Министерство 
образования и науки РФ
Государственное 
образовательное учреждение высшего профессионального 
образования
Тульский 
государственный университет
Факультет 
Экономики и Менеджмента
Кафедра 
Мировой экономики
 
«Логистика»
 
 
Контрольно-курсовая работа 
на тему:
 «Логистика и маркетинг».
 
 
 
 
Выполнила:     ст. 
гр. 720601 Кузьмина А.С.
Проверил:       доц. 
кафедры МЭ Глухарёв Ю.Г.
 
 
2014
 
Содержание
 
 
Введение
Маркетинг был востребован 
практикой в связи с возникшими трудностями 
со сбытом товаров исторически в более 
ранний период, чем логистика. В сегодняшних 
же условиях «уйти вперед» только на базе 
применения маркетинга уже нельзя. Выявленный 
маркетингом спрос должен своевременно 
удовлетворяться посредством быстрой 
и точной поставки. Такой «быстрый ответ» 
на возникший спрос возможен лишь при 
налаженной системе логистики. 
Материальный поток, 
двигаясь от первичного источника сырья 
через цепь производственных, транспортных 
и посреднических звеньев к конечному 
потребителю, постоянно увеличивается 
в стоимости. Проведенные в Великобритании 
исследования показали, что в стоимости 
продукта, попавшего к конечному потребителю, 
более 70% составляют расходы, связанные 
с хранением, транспортировкой, упаковкой 
и другими операциями, обеспечивающими 
продвижение материального потока.
Высокая доля расходов 
на логистику в конечной цене товара показывает, 
какие резервы улучшения экономических 
показателей субъектов хозяйствования 
содержит оптимизация управления материальными 
потоками.
 
  Основные 
  определения и концепция логистики
 
У логистики более глубокие 
исторические корни, чем у маркетинга. 
Сам термин «логистика» появился первоначально в 
интендантской службе армии. Он происходит 
от греческого λόγος (логос) и употребляется 
впервые в трактатах по военному искусству 
византийского императора Льва VI Мудрого 
(886 - 912 гг. н.э.).
Так сложилось, что на протяжении 
веков понятие «логистика» применялось 
в самых различных предметных областях. 
Это и объясняет обилие её формулировок 
и определений. Все они правильные, но 
в своих сферах. Нас логистика интересует 
с точки зрения своего влияния на экономику 
хозяйствующих субъектов и управления 
ими.
В настоящее время определено, 
что логистика - это часть экономической 
науки, а также область деятельности, предмет 
которой заключается в организации, регулировании 
и контроле процессов функционирования 
сферы обращения продукции, товаров и 
услуг, создании инфраструктур, обеспечивающих 
товародвижение, а также управления ими 
и товарными запасами.
Содержанием логистики, как 
науки, является установление причинно-следственных 
связей и закономерностей, присущих обеспечению 
товародвижения. По сути дела, она представляет 
собой совокупность взглядов и действий, 
направленных на оптимизацию и управление 
издержками в этих процессах.
С позиций государственного 
и муниципального управления, а также 
менеджмента организаций, логистика представляет 
собой систему стратегического управления 
материальными, финансовыми и информационными 
потоками в процессах: закупки, снабжения, перевозки, хранения и сервиса материалов, 
деталей и готовых продуктов. Важнейшей 
её задачей является обоснование и создание 
эффективных организационных форм и методов 
управления ими.
В странах с развитой рыночной 
экономикой сложились чёткие и обоснованные 
взгляды на это явление, его роль и место 
в экономике. Если маркетинг рассматривается, 
как система взглядов, а также способ постановки 
стратегических и прикладных задач в рыночных 
процессах, то логистика - как исполнительный 
рыночный механизм не только в предприятиях 
различных форм собственности, но также 
на муниципальном и государственном уровнях 
управления народным хозяйством.
Логистика охватывает и объединяет 
в единый комплекс такие разнообразные 
виды управленческой деятельности, как 
информационный обмен и финансовое обеспечение; 
упаковку, ведение складского хозяйства 
и управление запасами; организацию грузопереработки 
и грузотранспортировки; создание организационных 
структур, управление процессами товародвижения 
и персоналом; учёт, документооборот и 
др.
Именно это определяет и серьёзность 
подходов к подготовке профессионалов 
логистики. Решения принимают люди. Эффективные 
решения принимают очень хорошо подготовленные 
специалисты!
 Качество любых решений 
обеспечивается не должностями, 
а исключительно состоянием подготовки 
управленцев всех уровней и 
отраслей.
Концепция логистики представляет 
собой систему взглядов на совершенствование 
хозяйственной деятельности путем рационализации 
управления материальными, финансовыми 
и информационными потоками.
Основные положения:
  реализация принципа объединения 
  коммерческих усилий. Перечисленные потоки 
  в экономике складываются в результате 
  действий многих участников рынка, каждый 
  из которых преследует свою собственную 
  цель. Если контрагенты могут согласовывать 
  свою деятельность в целях рационализации 
  совместного объекта управления (сквозного 
  материального потока), то они все вместе 
  получают существенный экономический 
  выигрыш;
 
  учет логистических издержек 
  на протяжении всей логистической цепи. 
  Одна из основных задач логистики - управление 
  затратами по доведению материального 
  потока от первичного источника сырья 
  до конечного потребителя. Однако управлять 
  затратами можно лишь в том случае, если 
  их можно точно измерять. Поэтому системы 
  учета издержек производства и обращения 
  участников логистических процессов должны 
  выделять затраты, возникающие в процессе 
  реализации функций логистики, формировать 
  информацию о наиболее значимых затратах, 
  а также о характере их взаимодействия 
  друг с другом. При соблюдении названного 
  условия появляется возможность использовать 
  важный критерий оптимального варианта 
  логистической системы - минимум совокупных 
  издержек на протяжении всей логистической 
  цепи;
 
  отказ от универсального технологического 
  и подъемно-транспортного оборудования. 
  Использование оборудования, соответствующего, 
  в основном, конкретным условиям. Не будем 
  останавливаться здесь на доказательстве 
  того, что при выполнении определенной 
  операции универсальное оборудование, 
  как правило, проигрывает оборудованию, 
  созданному специально для выполнения 
  этой операции. Это положение в полной 
  мере распространяется и на логистические процессы;
 
  гуманизация технологических процессов и создание современных условий труда. Одним из значимых элементов логистических систем являются кадры, то есть специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно непрестижна, что объясняет наличие в ней «вечной» проблемы кадров. Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих 
  более высоким трудовым потенциалом, который 
  в состоянии обеспечить более высокую 
  производительность труда;
 
  развитие логистического сервиса. 
  Нишу на рынке можно занять путями: повышения 
  качества существующих товаров, выпуская 
  новые товары и повышая уровень логистического 
  сервиса. Работа с товарными потоками 
  требует значительных капиталовложений 
  и, третий путь, позволяет их существенно 
  снизить. Именно по этому компании очень 
  серьёзно относятся к логистическому сервису как средству повышения их конкурентоспособности;
 
  способность логистических 
  систем к адаптации в условиях неопределенности 
  внешней среды. Появление большого количества 
  разнообразных товаров и услуг повышает 
  степень неопределенности спроса на них, 
  обусловливает резкие колебания качественных 
  и количественных характеристик материальных 
  потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем адаптироваться к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.
 
 
2. 
Основные определения и концепция маркетинга
Маркетинг - это вид человеческой деятельности, 
направленный на удовлетворение нужд, 
потребностей и запросов конечных потребителей 
путем обмена. Давайте раскроем значение 
и смысл основных терминов, входящих в 
состав этого определения, данного Ф. Котлером.
Нужда - это такое состояние потребителя, 
когда он испытывает необходимость в чём-то, 
но не знает как, чем и в каком порядке 
это реализовать.
Потребность - это знание потребителем спектра 
(перечня) товаров и услуг, которые он может 
потребить для удовлетворения своей нужды. 
Вместе с тем, он ещё не определился в выборе 
одного из них. 
Запрос - это такое состояние потребителя, 
когда выбор конкретного продукта уже 
сделан на основе анализа цен и качества 
избранного средства удовлетворения нужды. 
Практический шаг - это обращение к продавцу, 
с точки зрения которого, запрос клиента 
- это не что иное, как заказ товара или 
готовность к заключению договора на обслуживание.
Конечный потребитель - это тот, кто приобретает продукты 
исключительно для внутреннего потребления. 
Это могут быть не только физические, но 
и юридические лица, которые имеют на рынке 
термин - корпоративный клиент. Товар считается 
проданным только тогда, когда его потребил 
конечный потребитель для удовлетворения 
своих нужд. Движение товаров по цепям 
поставок - это вообще не продажи, а поэтапные, 
возмездные переоформления прав собственности 
на продвигаемые товары .
Клиент, как это часто бывает, 
не имеет полного представления о рынках, 
на которых он может удовлетворять свои 
нужды, об операторах этих рынков, а также 
наличии продуктов и их обновлении. Это 
вызывает необходимость развития у продавцов 
таких организационных структур, задачей 
которых является не только привлечение 
клиентов и работа с ними, но и оказание 
помощи потребителям в преобразовании 
их нужд в потребности, а затем и в запросы 
(заказы).
Такой подход собственно и является 
«концепцией маркетинга» в коммерческой 
деятельности любого предприятия, в отличии 
от «концепции продаж», целью которой 
является не получение прибыли за счёт 
удовлетворения нужд конечных потребителей, 
а формирования её без учёта потребностей 
рынка и потребителей, за счёт агрессивной 
рекламы и до того момента, пока этот путь 
не исчерпает себя.
Компании, работающие в рамках 
«концепции продаж», не ориентированы на длительное 
существование. Лозунг таких операторов 
рынка прост: не удовлетворять нужды покупателей, 
а «впаривать» им то, что есть на складе 
сейчас! Их легко распознавать именно 
по этому признаку. А в компаниях, исповедующих 
«концепцию маркетинга», целью является 
именно максимальное приближение к нуждам, 
потребностям и запросам потребителей, 
получение прибыли через их удовлетворение. 
Это системная работа, нацеленная на длительное 
поэтапное достижение стратегических 
целей.
Как метод, маркетинг включает 
в себя не только внешнюю, но и внутреннюю 
составляющую, нацеленную на наиболее 
эффективную деятельность организации 
для достижения коммерческих целей. Фактически, 
это все виды внутренней организации и 
реорганизации любой компании в тесном 
взаимодействии с менеджментом и логистикой 
(экономикой, финансами и учетом и аудитом 
и др.).
В широком смысле, маркетинг 
- это не только организационно-штатная 
структура или перечень работ, но и «образ 
мыслей» всех сотрудников от руководства 
до исполнителей. Его роль в нашей жизни 
невозможно переоценить. Это определяющий 
вид человеческой деятельности в условиях 
конкуренции и рынка, основополагающая 
дисциплина для профессионалов, организующих 
работу народно - хозяйственного комплекса 
страны.
 
3. 
Взаимосвязь логистики и маркетинга
Маркетинг представляет 
собой систему управления, позволяющую 
приспосабливать производство к требованиям 
рынка в целях обеспечения выгодной продажи 
товаров.
Маркетинг был востребован 
практикой в связи с возникшими трудностями 
со сбытом товаров исторически в более 
ранний период, чем логистика. В середине 
XX в. ориентация производства на выпуск 
нужного на рынке товара и применение 
маркетинговых методов изучения спроса 
и воздействия на спрос оказались решающим 
фактором повышения конкурентоспособности. 
Задача создания систем, обеспечивающих 
сквозное управление материальными потоками, 
актуальности тогда не имела, во-первых, 
ввиду отсутствия технических возможностей 
построения таких систем в экономике, 
а во-вторых, ввиду того, что за счет применения 
новых для того времени маркетинговых 
приемов можно было резко уйти вперед. 
В сегодняшних условиях «уйти вперед» 
только на базе применения маркетинга 
уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос 
должен своевременно удовлетворяться 
посредством быстрой и точной поставки 
(«технология быстрого ответа»). Этот «быстрый 
ответ» на возникший спрос возможен лишь 
при налаженной системе логистики.
Исторически выйдя 
на экономическую арену в более поздний 
период, логистика дополняет и развивает 
маркетинг, увязывая потребителя, транспорт 
и поставщика в мобильную, технико-технологически 
и планово-экономически согласованную 
систему.
Маркетинг отслеживает 
и определяет возникший спрос, т.е. отвечает 
на вопросы: какой товар нужен, где, когда, 
в каком количестве и какого качества. 
Логистика обеспечивает физическое продвижение 
востребованной товарной массы к потребителю. 
Логистическая интеграция позволяет осуществить 
поставку требуемого товара в нужное место 
в нужное время с минимальными затратами.
Маркетинг ставит задачу 
системного подхода к организации товародвижения, 
при эффективной организации товародвижения 
каждый из этапов этого процесса должен 
планироваться как неотъемлемая часть 
хорошо уравновешенной и логически построенной 
общей системы. Однако методы технико-технологической 
интеграции всех участников процесса 
товародвижения являются основным предметом 
изучения не маркетинга, а логистики.
Маркетинг нацелен 
на исследование рынка, рекламу, психологическое 
воздействие на покупателя и т. д. Логистика 
же в первую очередь нацелена на создание 
технико-технологически сопряженных систем 
проведения материалов по товаропроводящим 
цепям, а также систем контроля за их прохождением.