Министерство
образования и науки РФ
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Тульский
государственный университет
Факультет
Экономики и Менеджмента
Кафедра
Мировой экономики
«Логистика»
Контрольно-курсовая работа
на тему:
«Логистика и маркетинг».
Выполнила: ст.
гр. 720601 Кузьмина А.С.
Проверил: доц.
кафедры МЭ Глухарёв Ю.Г.
2014
Содержание
Введение
Маркетинг был востребован
практикой в связи с возникшими трудностями
со сбытом товаров исторически в более
ранний период, чем логистика. В сегодняшних
же условиях «уйти вперед» только на базе
применения маркетинга уже нельзя. Выявленный
маркетингом спрос должен своевременно
удовлетворяться посредством быстрой
и точной поставки. Такой «быстрый ответ»
на возникший спрос возможен лишь при
налаженной системе логистики.
Материальный поток,
двигаясь от первичного источника сырья
через цепь производственных, транспортных
и посреднических звеньев к конечному
потребителю, постоянно увеличивается
в стоимости. Проведенные в Великобритании
исследования показали, что в стоимости
продукта, попавшего к конечному потребителю,
более 70% составляют расходы, связанные
с хранением, транспортировкой, упаковкой
и другими операциями, обеспечивающими
продвижение материального потока.
Высокая доля расходов
на логистику в конечной цене товара показывает,
какие резервы улучшения экономических
показателей субъектов хозяйствования
содержит оптимизация управления материальными
потоками.
Основные
определения и концепция логистики
У логистики более глубокие
исторические корни, чем у маркетинга.
Сам термин «логистика» появился первоначально в
интендантской службе армии. Он происходит
от греческого λόγος (логос) и употребляется
впервые в трактатах по военному искусству
византийского императора Льва VI Мудрого
(886 - 912 гг. н.э.).
Так сложилось, что на протяжении
веков понятие «логистика» применялось
в самых различных предметных областях.
Это и объясняет обилие её формулировок
и определений. Все они правильные, но
в своих сферах. Нас логистика интересует
с точки зрения своего влияния на экономику
хозяйствующих субъектов и управления
ими.
В настоящее время определено,
что логистика - это часть экономической
науки, а также область деятельности, предмет
которой заключается в организации, регулировании
и контроле процессов функционирования
сферы обращения продукции, товаров и
услуг, создании инфраструктур, обеспечивающих
товародвижение, а также управления ими
и товарными запасами.
Содержанием логистики, как
науки, является установление причинно-следственных
связей и закономерностей, присущих обеспечению
товародвижения. По сути дела, она представляет
собой совокупность взглядов и действий,
направленных на оптимизацию и управление
издержками в этих процессах.
С позиций государственного
и муниципального управления, а также
менеджмента организаций, логистика представляет
собой систему стратегического управления
материальными, финансовыми и информационными
потоками в процессах: закупки, снабжения, перевозки, хранения и сервиса материалов,
деталей и готовых продуктов. Важнейшей
её задачей является обоснование и создание
эффективных организационных форм и методов
управления ими.
В странах с развитой рыночной
экономикой сложились чёткие и обоснованные
взгляды на это явление, его роль и место
в экономике. Если маркетинг рассматривается,
как система взглядов, а также способ постановки
стратегических и прикладных задач в рыночных
процессах, то логистика - как исполнительный
рыночный механизм не только в предприятиях
различных форм собственности, но также
на муниципальном и государственном уровнях
управления народным хозяйством.
Логистика охватывает и объединяет
в единый комплекс такие разнообразные
виды управленческой деятельности, как
информационный обмен и финансовое обеспечение;
упаковку, ведение складского хозяйства
и управление запасами; организацию грузопереработки
и грузотранспортировки; создание организационных
структур, управление процессами товародвижения
и персоналом; учёт, документооборот и
др.
Именно это определяет и серьёзность
подходов к подготовке профессионалов
логистики. Решения принимают люди. Эффективные
решения принимают очень хорошо подготовленные
специалисты!
Качество любых решений
обеспечивается не должностями,
а исключительно состоянием подготовки
управленцев всех уровней и
отраслей.
Концепция логистики представляет
собой систему взглядов на совершенствование
хозяйственной деятельности путем рационализации
управления материальными, финансовыми
и информационными потоками.
Основные положения:
реализация принципа объединения
коммерческих усилий. Перечисленные потоки
в экономике складываются в результате
действий многих участников рынка, каждый
из которых преследует свою собственную
цель. Если контрагенты могут согласовывать
свою деятельность в целях рационализации
совместного объекта управления (сквозного
материального потока), то они все вместе
получают существенный экономический
выигрыш;
учет логистических издержек
на протяжении всей логистической цепи.
Одна из основных задач логистики - управление
затратами по доведению материального
потока от первичного источника сырья
до конечного потребителя. Однако управлять
затратами можно лишь в том случае, если
их можно точно измерять. Поэтому системы
учета издержек производства и обращения
участников логистических процессов должны
выделять затраты, возникающие в процессе
реализации функций логистики, формировать
информацию о наиболее значимых затратах,
а также о характере их взаимодействия
друг с другом. При соблюдении названного
условия появляется возможность использовать
важный критерий оптимального варианта
логистической системы - минимум совокупных
издержек на протяжении всей логистической
цепи;
отказ от универсального технологического
и подъемно-транспортного оборудования.
Использование оборудования, соответствующего,
в основном, конкретным условиям. Не будем
останавливаться здесь на доказательстве
того, что при выполнении определенной
операции универсальное оборудование,
как правило, проигрывает оборудованию,
созданному специально для выполнения
этой операции. Это положение в полной
мере распространяется и на логистические процессы;
гуманизация технологических процессов и создание современных условий труда. Одним из значимых элементов логистических систем являются кадры, то есть специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно непрестижна, что объясняет наличие в ней «вечной» проблемы кадров. Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих
более высоким трудовым потенциалом, который
в состоянии обеспечить более высокую
производительность труда;
развитие логистического сервиса.
Нишу на рынке можно занять путями: повышения
качества существующих товаров, выпуская
новые товары и повышая уровень логистического
сервиса. Работа с товарными потоками
требует значительных капиталовложений
и, третий путь, позволяет их существенно
снизить. Именно по этому компании очень
серьёзно относятся к логистическому сервису как средству повышения их конкурентоспособности;
способность логистических
систем к адаптации в условиях неопределенности
внешней среды. Появление большого количества
разнообразных товаров и услуг повышает
степень неопределенности спроса на них,
обусловливает резкие колебания качественных
и количественных характеристик материальных
потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем адаптироваться к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.
2.
Основные определения и концепция маркетинга
Маркетинг - это вид человеческой деятельности,
направленный на удовлетворение нужд,
потребностей и запросов конечных потребителей
путем обмена. Давайте раскроем значение
и смысл основных терминов, входящих в
состав этого определения, данного Ф. Котлером.
Нужда - это такое состояние потребителя,
когда он испытывает необходимость в чём-то,
но не знает как, чем и в каком порядке
это реализовать.
Потребность - это знание потребителем спектра
(перечня) товаров и услуг, которые он может
потребить для удовлетворения своей нужды.
Вместе с тем, он ещё не определился в выборе
одного из них.
Запрос - это такое состояние потребителя,
когда выбор конкретного продукта уже
сделан на основе анализа цен и качества
избранного средства удовлетворения нужды.
Практический шаг - это обращение к продавцу,
с точки зрения которого, запрос клиента
- это не что иное, как заказ товара или
готовность к заключению договора на обслуживание.
Конечный потребитель - это тот, кто приобретает продукты
исключительно для внутреннего потребления.
Это могут быть не только физические, но
и юридические лица, которые имеют на рынке
термин - корпоративный клиент. Товар считается
проданным только тогда, когда его потребил
конечный потребитель для удовлетворения
своих нужд. Движение товаров по цепям
поставок - это вообще не продажи, а поэтапные,
возмездные переоформления прав собственности
на продвигаемые товары .
Клиент, как это часто бывает,
не имеет полного представления о рынках,
на которых он может удовлетворять свои
нужды, об операторах этих рынков, а также
наличии продуктов и их обновлении. Это
вызывает необходимость развития у продавцов
таких организационных структур, задачей
которых является не только привлечение
клиентов и работа с ними, но и оказание
помощи потребителям в преобразовании
их нужд в потребности, а затем и в запросы
(заказы).
Такой подход собственно и является
«концепцией маркетинга» в коммерческой
деятельности любого предприятия, в отличии
от «концепции продаж», целью которой
является не получение прибыли за счёт
удовлетворения нужд конечных потребителей,
а формирования её без учёта потребностей
рынка и потребителей, за счёт агрессивной
рекламы и до того момента, пока этот путь
не исчерпает себя.
Компании, работающие в рамках
«концепции продаж», не ориентированы на длительное
существование. Лозунг таких операторов
рынка прост: не удовлетворять нужды покупателей,
а «впаривать» им то, что есть на складе
сейчас! Их легко распознавать именно
по этому признаку. А в компаниях, исповедующих
«концепцию маркетинга», целью является
именно максимальное приближение к нуждам,
потребностям и запросам потребителей,
получение прибыли через их удовлетворение.
Это системная работа, нацеленная на длительное
поэтапное достижение стратегических
целей.
Как метод, маркетинг включает
в себя не только внешнюю, но и внутреннюю
составляющую, нацеленную на наиболее
эффективную деятельность организации
для достижения коммерческих целей. Фактически,
это все виды внутренней организации и
реорганизации любой компании в тесном
взаимодействии с менеджментом и логистикой
(экономикой, финансами и учетом и аудитом
и др.).
В широком смысле, маркетинг
- это не только организационно-штатная
структура или перечень работ, но и «образ
мыслей» всех сотрудников от руководства
до исполнителей. Его роль в нашей жизни
невозможно переоценить. Это определяющий
вид человеческой деятельности в условиях
конкуренции и рынка, основополагающая
дисциплина для профессионалов, организующих
работу народно - хозяйственного комплекса
страны.
3.
Взаимосвязь логистики и маркетинга
Маркетинг представляет
собой систему управления, позволяющую
приспосабливать производство к требованиям
рынка в целях обеспечения выгодной продажи
товаров.
Маркетинг был востребован
практикой в связи с возникшими трудностями
со сбытом товаров исторически в более
ранний период, чем логистика. В середине
XX в. ориентация производства на выпуск
нужного на рынке товара и применение
маркетинговых методов изучения спроса
и воздействия на спрос оказались решающим
фактором повышения конкурентоспособности.
Задача создания систем, обеспечивающих
сквозное управление материальными потоками,
актуальности тогда не имела, во-первых,
ввиду отсутствия технических возможностей
построения таких систем в экономике,
а во-вторых, ввиду того, что за счет применения
новых для того времени маркетинговых
приемов можно было резко уйти вперед.
В сегодняшних условиях «уйти вперед»
только на базе применения маркетинга
уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос
должен своевременно удовлетворяться
посредством быстрой и точной поставки
(«технология быстрого ответа»). Этот «быстрый
ответ» на возникший спрос возможен лишь
при налаженной системе логистики.
Исторически выйдя
на экономическую арену в более поздний
период, логистика дополняет и развивает
маркетинг, увязывая потребителя, транспорт
и поставщика в мобильную, технико-технологически
и планово-экономически согласованную
систему.
Маркетинг отслеживает
и определяет возникший спрос, т.е. отвечает
на вопросы: какой товар нужен, где, когда,
в каком количестве и какого качества.
Логистика обеспечивает физическое продвижение
востребованной товарной массы к потребителю.
Логистическая интеграция позволяет осуществить
поставку требуемого товара в нужное место
в нужное время с минимальными затратами.
Маркетинг ставит задачу
системного подхода к организации товародвижения,
при эффективной организации товародвижения
каждый из этапов этого процесса должен
планироваться как неотъемлемая часть
хорошо уравновешенной и логически построенной
общей системы. Однако методы технико-технологической
интеграции всех участников процесса
товародвижения являются основным предметом
изучения не маркетинга, а логистики.
Маркетинг нацелен
на исследование рынка, рекламу, психологическое
воздействие на покупателя и т. д. Логистика
же в первую очередь нацелена на создание
технико-технологически сопряженных систем
проведения материалов по товаропроводящим
цепям, а также систем контроля за их прохождением.