Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Маркетинг"
Теоретический раздел.
1. Современные направления в развитии маркетинга.
2. Уровни управления маркетингом на предприятии. Система маркетинговых целей.
3. Построение матрицы БКГ и ее использование в маркетинге.
4. Обоснование стратегии роста. Использование матрицы И. Ансоффа.
5. Конкурентные модели и матрицы М. Портера и их использование в маркетинге.
6. Макро и микросегментации рынка. Критерии выбора целевого сегмента.
7. Сущность и основные способы позиционирования товаров на рынке.
8. Многоуровневые модели товара по Котлеру.
9. Выбор стратегии маркетинга на различных этапах жизненного цикла товара.
10. Марочная политика предприятия. Современный брендинг.
11. Основные методы ценообразования. Психологические аспекты ценообразования.
12. Типы каналов распределения и критерии их выбора.
13. Интерактивные маркетинговые системы распределения товаров. Прямой маркетинг.
14. Маркетинг партнёрских отношений.
15. Коммуникативная политика предприятия. Интегрированные маркетинговые коммуникации.
16. Типы и методы стимулирования.
17. Цели и средства рекламы.
18. Разработка бюджета маркетинга
19. Организация маркетинга на предприятии. Взаимодействие с другими
подразделениями. Требования к специалистам.
20. Назначение и состав маркетинговой информационной системы. Основные источники маркетинговой информации.
21. Последовательность и содержание основных этапов маркетингового планирования.
22. Аудит маркетинговой деятельности.
23. Процесс формирования системы каналов распределения оптовой компании как части единой логистической системы.
24. Внешние и внутренние факторы, влияющие на поведение потребителей. Модель «Стимулы-Реакция».
25. Этапы принятия решения потребителем о покупке.
26. Международный маркетинг (особенности рынка, целевые группы, специфика комплекса маркетинга, расчет экспортной цены).
27. Маркетинг услуг (особенности рынка, целевые группы, специфика комплекса маркетинга).
28. Маркетинг некоммерческих субъектов (особенности рынка, целевые группы, социальные цели, специфика комплекса маркетинга).
29. Промышленный маркетинг (особенности рынка, целевые группы, специфика комплекса маркетинга, партнерские отношения).
30. Торговый маркетинг (особенности рынка, целевые группы, специфика комплекса маркетинга, формулы магазина).
Методический раздел.
31. Спрос: уровни, структура и методы измерения.
32. Основные функции управления каналами сбыта и ошибки в этом управлении.
33. Урегулирование конфликтов участников канала.
34. Методы оценки конкурентоспособности товара.
35. Основные этапы разработки и выведения нового товара на рынок.
36. Методы лабораторного и рыночного тестирования новых товаров.
37. Методы расчёта цен на основе затрат на производство и реализацию продукции. Недостатки методов «затратного» ценообразования.
38. Методы ценообразования, ориентированные на спрос.
39. Учёт в ценообразовании прямой и перекрёстной эластичности спроса.
40. Методы конкурентного ценообразования.
41. Модель маркетинговых коммуникаций.
42. Процесс медиа - планирования.
43. Методы оценки эффективности рекламных кампаний.
44. Стратегии канала распределения и факторы, их определяющие.
45. Техника проведения презентаций.
46. Последовательность разработки и содержание основных этапов маркетингового исследования.
47. Количественные и качественные маркетинговые исследования.
48. Методы панельных исследований.
49. Наблюдения и эксперименты как методы маркетинговых исследований.
50. Виды выборки и методы их составления.
51. Определение размера случайной выборки. Понятие точности и надежности результатов выборочного исследования.
52. Анкетирование как метод получения количественных оценок в маркетинговых исследованиях. Требования к составлению анкеты.
53. Метод проведения фокус-группы для получения качественных оценок в маркетинговых исследованиях.
54. Методы измерения отношений. Типы основные шкал. Шкала Оскуда. Шкала Лайкерта.
55. Техника проведения SWOT - анализа.
56. Интернет-маркетинг: возможности и ограничения.
57. Необходимость инноваций в систем распределения.
Тематика задач.
1. Расчеты длины канала распределения.
2. Расчёты изменения количества контактов от удлинения канала распределения..
3. Расчёты продаж по индексу Нильсона.
4. Расчеты оптовой и розничной цен.
5. Расчеты интенсивности распределения продукции на основе показателя числового распределения.
6. Расчеты параметров оптимизации склада.
7. Расчеты потребности в производственных материалах при закупках.
8. Расчёты точки безубыточности.
9. Расчёты валовой и чистой прибыли.
10. Расчёты удельной прибыли.
11. Расчёты по уравнению прибыли.
12. Расчёты торговых надбавок от закупочной и продажной цены
13. Расчёты индексов цен.
14. Расчёты цены по затратам.
15. Расчёты эластичности спроса от цены и доходов.
16. Расчеты перекрёстной эластичности спроса от цены.
17. Расчёты цены по воспринимаемой ценности товара.
18. Расчёт цены по вероятности наступления события (реакции конкурента).
19. Расчёты выборки (размер выборки, границы доверительного интервала).
Эксперименты бывают – лабораторные и полевые
Лабораторные – эксперименты, при проведении кот. создаются определенные искусвенные условия с целью исключения влияния побочных фактов.
Полевые – в реальных условиях(магазинах, на дому у потребителя)
Многие виды полевых экспериментов в маркетинге известны под названием пробный маркетинг, цель кот.:
1.определить потенциальный объем продаж нового продукта
2.определить эффективность
применения отдельных
Объектом изучений при проведении пробного маркетинга являются различные рынки,
Проектирование экспериментов.
