Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:09, курсовая работа
Основной целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления производством и сбытом молока на основе маркетинга. В соответствии с этой целью в ходе разработки курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты исследуемой проблемы;
- провести анализ производственно - хозяйственной деятельности исследуемого предприятия в динамике;
- на примере исследуемого провести маркетинговый анализ производства и сбыта молока;
- разработать рекомендации по совершенствованию маркетинга молока;
Введение. ……………………………………………… ……...…………………. 4
1.Теоретические основы управления маркетингом молока в
современных условиях……………………………………………………………5
1.1 Сущность и понятие маркетинга……………………………………..……..5
1.2 Особенности агромаркетинга………………………………………………..7
1.3 Состояние Российского рынка молока и молочной продукции………….10
2. Управление маркетингом молока на материалах СХПК-колхоз
им.Ленина Чебоксарского района ЧР…………………………………………..15
2.1Характеристика природных и экономических условий деятельности
предприятия……………………………………………………………………...15
2.2 Анализ производства молока……………………………………………….21
2.3 Анализ сбыта молока………………………………………………………..25
3. Организационно- экономические мероприятия по совершенствованию
управления маркетингом молока в СХПК-колхоз им.Ленина
Чебоксарского района ЧР……………………………………………………….30
3.1 SWOT-анализ предприятия…………………………………………………34
3.3 Разработка основных мероприятий комплекса маркетинга ……….……..38
3.4 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий…………….43
Заключение…………….…………………………………………………………45
Список использованной литературы…………………
Для дальнейших исследований важно знать, какую долю занимает СХПК-колхоз им.Ленина на рынке молока Чебоксарского района. Рассмотрим удельный вес реализованной продукции в натуральном выражении хозяйства в общей реализации по району. Для этого построим таблицу 9.
Таблица 9
Доля СХПК- колхоз им.Ленина на рынке молока Чебоксарского района
Показатели | Годы | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Реализовано
молока по Чебоксарскому району, ц
Реализовано молока СХПК- колхоз им. Ленина, ц Доля, % |
112715 11516 10,2 |
90816 13136 14,5 |
91806 15655 17,1 |
89663 16682 18,6 |
87949 17109 19,5 |
Проанализируем полученную таблицу. Видно, что реализация молока в натуральном выражении СХПК-колхоз им.Ленина из года в год растет. Увеличение объемов продаж в 2008 году по сравнению с 2004 годом составило 48,6%. Доля анализируемого предприятия на рынке молока Чебоксарского района велика – в среднем за 5 лет она составила 16%, при том что в Чебоксарском районе функционирует 24 с.-х. предприятия. Наблюдается положительная тенденция в изменении удельного веса реализованного молока СХПК- колхоз им.Ленина в общей реализации по району. Рост этого показателя в 2008 году по сравнению с 2004 годом составил 91,2%. Таким образом, СХПК-колхоз им.Ленина занимает значительное место на рынке молока Чебоксарского района.
Очень
важно для определения
Таблица 10
Основные каналы сбыта молока в 2008 году
Каналы сбыта | Реализовано
молока, ц |
Удельный вес канала, % | Цена
реализации, руб |
Выручка, тыс.руб |
ОАО «Чебоксарский гормолзавод» | 13482 | 78,8 | 960 | 12943 |
ООО «Молочный двор» г.Цивильск | 1882 | 11,0 | 1006 | 1893 |
ООО «Молочное дело» г.Шумерля | 1232 | 7,2 | 915 | 1127 |
Прочие | 513 | 3,0 | 1167 | 599 |
ИТОГО | 17109 | 100 | 968 | 16562 |
Анализ таблицы 10 показал, что наибольший удельный вес в структуре каналов занимает ОАО «Чебоксарский гормолзавод». 78.8% всего молока реализуется по этому каналу. Однако реализационная цена здесь наименьшая. Это объясняется тем, у хозяйства с молочным заводом заключены договора на поставку определенного количества молока. Цена реализации молока по остальным каналам выше, однако доля реализации колеблется от 3 до 11%, так как спрос здесь ниже.
После
проведенного анализа современного
состояния молочного скотоводства
в СХПК-колхоз им.Ленина составим сводную
таблицу показателей экономической эффективности
производства и реализации молока за последние
3 года (табл. 11).
Таблица 11
Экономическая эффективность производства молока
Показатели |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
В среднем по району в 2008 году |
Среднегодовой
удой на 1 корову, кг
Затраты на 1 корову: труда, тыс. чел.- час средств, тыс. руб Затраты труда на 1 ц молока, чел.- час Производственная себестоимость 1 ц молока, руб Реализовано молока на 1 корову, ц Уровень товарности, % Полная себестоимость 1 ц молока, руб Средняя цена реализации 1 ц молока, руб Прибыль на 1 ц молока, руб Уровень рентабельности, % |
3728 218 22,5 5,5 526 33,5 89,7 527 750 223 42,3 |
4005 204 26 5,0 575 35,5 88,6 576 936 360 62,5 |
4062 206 34,3 5,0 749 36,4 89,6 750 968 218 29,1 |
3884 164,4 35,5 4,2 817 34,4 88,7 860 932 72 8,4 |
Анализ
таблицы 11 показал, что производство и
реализация молока в хозяйстве прибыльны.
Для эффективного функционирования отрасли
необходимо обеспечить уровень рентабельности
50%. Уровень рентабельности отрасли молочного
скотоводства в СХПК – колхоз им.Ленина
в среднем за 3 года составил 44,6%. Это высокий
показатель, т.к по району в 2008 году рентабельность
молочного скотоводства была лишь 8,4%.
3.ОРГАНИЗАЦИОННО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ
МОЛОКА В СХПК- КОЛХОЗ ИМ.ЛЕНИНА
ЧЕБОКСАРСКОГО
РАЙОНА ЧР.
3.1. SWOT-анализ предприятия.
SWOT-анализ предполагает выявление сильных и слабых сторон предприятия, а также угроз и возможностей, установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий организации.
Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности вашей торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства вашей продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать ваше предприятие.
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, каждая из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации; их состояние в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Внутренняя среда включает в себя маркетинговую, финансовую, производственную, снабженческую, кадрово- организационную и другие составляющие, каждая из которых имеет свою структуру. Для анализа сильных и слабых сторон СХПК- колхоз им. Ленина построим таблицу 12.
Таблица 12
Определение сильных и слабых сторон предприятия
Параметры
оценки |
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Производство | - относительно
высокие показатели - высокое качество продукции; - низкая себестоимость продукции |
- низкий уровень
инноваций;
- изношенность основных средств; - не
полностью загруженные - не используются новые технологии; |
2. Организация | -высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия | - низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия |
3.Финансы | - стабильный
уровень прибыльности;
-обеспеченность
собственными оборотными |
- отсутствие
денежных средств;
- низкие
показатели абсолютной |
4. Маркетинг | - хорошая репутация
предприятия на рынке;
- высокая
доля на рынке; |
- отсутствие
сбытовой политики;
- отсутствие
в управленческой структуре |
За основу при оценке рыночных возможностей и угроз можно взять следующий список параметров:
Теперь нам нужно сделать последний шаг и сопоставить имеющиеся у нашего предприятия сильные и слабые стороны с рыночными возможностями и угрозами.
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит вам ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития вашего бизнеса:
Информация о работе Маркетинг отдельной продукции коммерческого предприятия