Маркетинг закупок товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия, характеристика и анализ ассортимента товаров и рассмотрение их видов. Также будут произведена оценка затрат на осуществление процесса закупки.

Оглавление

Содержание:



Введение.............................................................................................................................3

1. Роль закупок товаров в формировании оптимального ассортимента товаров

предприятия...................................................................................................................4

2. Краткая характеристика деятельности предприятия................................................13

3. Анализ поставщиков товаров для торгового предприятия......................................18

4. Методы закупки товаров и оценка затрат на осуществление процесса закупки...25

Заключение...................................................................................................................30

Литература....................................................................................................................32

Приложение:

Форма 1. Бухгалтерский баланс.

Форма 2. Отчет о прибылях и убытках.

Отчет по клиентам: По поставщикам

Файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.doc

— 245.00 Кб (Скачать)


                                        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                                   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

                             ГОУ ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

                                                     ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

 

 

                    

              Факультет__________________________

              Курс, группа________________________

              № зачетной книжки__________________

              Специальность______________________

              Кафедра____________________________

 

 

 

                                    КУРСОВАЯ РАБОТА

 

              по дисциплине_____________________________________________________             

              тема:__________Маркетинг закупок товаров_________________________

              ___________________________________________________________________

                           ___________________________________________________________________

              Ф.И.О.____________________________________________________________

             

              Допущена к защите:_________________________________________________

              Оценка работы:_____________________________________________________

              Рецензент:_________________________________________________________             

              (Ф.И.О., учебное звание, степень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         ОРЕЛ - 2010

 

 

 

 

                                                           Содержание:

 

    Введение.............................................................................................................................3

    1. Роль закупок товаров в формировании оптимального ассортимента товаров                                                

          предприятия...................................................................................................................4

    2. Краткая характеристика деятельности предприятия................................................13

    3. Анализ поставщиков товаров для торгового предприятия......................................18

    4. Методы закупки товаров и оценка затрат на осуществление процесса закупки...25

        Заключение...................................................................................................................30

        Литература....................................................................................................................32

     Приложение:

Форма 1. Бухгалтерский баланс.

Форма 2. Отчет о прибылях и убытках.

Отчет по клиентам: По поставщикам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

                                                            

         

                                                        ВВЕДЕНИЕ:

      В современных условиях рыночной экономики в России многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.  Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров. Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием. Задача этой работы решение проблемы формирования товарного ассортимента предприятия.      

  Целью данной работы является раскрытие понятия, характеристика и анализ ассортимента товаров и рассмотрение их видов. Также будут произведена оценка затрат на осуществление процесса закупки

  Для  достижения указанной цели в работе необходимо решить следующие вопросы:

     - рассмотреть содержание понятий: "товар", "ассортимент", "ассортиментная политика";

   - изучить факторы, принципы и содержание деятельности по формированию   ассортимента товаров и ассортиментной политике на торговом предприятии;

   - произвести анализ поставщиков товаров для предприятия;

   - на данных проводимого анализа определить методы закупки товаров и т. д.

  Объектом исследования в работе является Общество с ограниченной ответственностью «Минерал», анализируются данные  2008 и 2009 годов.

 

 

 

1. РОЛЬ ЗАКУПОК ТОВАРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ОПТИМАЛЬНОГО АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.

       Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.
       Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
       К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос, производство, ассортиментный профиль магазина; зона деятельности магазина, состояние материально технической базы.
       Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.
       Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.
       В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов.
       Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль.
       Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".
       Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.
       Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.
       Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
       И, наконец, одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.
       Так же автор обращает внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента и выделяет следующие стадии:
       - внедрение – закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков;
       - рост – закупка больших партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов;
       - зрелость – снижение закупочных цен, отказ от услуг слабых поставщиков минимизация торговых запасов, реклама;
       - устаревшие – распродажа остатков товара.
       Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
       1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
       2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
       3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
       4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.
       Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.
       В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.
       Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.
       Результаты проведенного специального исследования по этому вопросу позволяют рекомендовать следующую примерную номенклатуру потребительских комплексов для универмагов:
       - товары для детей;
       - товары для женщин;
       - товары для мужчин;
       - товары для дома;
       - культура в быту и организация досуга;
       - товары для шитья и вязания.
       Наряду с постоянными в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.
       В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов.
       Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 1.1.

