Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:09, курсовая работа
Основной целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления производством и сбытом молока на основе маркетинга. В соответствии с этой целью в ходе разработки курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты исследуемой проблемы;
- провести анализ производственно - хозяйственной деятельности исследуемого предприятия в динамике;
- на примере исследуемого провести маркетинговый анализ производства и сбыта молока;
- разработать рекомендации по совершенствованию маркетинга молока;
Введение. ……………………………………………… ……...…………………. 4
1.Теоретические основы управления маркетингом молока в
современных условиях……………………………………………………………5
1.1 Сущность и понятие маркетинга……………………………………..……..5
1.2 Особенности агромаркетинга………………………………………………..7
1.3 Состояние Российского рынка молока и молочной продукции………….10
2. Управление маркетингом молока на материалах СХПК-колхоз
им.Ленина Чебоксарского района ЧР…………………………………………..15
2.1Характеристика природных и экономических условий деятельности
предприятия……………………………………………………………………...15
2.2 Анализ производства молока……………………………………………….21
2.3 Анализ сбыта молока………………………………………………………..25
3. Организационно- экономические мероприятия по совершенствованию
управления маркетингом молока в СХПК-колхоз им.Ленина
Чебоксарского района ЧР……………………………………………………….30
3.1 SWOT-анализ предприятия…………………………………………………34
3.3 Разработка основных мероприятий комплекса маркетинга ……….……..38
3.4 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий…………….43
Заключение…………….…………………………………………………………45
Список использованной литературы…………………
1.2.Особенности
агромаркетинга.
Агромаркетинг
отличается от промышленного, коммерческого,
банковского и других видов маркетинга.
Это определяется особенностями
сельского хозяйства: зависимостью
результатов от природных условий,
ролью и значением товара, разнообразием
форм собственности, несовпадением
рабочего периода и периода
АПК и его отраслей. Природные и экономические
процессы в агробизнесной деятельности
интегрируются и образуют особые условия
для производства и организации маркетинга.
Первая особенность — служба агромаркетинга
имеет дело с товаром первой жизненной
необходимости, следовательно, необходимо
своевременно, в нужном объеме и ассортименте,
с учетом возраста, пола, национальных
традиций, состояния здоровья потребителей
удовлетворять их нужды и интересы. Товар,
как правило, скоропортящийся, поэтому
требуется оперативность поставки, целесообразная
упаковка, сервисное и эстетическое обслуживание.
Вторая особенность — несовпадение рабочего
периода и периода производства.
Например, продукцию
растениеводства получают один-два раза
в год, а рабочий период длится целый год.
В связи с этим специалисты по маркетингу
должны уметь спрогнозировать диалектику
спроса потребителей, хорошо знать тенденцию
его удовлетворения, рыночную конъюнктуру
и т.д., ибо от этого зависит эффективность
агромаркетинга.
Кроме того, такая особенность сельскохозяйственного
производства, как сезонность, влияет
на формы и методы агромаркетинга и делает
их отличными от форм и методов промышленного
маркетинга.
Третья особенность — производство сельскохозяйственных
продуктов взаимосвязано и определяется
основным средством и предметом производства
— землей, ее качеством и интенсивностью
использования. Существует также
тесная связь использования земли с развитием
отраслей животноводства. Все это определяет
объем, ассортимент и качество продукции
придает агромаркетингу определенную
специфику в процессе его организации
и проведения.
Четвертая особенность — многообразие
форм собственности в системе АПК на земле,
средства производства, реализуемый товар.
Это определяет многоаспектную конкуренцию,
которая управляется только спросом потребителей
и его удовлетворением. Отсюда разнообразие
стратегий и тактик, стремление к совершенствованию
форм и методов агромаркетинга, приспособлению
их к нуждам и интересам потребителей.
Положение осложняется еще и тем, что в
Беларусь поступает много продуктов питания
из-за рубежа, поэтому отечественное маркетинговое
обеспечение должно успешно конкурировать
с зарубежными фирмами.
