Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 04:10, курсовая работа
Цель работы изучить маркетинг на предприятии и его исследования.
Объектом работы является предприятие ОАО «Октябрьская швейная фабрика».
Введение
1. Маркетинг на предприятии
1.1 Роль маркетинга на предприятии
1.2 Цели, задачи и структура маркетинговых исследований
2. Маркетинговые исследования на предприятии ОАО «Октябрьская швейная фабрика»
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Октябрьская швейная фабрика»
2.2 Выбор цели, направления, метода маркетингового исследования предприятия
2.3 Маркетинговые исследования рынка спецодежды
3. Выводы и рекомендации.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Маркетинг на предприятии
1.1 Роль маркетинга на предприятии
1.2 Цели, задачи и структура маркетинговых исследований
2. Маркетинговые исследования
на предприятии ОАО «
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Октябрьская швейная фабрика»
2.2 Выбор цели, направления,
метода маркетингового
2.3 Маркетинговые исследования рынка спецодежды
3. Выводы и рекомендации.
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных процессов имеет конкретные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность таких знаний и инструментов и составляют основу маркетинга.
В настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия маркетинг определяется стоящими перед ним задачами. С момента появления и до наших дней оно менялось в зависимости от изменений условий производства и реализации продукции. В настоящее время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.
Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации.
Цель работы изучить маркетинг на предприятии и его исследования.
Объектом работы является предприятие ОАО «Октябрьская швейная фабрика».
1. Маркетинг на предприятии
1.1 Роль маркетинга на предприятии.
Переход нашей страны на новую систему хозяйствования, конечно же, затронул и предприятия. Ранее руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора.
Ныне же политика предприятия полностью изменилась и руководство вынуждено включать в аппарат управления службу маркетинга. Специалисты в области маркетинга на предприятии называются маркетологами. Задачами маркетологов являются исследования рынка, товаров, конкурентов, потребителей и других областей1.
Предприятие в современном
мире может добиться успеха лишь в
том случае, когда оно не игнорирует
запросы потребителей. Для повышения
эффективности требуется
Изучение потребителей начинается с изучения их потребностей. Наибольшую распространенность получила иерархия потребностей по А. Маслоу. По этой системе потребности растут от физиологических (голод, холод, жажда), через потребность самосохранения (безопасность, защита), социальные потребности, потребности самоуважения (социальный статус, признание) до потребностей в самоутверждении (самореализация и саморазвитие).
Выявление потребностей – одна из ключевых целей маркетингового исследования. Когда маркетолог узнает потребность потребителя, он может спрогнозировать его дальнейшее поведение и возможность его покупки данного товара.
Важную роль в исследовании потребителей играют мотивационные факторы покупки товара. К таким факторам причисляются: мотив выгоды (желание человека разбогатеть), мотив снижения риска (потребность в безопасности), мотив признания (потребность в статусе, престиже), мотив удобства (стремление скрасить свое существование), мотив свободы (потребность в независимости) и, наконец, мотив познания (потребность в развитии)2.
Первым этапом в исследовании конкурентов должна явиться оценка степени конкуренции на выбранном рынке (совершенная, несовершенная конкуренция или монополия).
Далее следует переходить к самим конкурентам. Следует определить: какую часть рынка контролирует конкурент, насколько быстро происходит его развитие, качество товара конкурента, его цену, форму рекламы и сбыта, техническую поддержку.
При правильно проведенном исследовании возможно открыть недостатки и преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что впоследствии несомненно скажется на прибыли и развитии фирмы.
Изучение фирменной структуры рынка представляет собой исследование поставщиков и посредников, без помощи которых фирма практически не может существовать в современных условиях. Кто же такие поставщики? Поставщик – это отдельное лицо либо организация, поставляющая предприятию необходимое сырье, оборудование, информацию.
Также исследование фирменной структуры рынка включает в себя изучение транспортных компаний, страховых организаций и др. Это помогает фирме сразу почувствовать себя уверенней на зыбкой почве еще неосвоенного рынка.
Под исследованием товарного рынка понимается исследование рынка отдельного товара или группы товаров, например масло (отдельный товар) и продукты потребления (группа товаров). Исследование рынка ставит своими целями изучение соотношения спроса и предложения на товар, определение емкости рынка, определение доли конкурентов на рынке, сегментацию рынка, определение конъюнктуры рынка.
Основная цель изучения конъюнктуры рынка – установить связь между деятельностью предприятия и рынком, как обеспечить равновесие спроса и предложения. Конъюнктурное исследование включает в себя оценку рынка в текущий период, прогноз изменения показателей рынка, предложения и рекомендации по деятельности предприятия в процессе изменения обстановки на рынке.
Под емкостью рынка понимается объем продукции, который может “вместить” рынок без существенных изменений в своей структуре. Маркетинговая служба исследует показатели потенциала рынка, обрабатывает и анализирует данные и на их основе прогнозирует увеличение или уменьшение потенциала рынка, что ведет к увеличению или уменьшению объема выпускаемой предприятием продукции3.