   Таблица 1.1.

  Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации

Формы специализации магазинов

 

 

Размеры торговой площади, кв. м.

 

       

до 250

251-630

631-1000

свыше 1000

 

1. Универсам

 

-


       до 700


       700-1000


       1001-1500

 

2. Кондитерские товары

 

до 300


       301-500


       -


       -

 

3. Товары для детей

 

-


       до 1000


       1001-1500


       св.1500

 

4. Товары для молодежи

 

-


       до 800


       801-1200


       св.1200

 

5. Товары для женщин

 

-


       до 1000


       1001-1500


       св.1500

 

6. Товары для мужчин

 

-


       до 800


       801-1200


       св.1200

 

7. Одежда

 

-


       до 600


       601-1000


       св.1000

 

8. Обувь

 

до 300


       301-500


       501-800


       св.800

 

9. Хозтовары

 

до 500


       501-800


       801-1200


       св.1200

 

10.Галантерея

 

до 600


       601-900


       свыше 900


       -

      Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости товарных запасов.
       Для оптимизации ассортиментного перечня товаров применяют данные, сгруппированные следующим образом.       

        Рисунок 1.1. 

         Форма планирования ассортиментного перечня

 Наименование микрокомплекса (товарной секции)


  Наименование

товаров


   Количество разновидностей товаров


 Период торговли (месяц)


             Наряду с правильным формированием ассортимента товаров, важной задачей является обеспечение его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине, является коэффициент устойчивости, определяемый по формуле:
       Оn
       Ку = 1 - --------- ; (1)
       n x a
       где Ку – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;
       О1;О2;...Оn – количество разновидностей товаров отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров);
       a - количество разновидностей товаров, предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем;
       n - количество проверок.
       При росте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует исключить товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются.
       Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже
       - для универсамов и гастрономов - 0,90;
       - для универмагов - 0,80;
       - для магазинов обуви и одежды - 0,75;
       - для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных, галантерейных товаров - 0,85.
       Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.
       Так же применительно к области формирования и размещения товаров в магазинах заслуживает внимания опыт ряда фирм США, Франции, ФРГ, Канады.
       Численность ассортиментных позиций в магазинах этих фирм распределяется между продовольственными и непродовольственными товарами в процентном соотношении 66:34.
       Ассортимент продовольственных товаров расширяется в основном за счет овощей, фруктов, замороженных продуктов, примагазинных пекарен, а также продукции отделов кулинарии, которые функционируют в 81% продовольственных магазинов самообслуживания США.
       Особое внимание уделяется формированию ассортимента непродовольственных товаров в магазинах самообслуживания. В данную группу, как правило, включают поздравительные открытки, кухонную посуду, писчебумажные товары, школьные принадлежности, игрушки, книги, предметы домашнего обихода, штучные текстильные товары, предметы ухода за автомашинами, столовое и постельное белье, драпировку, бытовые машины, дорожные принадлежности, корм для домашних животных, птиц, спорттовары, изделия из дерева, грампластинки и кассеты, электротовары, предметы для шитья и рукоделия, фототовары, принадлежности для сада и огорода, пряжу и предметы вязания, парфюмерию, косметику, предметы санитарии и гигиены.
       Во Франции ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 50 до 200 м кв. насчитывает 3000 позиций, из них 1700 - бакалейные товары, 500 - замороженные и молочные продукты, 130 - овощи и фрукты, 180 - гастрономические продукты, 100 - мясопродукты. Длина выкладки товарных линий составляет 66 погонных метров. [14]
       Ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 250 до 66 кв.м. насчитывает 5000 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53 %, бакалейные и напитки - 42%, непродовольственные товары - 5%. Длина выкладки - 170 погонных метров.
       Из изложенного можно сделать вывод, что необходимо придерживаться одинаковой системы показателей эффективности ассортимента товаров и его формирования. Выделяют следующие показатели: широту ассортимента, глубину, коэффициент обновления и коэффициент устойчивости ассортимента.
       Но несмотря на то, что изучение ассортимента товаров – очень важная проблема, до сих пор нет стандартов, регламентирующих его показатели. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров.
       Мы считаем, что в розничной торговле формирование ассортимента является прерогативой самого торгового предприятия. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.
       По нашему мнению, для характеристики ассортимента розничного предприятия и определения результативности ассортиментной политики, анализ структуры ассортимента, его широта и частично глубина позволяют охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах, так как сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а изучение спроса сводится в основном к элементарному учету реализации, причем чаще по групповому ассортименту на предприятиях розничной торговли анализ ассортимента товаров не проводится.
       Фактическая полнота ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объемов товарооборота. Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, по нашему мнению, являются финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень надежности.
       Мы считаем, что для повышения социального уровня торгового обслуживания торгово-оперативные работники магазинов должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой – свидетельствует о ритмичности поставок. Устойчивость ассортимента – главный ориентир для покупателя.
       Для характеристики эффективности коммерческой деятельности розничного предприятия, на наш взгляд, наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.
       Расчеты устойчивости ассортимента позволяют судить об отсутствии перебоев в продаже отдельных товаров. Анализ стабильности реализации товара с колеблющимся, неравномерным качеством покупок в течение дня, поможет не только проанализировать эффективность организации товароснабжения, но и определить рациональность ассортиментной структуры и эффективность ассортиментной политики розничного предприятия.
       Анализ широты и устойчивости ассортимента необходимо проводить на базе оперативных данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью.

