Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение интеграции маркетинг-логистики и проблем их взаимодействия, рассмотрение данной проблемы на примере предприятия и предложение рекомендаций.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы маркетинг-логистики;
- выявить проблемы взаимодействия маркетинга и логистики;
- выработать рекомендации по повышению конкурентоспособности оптимизации системы управления маркетинг-логистики предприятия.
Введение 4
1. Теоретические основы маркетинг-логистика 5
1.1 Интеграция маркетинга и логистики 5
1.2 Маркетинг-логистика: проблемы взаимодействия 8
1.3 Логистика и планирование жизненного цикла продукта 10
2. Практическое применение маркетинг-логистики на АвтоВАЗе 17
2.1 Характеристика предприятия 17
2.2 Организация маркетинг-логистики на АвтоВАЗе 22
2.3 Анализ конкурентной позиции АвтоВАЗа на рынке автомобилей 32
3. Рекомендации по теме маркетинг-логистика 36
3.1 Оптимизация системы управления маркетинг-логистики на АвтоВАЗе 36
3.2 Автоматизация маркетинг-логистики на АвтоВАЗе 41
3. 3 Повышение конкурентоспособности АвтоВАЗа 46
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Руководство
За два года (2005-2006 гг.) на предприятии
сменилось два руководителя, третий
- Борис Алешин, ставленник "Рособоронэкспорта",
пытался найти инвесторов, чтобы
реанимировать автохолдинг. В 2006 году
провалилась его идея привлечь государственные
инвестиции в сумме $5 млрд. В конце
2007 года представители предприятия
заявили, что "прорабатывают вопрос"
о "раскольцевании" своей структуры
собственности. Завод, как известно,
принадлежал самому себе. Три структуры,
в которых был контрольный
пакет, - AVVA, ЦО АФК и Инвестиционно-финансовая
компания - в сумме владели 66,5% его
голосующих акций. Объявленная цель
"раскольцевания" - привлечь сторонних
инвесторов. Стороннего инвестора удалось
привлечь уже в феврале 2008 года, владельцем
блокирующего пакета АВТОВАЗа стала Renault.
А полностью ликвидировать
Господдержка
В марте 2009 г. АВТОВАЗ остановил производство и решил уволить 3200 работников. Но тут премьер Владимир Путин пообещал АВТОВАЗу беспрецедентную господдержку -- 115 млрд. руб., или почти $3,5 млрд. Это, может, и немного по сравнению с $13,4 млрд., которые получила GM от американского правительства. Но для российского автопрома сумма неслыханная. Особенно учитывая, что всем остальным автопроизводителям -- ГАЗу, ТагАЗу, "Соллерс" и другим -- правительство выделило в сумме 10 млрд. руб. Хотя вместе они производят столько же автомобилей, сколько АВТОВАЗ.
Кризис
Финансовый кризис подкосил и без
того неважное положение компании,
несмотря на значительную господдержку.
В мае 2009 г. АВТОВАЗ публиковал ежеквартальный
отчет за первые три месяца 2009 года.
Судя по нему, ситуация в компании отчаянная.
Она находится в тяжелом
В 2009 году АВТОВАЗ принес своему акционеру Renault еще 370 млн. евро убытков. Renault получила в 2009 году 3,1 млрд. евро убытков против 599 млн. евро прибыли годом ранее, говорится в отчетности компании. Половину убытка - 1,56 млрд евро - Renault принесли ассоциированные компании, из них 370 млн. евро убытка приходится на АВТОВАЗ, в котором Renault владеет 25% акций. АВТОВАЗ пока не принес Renault пользы. В 2008 году тольяттинский автогигант также принес убыток французам, правда, размер его был в два раза меньше - 117 млн. евро. Причем, тогда наибольший вклад в убытки Renault - 902 млн. евро - внес Nissan, еще 301 млн. евро - группа Volvo (французы владеют 20%).
В середине июля акционеры АВТОВАЗа - Renault, госкорпорация "Ростехнологии" и инвесткомпания "Тройка Диалог" - подписали соглашение об увеличении уставного капитала автозавода. Renault внесет в уставной капитал АВТОВАЗа технологии и оборудование на 240 млн. евро, "Ростехнологии" - в три раза больше - 770 млн. евро. В результате допэмиссии французы сохранят свою долю в АВТОВАЗе, доля "Ростехнологии" вырастет в общей сложности до 44%, а доля "Тройки Диалог" снизится до 17,5%.
2.2 Организация маркетинг-
На сегодняшний день АвтоВАЗ работает по совершенно новой стратегии развития. Стратегия рассчитана на период 2010-2020 гг. Основными её элементами являются:
1) Продукция
2) Техническое развитие
3) Производство
4) Закупки
5) Продажи
6) Персонал
7) Качество
8) Инвестиции и прибыль
1. Продукция. Предполагается трехэтапное обновление модельного ряда: "Выживание и улучшение качества для сохранения лидирующих позиций" (2010-2013 годы), "Экспансия в новые сегменты" (2014-2017 годы) и "Поддержание лидирующих позиций" (2018-2020 годы).