Пятая особенность — более высокая восприимчивость,
адаптивность, самоорганизация и самоуправление
системы агромаркетинга по сравнению
с другими видами маркетинга, что объясняется
особенностями спроса потребителя, острой
конкуренцией на рынке сельскохозяйственной
продукции из- за идентичности товаров,
необходимостью быстрого приспособления
системы маркетинга к государственным
и другим директивным решениям вследствие
многообразия конкурентных организационно-правовых
форм.
«Маркетинговая деятельность на сельскохозяйственных предприятиях состоит из следующих элементов:
1.3.
Состояние Российского
рынка молока и молочной
продукции.
Реформирование
экономики России, проводившиеся
без достаточной проработки возможных
последствий, привело к общему экономическому
кризису в стране и особенно тяжело
отразилось на состоянии
Сокращение объёмов производства молока в России за последние 10 лет обусловлено уменьшением поголовья коров, слабой кормовой базой и снижением продуктивности скота. Численность коров молочного стада во всех категориях хозяйств в 2008 г. уменьшилась по отношению к 2002 г. на 8,4 млн. голов или в 1,7 раза, в том числе на сельскохозяйственных предприятиях на 9,6 млн. голов или в 2,6 раза.
Продуктивность животных стала ниже, средний годовой надой на одну корову на сельскохозяйственных предприятиях составил в 2008 г. около 4000 кг. Это в 2 раза ниже средних значений в западных странах: в ЕС – 5500кг, Дании – 6650кг. С 1997 г продуктивность коров молочного стада начинает расти, и эта тенденция сохраняется по настоящее время. Однако повышение уровня продуктивности в таких размерах только частично компенсирует существенное сокращение поголовья.
Низкая
продуктивность животных, высокие материальные
затраты, а также значительные издержки
на средства производства, топливо, энергию,
транспортировку приводят к постоянному
росту себестоимости продукции,
снижению уровня её рентабельности. Производство
молока продолжает оставаться убыточным
(в 36 регионах), что отрицательно влияет
на мотивацию труда
В 2008 году отмечается увеличение по сравнению с предыдущим годом производства молока и молокопродуктов. Во всех категориях хозяйств производство молока в 2008 году увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 1,8%.
На
начало 2008 года численность коров
в сельскохозяйственных предприятиях,
где сосредоточено основное товарное
производство молока, составила 6,1 млн.
голов, что на 6,1% меньше, чем на аналогичную
дату 2007 года. Увеличение валового надоя
молока в сельхозпредприятиях
Увеличение валового надоя молока в сельхозпредприятиях, снижение его внутрихозяйственного расхода обусловили рост реализации молока. В результате этого в 2008 году перерабатывающие предприятия молочной промышленности увеличили по сравнению с предыдущим годом производство почти всех основных видов молочной продукции. Наиболее значительно выросло производство сухого цельного молока (43%) и сыра (14%).
Рост производства почти всех видов молочной продукции вызван увеличением спроса на неё со стороны населения. Это, в свою очередь, стимулировало рост розничных цен.
Увеличение спроса на молочные продукты было обусловлено повышением платёжеспособности населения. В результате, в 2008 году потребление молока молокопродуктов (в пересчёте на молоко) на душу населения составило 222 кг, или увеличилось по сравнению с 2007 годом на 6 кг. Потенциал развития отрасли велик. В настоящее время фактическое потребление молокопродуктов ниже рациональной нормы на 170 кг.
Производство молока в Чувашской Республике сосредоточено как в сельскохозяйственных организациях, так и в хозяйствах населения. Молочное скотоводство является основой стабильности сельского хозяйства. В связи с этим основные мероприятия «Республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2015 годы" будут направлены на:
- сохранение и увеличение поголовья коров;
- улучшение племенной работы;
- проведение работы по улучшению структуры стада;
- внедрение рационов кормления, соответствующих потенциалу продуктивности животных;
- улучшение содержания поголовья в результате применения современных технологий и научных рекомендаций.
