Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:52, статья
Человек есть мера всех вещей. Он является носителем и единичного, и особенного, и общего и всеобщего. Он живет и в прошлом, и настоящем, и будущем, и в вечности (время). Он проникает и в космическое пространство, и в мир элементарных частиц. Он способен и созидать, и разрушать и часто путает одно с другим (информация). Он способен на действие и на бездействие, и подчас трудно сказать, что лучше (энергия). Через эти свойства проявляется предназначение человека, его функциональная предназначенность (предначертание) к выполнению определенных социальных ролей. Наши физиологические и психологические предрасположенности находятся в тесной связи с нашим предназначением.
– найти точку приложения сопротивления вне побуждения;
– направить сопротивление в одну сторону с действием, обратным побуждению;
– создать иллюзию множества точек приложения сопротивления;
– создать иллюзию отсутствия точки приложения сопротивления.
Применение этих методов должно осуществляться с учетом содержания последующих разделов. Очень важно также то, в какой форме эти приемы применяются.
Для повышения определенности отношения партнера к вам обычно рекомендуют больше слушать и меньше говорить, иногда сохранять внешнюю нейтральность, задавать вопросы, поощрять партнера высказываться, интересоваться его прошлым, значимыми событиями и людьми, так строить свое поведение, чтобы партнер сравнивал вас с кем-нибудь (например, выполняя действия по отношению к партнеру или в его присутствии к чему-либо еще, которые с высокой вероятностью кто-то по отношению к партнеру или к чему-либо еще в его присутствии выполнял).
4. Представление личности на рынке
4.1. Манипулятивная природа социума
Маскарад устраивают для того, чтобы каждый мог показать свое лицо.
Иван Иванюк
Человечеству для
развития нужны цельные, обладающие
индивидуальностью и
Справившись таким
способом с проблемой издержек социального
расслоения, общество одновременно создает
необходимые и достаточные
Создав границы, человечество создало основу для ошибок восприятия и понимания на стыках между общностями. Будучи внутренней, эта проблема предстала как проблема личности — «личины», как проблема истинности и ложности, как восприятия, так и самоподачи. Справедливости ради надо отметить, что при этом есть позитивные, привлекательные приобретения, в которых отражается конструктивная сторона социальности:
Перечислим важнейшие из негативных качеств:
Межличностные отношения — это тот горизонт бытия, на котором имеются все предпосылки для реализации сущностных качеств человека, таких как способность к любви и состраданию, чувство родовой общности, принятие другого как уникального и равноценного себе. Это тот уровень, который в наибольшей степени ответственен за передачу общечеловеческих ценностей — сама культура оживает в общении. На этом же уровне встречаются в переплетении, противостоянии или конструктивном диалоге общечеловеческие ценности и социальные интересы человека.
Разделение на «мы» и «другие» означает, что наряду с общечеловеческими ценностями люди ориентируются еще и на групповые (государственные, классовые, клановые) ценности-интересы. Поскольку социальные группы — по определению — образуются на основе общности интересов, то у каждой группы имеются отличия от интересов «других», которые не принадлежат к данному «мы». Консолидация сообщества происходит по закону «чтоб объединиться, надо размежеваться» Помножим его на ценность борьбы — получим основу для враждебности.
Общечеловеческая мораль преподносится как вымысел идеологов враждебного класса, а свои «ценности» провозглашаются как истинные. Ориентировку на социальные или клановые интересы поддерживает само сообщество — устанавливает для своих членов нормы, правила и законы, регулирующие принятие решений, вводит санкции за их нарушение. Общечеловеческие ценности, поскольку они транслируются теми же сообществами, часто искажаются в угоду их интересам. В ретранслированном виде из них исчезают сакральность, космизм и духовность. В тех случаях, когда они упоминаются, они оказываются «на вооружении» — это уже не ценности, а средства в политической или идеологической борьбе. Став адептом «своего» клана, приняв его доктрину, человек получает преимущества и для себя.
Во-первых, он обнаруживает, что гораздо удобнее жить без груза ответственности, который теперь почти целиком лежит на сообществе, чьим представителем он является. Дело заходит настолько далеко, что ради интересов сообщества разрешается (этим же самым сообществом!) даже физически уничтожать других людей — одна из законных прерогатив служащих силовых министерств. За эти преимущества, однако, человеку приходится платить утратой свободы и индивидуальности.
Во-вторых, член сообщества получает подкрепление для своей самооценки: в своих глазах он есть то, что он представляет — государство, партию, отрасль, учреждение, фирму, социальный институт и т.п. В своих глазах мало — необходимо еще, чтобы другие видели то же самое. Отсюда стремление функционера доказывать свою значимость другим. Отсюда — тайное самоуничижение, поскольку, идентифицировавшись с группой, он перестал быть собой. Таким образом, цена высокой статусной оценки — утрата собственной ценности.
В-третьих, пользуясь авторитетом сообщества, функционер увеличивает свои возможности воздействия на других для достижения собственных целей, удовлетворения деградационно-паразитических потребностей и т.п. Функционер имеет власть над любым просителем — эта власть предоставлена ему по должности. Чтобы выровнять силы, проситель заручается бумагой («Без бумажки ты — букашка...»), которая символизирует наличие поддержки со стороны государства. С человеком — нет, а с документом, приложением к которому этот человек оказался, бюрократ считаться будет, поскольку раз «бумага выдана», значит там тоже есть сила.
И, в-четвертых, быть правым (делать благо) в социально установленных рамках действительно проще: достаточно присоединиться к чьей-либо позиции, разделить чье-либо мнение, принять коллективное решение. Чувство локтя, плеча, поддержка коллег и товарищей, общие лозунги, единая идеология становятся великолепными внешними опорами для какой-либо части души такого человека — для каждой части своя опора. Платить же за это приходится утратой первозданной целостности.
Таким образом, люди
довольно быстро осваивают правила
игры: переложи ответственность, заручись
поддержкой и добивайся своего. Этот
процесс происходит тем легче, чем
с большим количеством
Потребность в общении выступает источником активности, направленной на установление и поддержание стабильных отношений с людьми. Было изобретено достаточное количество технологий, в том числе и маркетинговых, такого взаимовыгодного обмена: найм на работу, развлечения, общественная или политическая активность и т.п. Удивительно, однако, что потребность в объединении при этом стала использоваться для обслуживания разъединения людей на сообщества. Возможно, поэтому она трансформировалась (деформировалась), став потребностью в приобщении: во-первых, это уже не само общение, а лишь приближение к нему, а во-вторых, появилось дополнительное парное понятие — отлучение.
Весьма показателен с этой точки зрения обряд посвящения, инициации, широко распространенный в первобытных культурах. К.Г. Юнг полагает, что инициация имеет значение переориентации человека на новое материнское лоно. Человек, как бы заново рожденный, включается этим в новый мир. Это есть эксплуатация чувства первородной привязанности с целью более узко определить ее — перепривязать человека к той или иной социальной общности. Происходит перемещение, замещение привязанности новым объектом. Вместо «быть вместе» возникло «быть включенным в...», то есть принадлежать некой группе. А отсюда уже рукой подать до «быть собственностью», подчиняться.
Однако чем сильнее
человек втягивается в то или
иное сообщество, тем выше для него
угроза утраты своей индивидуальности.
По значимости потребность в индивидуализации
является столь же сильной и властной,
как и потребность в
Но и эта потребность
— в индивидуализации — тоже
эксплуатируется, как уже было показано
выше. Во время возведения лидера в
его должность эта потребность
составляет мотивационное основание
его готовности взять на себя ответственность
за других. Для еще не ставших
лидерами эта же потребность должна
бы побуждать людей стремиться к
лидерству — хорошее
Итак, можно очертить
деформации, которым подвергается общение
людей — глубоко
1. Первой деформацией
надо признать использование
людей в инструментальной
2. Искусственное
разъединение потребностей в
объединении и
4.2. Место
манипуляции в человеческих
Чувствительность есть подделка чувства, как диалектика есть подделка логики.
В.О. Ключевский
Все человеческие поступки
можно расположить вдоль
Первый полюс
— субъектный: показывает отношение
к партнеру по взаимодействию как
к ценности. В этом отношении выделим
две стороны: моральную и психологическую.
Первая состоит в признании ценности
другого человека как свободного,
ответственного, имеющего право быть
таким, как он есть, и желать того,
чего он желает. Психологическая состоит
из трех моментов: мотивационного, когнитивного
и операционального. В мотивационном
плане установка на ценность другого
конкретизируется в стремлении к
сотрудничеству, к установлению равноправных
партнерских взаимоотношений, к
совместному решению
Второй полюс — объектный: характеризуется отношением к партнеру по общению как к средству, объекту. В нравственном плане оно воплощается в отношение к другому как к орудию достижения своих целей. Нужен — привлечь, не нужен — отодвинуть, мешает — убрать (вплоть до физического уничтожения). Моральное оправдание такого отношения базируется, во-первых, на обесценивании человека, во-вторых, на основе веры в неравенство (в ценности, в правах, в цене) людей, а в-третьих, на ощущении собственного превосходства над другими в чем-либо, доходящем до чувства собственной исключительности. В мотивационном плане отношение к другому как объекту конкретизируется в желании обладать, распоряжаться им, стремлении получить одностороннее преимущество, непременно добиться своего.