В соответствии с количеством
зависимых и независимых
Выделяют 4 основных типа проектирования эксперимента:
1.Планы эксперимента с
одной независимой переменной (ценой)
и одной зависимой (объем
2.Планы эксперимента с
одной независимой переменной (н.
пол м/ж) и несколько
3.Планы эксперимента со
многими независимыми
4.Планы со многими зависимыми
переменными и многими
50! Виды выборки и методы их составления.
Выборка является базовым уровнем проводимых исследований.
Простая случайная каждый элемент совокупности имеет известную и равную вероятность отбора. каждая возможная выборка данного объема (n) имеет известную и равную вероятность того, что она станет выборочной совокупностью. Это означает, что каждый элемент отбирается независимо от другого. Этот метод похож на розыгрыш лотереи, когда таблички с именами участников помещаются в барабан, который встряхивается, и из него произвольным образом извлекают отдельные таблички, в результате объективно определяются имена победителей.
Систематическая выборкаПри проведении систематической выборки (systematic sampling) сначала задают произвольную отправную точку, а затем из основы выборочного наблюдения последовательно выбирают каждый i-и элемент. Интервал выборки i определяется как отношение объема совокупности N к объему выборки п, с округлением результата до ближайшего целого числа. Например, совокупность состоит из 100 тысяч элементов, а желательный объем выборки равен тысяче респондентов. В этом случае интервал выборки i равен 100. Выбирается случайное число между 1 и 100. Если, например, это число равно 23, то выборка состоит из элементов 23, 123, 223, 323, 423, 523 и т.д.
Стратифицированная, или расслоенная, выборка (stratified sampling) — это процесс, состоящий из двух этапов, в котором совокупность делится на подгруппы (слои, страты). Слои должны взаимно исключать и взаимно дополнять один другого, чтобы каждый элемент совокупности относился к одному и только одному слою, и ни один элемент не был упущен. Далее, из каждого слоя случайным образом выбираются элементы, при этом обычно используется метод простой случайной выборки. Главная задача стратифицированной выборки — увеличение точности без увеличения затрат.
Кластерная выборка (cluster sampling) изучаемая совокупность сначала делится на взаимоисключающие и взаимодополняющие подгруппы, или кластеры (clusters). Затем с помощью вероятностного метода выборки, такого как SRS, формируется случайная выборка кластеров. В выборку включаются либо все элементы отобранного кластера, либо проводится их отбор вероятностным методом. Если в выборку включаются все элементы каждого отобранного кластера, то такая процедура называется одноступенчатой кластерной выборкой. Если выборка получена с помощью вероятностного отбора из каждого выбранного кластера, такая процедура называется двухступенчатой кластерной выборкой.
Выборка целесообразна в случае:
1.когда ошибки выборки не велики
2.когда данные опроса должны держаться в тайне
3.когда необходима быстрота проводимого исследования
4.когда недостаточно средств
Применительно к выборки говорят о ее репрезентативности ( представительности). Это означает, что все характеристики исследуемой совокупности представляются в выборке такой же пропорции. Под существующими характеристиками понимаются те, которые могут оказать влияние на результат исследования.
Выборка будет репрезентативна,
если соблюдаются следующие
1все элементы исследуемой
совокупности имеют равные
2если не все элементы
выборки имеют равные шансы
быть выбраны, но заранее
Этапы построения выборки:
1.определение исследуемой совокупности
2.выбор основы для построения выборки
3.выбор способа построения выборки
4.определение требуемого размера выборки
5.реализация процесса построения выборки
51! Определение размера случайной выборки. Понятие точности и надежности результатов выборочного исследования.
Точность выборки характеризует близость профиля выборки (например итогового ответа на какой-то вопрос) к истинному профилю совокупности. Случайная выборка большего размера обеспечивает получение более точных результатов.На практике используется несколько подходов к определению объема выборки.
Прежде всего опишем наиболее простые. Произвольный подход основан на применении «правила большого пальца». Например, бездоказательно принимается, что для получения точных результатов выборка должна составлять 5% от совокупности. Данный подход является простым и легким в исполнении, однако не представляется возможным установить точность полученных результатов. При достаточно большой совокупности он к тому же может быть и весьма дорогим. Объем выборки может быть установлен исходя их неких заранее оговоренных условий. Скажем, заказчик маркетингового исследования знает, что при изучении общественного мнения выборка обычно составляет 1000—1200 человек, поэтому он рекомендует исследователю придерживаться данной цифры.
В случае
если на каком-то рынке проводя
Представляется разумным учитывать затраты не абсолютным образом, а по отношению к полезности информации, полученной в результате проведенных обследований.. Объем выборки может определяться на основе статистического анализа. Этот подход основан на определении минимального объема выборки исходя из определенных требований к надежности и достоверности получаемых результатов. Он также используется при анализе полученных результатов для отдельных подгрупп, формируемых в составе выборки по полу, возрасту, уровню образования и т.п. Требования к надежности и точности результатов для отдельных подгрупп диктуют определенные требования к объему выборки в целом.
Наиболее теоретически обоснованный и корректный подход к определению объема выборки основан на расчете доверительных интервалов. Исходной ин формацией, необходимой для реализации данного подхода, является:1.Величина вариации, которой, как считается, обладает совокупность.2.Желаемая точность. 3. Уровень доверительности, которому должны удовлетворять результаты проводимого обследования. Когда на заданный вопрос существует только два варианта ответа, выраженные в процентах (используется процентная мера), объем выборки определяется по следующей формуле:
где и — объем выборки;
z — нормированное отклонение, определяемое исходя из выбранного уровня доверительности (табл. 4.22); р — найденная вариация для выборки; е — допустимая ошибка. