6. При анализе причин повлиявших на выбор марки сигарет, на первое место респонденты поставили – цену (31% опрошенных), на второе – постоянное наличие в продаже (30%), на третье(15%) – престиж марки.
7. О состоянии того или иного рынка продукции можно судить по потребительской осведомленности, способности покупателя идентифицировать марку. В ходе опроса респондентам предлагалось спонтанно перечислить все марки сигарет, какие только помнят. Из диаграммы видно, что уровень потребительских предпочтений в Вологде зависит от уровня известности марки.
8. Интерес к новинкам больше появляется у возрастных групп 18-24, 25-34 лет. Именно он время от времени пробуют те или иные новинки (по совету друзей, под воздействием рекламы, из любопытства).
5.4 Выводы и рекомендации
по полученным результатам
Данный материал, подготовленный на базе опроса потребителей, позволил сделать следующие выводы: рынок табачных изделий г.Вологды характеризуется количественным разнообразием марок и видов сигарет. Тем не менее, выяснилось, что на фоне подобного разнообразия и постоянного пополнения рынка новыми марками, большая часть опрошенных является устойчивыми потребителями определенной марки сигарет.
Сигареты уже давно стали неотъемлемой частью жизни половины россиян. Даже запрет на продажу и рекламу сигарет не снизил этих показателей. Отсюда следует вывод, что табачная продукция не нуждается в рекламе. А вот социальную программу по борьбе с курением начали проводить.
Отмечу, что в ходе множества опросов курильщиков было выявлено, что подавляющее большинство покупателей сигарет покупают их для себя.
Заключение
В данной курсовой работе мы занимались изучением рынка товара (в нашем случае – это сигареты), рассказывали, что представляет из себя этот товар как категория, произвели оценку рынка как фактическую, так и потенциальную, и на основе этих данных выяснили, что проникновение на данный рынок новой фирмы будет проблематично из-за высокой конкуренции, но теоретически возможно.
По результат оценки данного исследования, можно сделать следующий вывод: сигареты никогда не уйдут из жизни россиян. Культура нашей страны, уровень нашей жизни и другие факторы каждый день заставляют человека взять сигарету и закурить. Печально осознавать, что эта пагубная привычка дошла уже и до детей. И если никакие меры не будут приняты, каждый год население нашей страны будет значительно уменьшаться, так как табакокурение пагубно отражается на здоровье человека и приводит к раковым и другим заболеваниям.