Сегментация рынка – это разделение рынка на отдельные области для сбыта товаров. Сегментация происходит по ряду признаков:
Таким образом, изучая различные аспекты, с которыми приходится сталкиваться предприятию, маркетинг помогает сэкономить средства на пробные выпуски товаров в заранее неэффективных зонах. Хотя предприятие затрачивает определенные суммы на исследования, они потом себя полностью окупают. В этом проявляется роль исследований маркетинга для повышения эффективности.
1.2 Цели, задачи и структура маркетинговых исследовании
Целями маркетинговых
исследований являются снижение степени
неопределенности при принятии маркетинговых
решений и обеспечение
- оценка состояния и тенденций развития конъюнктуры рынка;
- исследование поведения
потребителей, анализ деятельности
конкурентов, поставщиков и
- анализ маркетинговой
деятельности организации,
При организации маркетинговых исследований руководствуются следующими эмпирическими правилами:
- анализ должен соответствовать поставленной цели и выполняться для ее реализации;
- используемая информация
должна отражать всю
- при проведении анализа
оценивается не только
- всегда принимается
во внимание постоянная
- рынок необходимо
исследовать постоянно для
- в ходе анализа
важно учитывать надежность
В процессе маркетинговых исследований выделяются следующие этапы5:
1. Формулирование проблемы и целей исследования.
2. Определение потребности в информации и организация ее сбора.
3. Анализ информации.
4. Подготовка аналитического отчета.
Наиболее важным этапом в процессе маркетинговых исследований является формулирование проблемы исследования, которое требует уточнения основных приоритетов организации в области маркетинга. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогают выделить основные ориентиры производственно-хозяйственной деятельности: какие изменения произошли в рыночной конъюнктуре, в каком направлении должна развиваться организация, как осуществить переход в новое состояние.
Точная формулировка целей исследования требуется для составления задания на проведение анализа. Оно включает:
- общую характеристику
организации и ее деятельности
на рынке (при проведении
- информацию о степени изученности рынка;
- описание специфики поставленной проблемы и ее взаимосвязей с целями организации;
- конкретные аспекты маркетинговой активности, которые должны быть изучены;
- требования, предъявляемые
к точности и надежности
- сроки и затраты на проведение исследования.
2. Маркетинговые исследования на предприятии ОАО «Октябрьская швейная фабрика»
2.1 Краткая
характеристика предприятия
ОАО «Октябрьская швейная фабрика» расположена в городе Октябрьске, Самарской области и в течение 30 лет специализируется на производстве одежды для дома, постельного белья, полотенец, нижнего белья, спецодежды для продавцов. Октябрьская швейная фабрика организована 10 июня 1968 года. Её вышестоящей организацией был Куйбышевский швейный трест.
В целях приведения Устава в соответствии с Законом Российской Федерации «Об акционерных обществах» с 15ноября 1999 года АООТ «Октябрьская швейная фабрика» перерегистрировано в открытое акционерное общество «Октябрьская швейная фабрика».
Руководитель предприятия имеет право: представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и управления, действовать от имени предприятия, без оформления доверенности; открывать расчетный и другие счета в банковских учреждениях; распоряжаться средствами и имуществом предприятия с соблюдением требований соответствующих нормативных актов, устава предприятия; в установленных законодательством пределах определять объем и порядок защиты сведений, составляющих конфиденциальную информацию.
Основные показатели деятельности предприятия в таблице 1.
Анализируя таблицу, можно сделать следующие основные выводы. Выручка предприятия в 2010 году по сравнению с 2009 г. снизилась на 0,9%, снизилась и прибыль предприятия но в большей степени - на 21,3 %. Это произошло в следствие роста себестоимости на 3,4% и общего снижения продаж. Рост себестоимости обусловлен повышением цен на сырье и увеличением общей численности работающих 2,8 % (соответственно фонда оплаты труда на 4%).
Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за 2009-20010 года.
Показатель |
2009 г |
2010 г |
Отклонение +/- |
Темп роста, снижения, % |
Выручка от реализации продукции (без НДС) тыс.руб. |
19892 |
19711 |
-181 |
99,1 |
Себестоимость, тыс.руб. |
16457 |
17009 |
552 |
103,4 |
Среднесписочная численность работающих, в т.ч. |
176 |
181 |
5 |
102,8 |
Промышленно-производственного персонала |
132 |
148 |
16 |
112,8 |
Из них рабочих |
98 |
103 |
5 |
105,1 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
8123 |
8448 |
325 |
104 |
Среднемесячная начисленная заработная плата, тыс. руб. |
3846 |
3889 |
43 |
101,1 |
Выручка продукции |
150,7 |
109 |
-41,7 |
72,3 |
на одного человека промышленно-производственного персонала |
203 |
191,4 |
-11,6 |
94,3 |
Затраты на 1 рубль релизованной продукции, руб. |
0,83 |
0,86 |
0,03 |
103,6 |
Прибыль, тыс. руб. |
3435 |
2702 |
-733 |
78,7 |
Рентабельность продаж, % |
17,3 |
13,7 |
-3,6 |
79,2 |
Информация о работе Маркетинг на предприятии ОАО «Октябрьская швейная фабрика»