Выполнение указанных мероприятий позволит увеличить продуктивность коров к 2015 году в среднем до 5500 килограммов. (в ред. Постановления Кабинета Министров ЧР от 31.03.2009 N 103)
Даже в условиях максимальной государственной поддержки из-за длительности биологически обусловленного процесса организации производства объемы производства в молочном животноводстве не могут превышать темпов роста 1,5 - 2 процента в год. Предусмотренные в Программе мероприятия по интенсификации данной отрасли принесут ожидаемые результаты только к 2012 году.
Увеличение поголовья коров произойдет только в тех личных подсобных хозяйствах, в которых основным источником доходов является выручка от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.
Производство
молока будет сосредоточено в
хозяйствах, имеющих оптимальное
по поголовью и продуктивности молочное
стадо и современную
Кроме
увеличения объемов производства продукции
молочного скотоводства важнейшим
фактором повышения рентабельности
отрасли является улучшение ее качества.
В связи с этим предусматривается
оснащение молочно-товарных ферм отечественным
и импортным оборудованием, обеспечивающим
высокое качество молока.
В рамках
Госпрограммы поставлена задача увеличить
производство молока к 2012 году почти на
18% и довести его объемы до 37 млн тонн. За
два года реализации приоритетного национального
проекта «Развитие АПК» было введено 197
новых объектов на 126 тыс. коров, модернизировано
786 молочных комплексов и ферм с использованием
самых современных проектов и технологий,
на молочные комплексы и фермы поставлено
около 300 тыс.голов племенного скота.
По данным департамента, на сегодняшний
день подготовлены проекты региональных
программ по развитию молочного скотоводства
в 37 субъектах Российской Федерации.
В результате финансового кризиса спрос на молочные продукты снижается и, как следствие, молкомбинаты сокращают производство и меньше закупают сырого молока.
Традиционно в России после летнего всплеска предложение сырого молока в начале осени начинает сокращаться. В настоящее время на рынке отмечается профицит предложения молока, поделились наблюдениями сразу несколько участников рынка. «Многие региональные молочные комбинаты испытывают серьезные трудности, поскольку не могут распродать свои запасы произведенной продукции», — говорит директор по корпоративным вопросам компании «Юнимилк» Павел Исаев. В этой ситуации хозяйства ищут новых покупателей на свое молоко. По словам топ-менеджера крупного регионального молкомбината, на предприятии в последние дни постоянная очередь из желающих продать сырое молоко. «Мы стараемся принимать все молоко у наших хозяйств, но и наши возможности небезграничны», — вздыхает пресс-секретарь «Вимм-Билль-Данна» Элеонора Чернецкая. В свою очередь, один из региональных переработчиков признается, что предложение сейчас настолько большое, что приходится ставить вопрос о снижении закупочных цен на сырое молоко.
Проблема не в том, что молока стали больше производить — просто его стали меньше закупать переработчики, поскольку в последние месяцы снижается спрос на молочную продукцию, объясняет руководитель молочного направления группы компаний «Доминант» Владимир Чеверов. Это ведет к снижению производства: по данным Росстата, за девять месяцев текущего года производство цельномолочной продукции упало на 4,8% по сравнению с тем же периодом 2007 года и составило 7,6 млн т, выпуск жирных сыров уменьшился на 1,1%, до 331 тыс. т.
Если
до кризиса многие перерабатывающие
предприятия авансировали производителей
молока и те могли покупать животных
и корм, то в условиях кризиса
переработчики этого сделать
не могут, говорит г-н Даниленко.
Участники рынка подчеркивают, что
в сложившейся ситуации для поддержания
объемов сельхозпроизводства
2.УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ МОЛОКА НА МАТЕРИАЛАХ СХПК- КОЛХОЗ ИМ. ЛЕНИНА ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА ЧР.
2.1.Характеристика природных и экономических условий
Информация о работе Маркетинг отдельной продукции коммерческого предприятия