 

2.ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.

    Полное наименование фирмы: Общество с ограниченной ответственностью

«Минерал» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Юридический адрес: 303320, Орловская обл., Змиевка пгт, Полевая ул., д.2.

Основные виды деятельности ООО «Минерал»:

-торговля минеральными удобрениями;

-производство сложных минеральных удобрений;

-упаковка минеральных удобрений.

Организационная структура предприятия:

Генеральный директор

 

Зам. ген. директора               Главный бухгалтер                  Юридический отдел

                            (1 юрист)

             

   Комерческий    Производ-ая   бухгалтерия    эконом-ий

        Отдел                 база                                        отдел

 

 

 

   Генеральный директор - руководит и организовывает работу, и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений; обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами; принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и т. д.

    Зам. ген. директора – это второе лицо компании после генерального директора. Он занимается стратегическим планированием, управляет информационными системами, контролирует затраты и составление отчетности. Также он участвует в налоговом планировании, в том числе оптимизирует налогообложение, и налаживает внутренний контроль в компании.

    Главный бухгалтер - определяет форму и методы бухгалтерского сопровождения учета, а также технологию обработки учетной информации; разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля; формирует в установленном порядке учетную политику по другим вопросам; руководит разработкой и реализацией мероприятий, направленных на соблюдение государственной и финансовой дисциплины; вместе с руководителем предприятия подписывает документы, которые служат основанием для выдачи и приемки денежных средств, материальных и товарных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств и т. д.

   Юридический отдел - осуществляет разработку учредительных документов; обеспечивает регистрацию юридических лиц, эмиссий ценных акций, внесение изменений в учредительные документы; координирует работу по ведению реестров акционеров (сторонними организациями); подготавливает заявки, заявления и другие документы для получения лицензий, разрешений, необходимых для осуществления деятельности предприятия и т. д.

Информация о работе Маркетинг закупок товаров