На первой фазе есть два приоритета - бюджетный автомобиль "Лада-2190" и автомобиль RF-90 - первый автомобиль АвтоВАЗа на платформе В0. На фазе "Экспансия" появится 6 моделей, среди них автомобиль BM-Hatch, кроссовер B-Cross на базе платформы B0, замена "Приоры" с использованием платформы В0, модели 4х4 и кроссовер класса С. "Поддержание лидирующих позиций" – это фаза, в течение которой появятся машины, которые придут на рынок после 2020 года.
2. Техническое развитие. В соответствии с лучшими мировыми практиками АвтоВАЗ останется разработчиком 9 из 30 функциональных модулей; в разработке остальных 21 модулей АвтоВАЗ будет играть роль интегратора/координатора и проводить НИОКР совместно с поставщиками. К 2020 г затраты служб технического развития удвоятся и составят 2,8% от выручки в связи с расширением портфеля проектов с более высоким уровнем сложности и качества, увеличением объема работ по поддержанию действующего производства (количество моделей вырастет с 5 до 9) и разработкой инновационных технологий. Рост затрат частично компенсируется повышением эффективности процессов путем проведения НИОКР совместно с поставщикам и использования унифицированной платформы на базе B0 для 5-7 моделей. Основные области для партнерства АвтоВАЗ-Renault включают:
- АвтоВАЗ и Renault совместно: разработка двигателя и коробки передач;
- АвтоВАЗ для Renault: проведение тестов, производство прототипов и разработка компонентов;
- Renault для АвтоВАЗ: обучение персонала и имплементация единых стандартов, кодов и номенклатуры.
3. Производство. АвтоВАЗ планирует сохранить в основном периметре ОАО АвтоВАЗ стратегически важные виды деятельности, обеспечивающие долгосрочные конкурентные преимущества OEM.
Производство:
- сварка, окраска и сборка готового автомобиля, крупная штамповка лицевых деталей и сборка двигателей, коробок передач и шасси.
Техразвитие: научно-технический центр и опытно-промышленное производство.
Другие функции:
- цеховые ремонты, закупка сырья и компонентов, управление продажами, дистрибуция запчастей, управление интегрированной логистикой и складское хозяйство.
С целью реорганизации и
ОАО «АвтоВАЗ» в группу АвтоВАЗ и сохранить над ними контроль.
Производство:
- Металлургическое производство, инструментальное производство (частично) и производство промышленных штампов.
Промышленные сервисы:
- Общезаводские ремонты, производство по переработке промышленных отходов и энергетическое производство.
В соответствие со стратегией развития автопрома РФ АвтоВАЗ планирует привлечь стратегических партнеров для повышения
эффективности следующих бизнесов:
- Закупка сырья и компонентов для новых моделей в сотрудничестве с Renault-Nissan в рамках RNPO;
- Производство пластмассовых изделий, Инструментальное производство (частично) и производство автокомпонентов.
Будут выведены средняя штамповка, производство технологического оборудования, транспортные компании, социальные объекты и непрофильные активы.
В дополнении к реорганизации АвтоВАЗ планирует увеличить мощность завода и повысить продуктивность и качество.
Годовой отчёт 2011 г.
Единица измерения |
2010 |
2011 |
Отклонения | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Реализация |
||||
автомобилей |
шт. |
549650 |
613151 |
63501 |
на рынках РФ |
шт. |
505811 |
557131 |
51320 |
на экспортных рынках |
шт. |
43839 |
56020 |
12181 |
машинокомплектов |
шт. |
77626 |
127251 |
49625 |
Производство |
||||
автомобилей |
шт. |
545450 |
593296 |
47846 |
Производства ОАО "АвтоВАЗ" |
шт. |
545450 |
561669 |
16219 |
семейство LADA Kalina |
шт. |
112811 |
148985 |
36174 |
семейство LADA Priora |
шт. |
123876 |
151781 |
27905 |
семейство LADA Granta |
шт. |
- |
2077 |
2077 |
Производства ООО "ОАГ" |
шт. |
- |
31627 |
31627 |
машинокомплектов |
усл. м/к |
77626 |
127251 |
49626 |
в т. ч. поставки для ЗАО "ДжиЭм-АвтоВАЗ" |
усл. м/к |
36996 |
57765 |
20796 |
Выручка |
млн. руб. |
137027 |
174846 |
37819 |
Валовая прибыль Рентабельность по валовой прибыли |
млн. руб. % |
15034 11,0 |
20192 11,5 |
5158 0,5 |
Прибыль от продаж Рентабельность по прибыли от продаж |
млн. руб. % |
4599 3,4 |
4659 2,7 |
60 -0,7 |
Чистая прибыль Рентабельность по чистой прибыли |
млн. руб. % |
2472 1,8 |
3106 1,8 |
634 - |
Средняя заработная плата (на конец года) |
руб./мес. |
19777 |
22563 |
2786 |
Среднесписочная численность работников (с учётом временных работников) |
чел. |
75447 |
74355 |
-1092 |
4. Закупки. Реформирование системы закупок позволит АвтоВАЗу оптимизировать затраты на закупки. Затраты на закупки на а/м снизятся в среднем на 2.6% для новых моделей и на 0.6% для существующих моделей за первые 5 лет жизненного цикла. Сокращение затрат на закупки должно быть реализовано с помощью следующих мер:
- создание новой панели поставщиков совместно с Renault, создание иерархии поставщиков и выявление стратегических поставщиков (~70 OES-интеграторов первого порядка, на которые приходится свыше 80% поставок), переход от закупок компонентов к модульным закупкам.
- Объединение объемов закупок с Renault-Nissan, совместные переговоры по ценам и условиям.
Оптимизация затрат на закупки невозможна при существующей базе поставщиков АвтоВАЗа. Существующая база поставщиков обладает низкой концентрацией и не соответствует требованиям АвтоВАЗа к качеству новых моделей. Уже определен конкретный перечень глобальных поставщиков, которых необходимо привлечь в России.
Локализация глобальных поставщиков - важное условие для успешной организации закупок АвтоВАЗа. Российская автомобильная отрасль обеспечит достаточные объемы для того, чтобы привлечь иностранных поставщиков в Россию. АвтоВАЗ уже разработал подход для привлечения поставщиков в парк автокомпонентов в Тольятти.
5. Продажи. АвтоВАЗ намерен реформировать систему продаж, опирающуюся на крупнейшую в России товаропроводящую сеть.
- Собственная сеть АвтоВАЗа к 2014 г. должна быть реструктурирована с целью повышения ее контролируемости и эффективности. На 2020 г. собственная сеть составит ~10% всех торговых точек, и будет обеспечивать ~20% общих продаж.
- Внедрение переменной маржи для дилеров стимулирует продажи и повысит уровень сервиса в среднесрочной перспективе.
- Увеличение в 3 раза бюджетов на маркетинг (до 3 900 руб/а/м или 1,5% продаж) и гарантию (до 5200 руб/а/м или 2% от продаж) позволит АвтоВАЗу укрепить имидж ЛАДА и свои рыночные позиции в долгосрочной перспективе.
- АвтоВАЗ разовьет систему продаж ключевым клиентам, что составит ~16% общих продаж а/м в 2020 году (~160 тыс. а/м).
- Будут развиты дополнительные источники дохода - комиссионный финансовый бизнес (~4% общей прибыли компании) и продажа запасных частей (~10% общей прибыли).
6. Персонал. Объем производства АвтоВАЗа возрастет втрое - с ~400 тыс. в 2009 г. до ~1.2 млн. в 2020 г. Для достижения данных амбициозных целей, наряду с запуском современных моделей на новых платформах и улучшением качества, АВТОВАЗ должен увеличивать производительность труда и квалификацию рабочего и административного персонала.
До 2020 г. предполагается снижение персонала на 3% до численности 69 тыс. (в сопоставимом периметре).
Повышение производительности на 39% в
2020 году по сравнению с 2010 годом до
уровня производительности текущих
международных
Предусмотрена компенсация покупательской
способности, потерянную в период финансового
кризиса и постепенное
Дополнительно предусмотрено увеличение затрат на развитие персонала в 4 раза до 0.3 млрд.руб. в год к 2020 году для осуществления модернизации.
Значительный рост производительности персонала требует глубокое реформирование организации и процессов и инвестиции в оборудование и совершенствование производственных процессов в размере 16 млрд. руб.
7. Качество. Качество продукта состоит из двух элементов: качество концепции и качество реализации. Значительное повышение качества обоих аспектов включено в бизнес-стратегию развития АвтоВАЗа до 2020г.
Качество концепции: Восприятие качества потребителями должно быть учтено при разработке новых моделей АвтоВАЗа.
Качество реализации: Значительное повышение основных показателей качества реализации АвтоВАЗа.
Явный и косвенный экономический эффект повышения качества
- Косвенный эффект повышения качества подкрепляет допущения бизнес-кейса АвтоВАЗа относительно роста объема и прибыльности
- Явный эффект повышения качества с 2010 по 2020г. составит как минимум 5,3 млрд. руб. за счет возможности избежать затрат (за счет сокращения гарантийных затрат, снижения объемов переделки на производстве и минимизации контроля компонентов)
АвтоВАЗ будет осуществлять повышение качества в рамках Программы качества Lada (LQP), которая:
- охватывает все функциональные и кросс-функциональные сферы повышения качества;
- использует инструменты, эффективность которых доказана партнерами АвтоВАЗа по альянсу (передача ноу-хау);
- уже осуществляется и предполагает достижение большинства целей в сфере повышения качества к 2014 году.
8. Инвестиции и эффективность.
1) Выручка АвтоВАЗа в 2020 году составит ~330 млрд. руб. В структуре выручки преобладают продажи новых а/м под брендом LADA. Продажи на внутренний рынок составляют 71.6% от выручки, экспорт - 9.4%, контрактная сборка для RN - 10.1%, з/ч -5.8%, прочее -3.1%;
2) В выручке от продажи а/м 3 модели (Low-Cost, Priora иС-Class) составляют ~60%, что соответствует международным бенчмаркам;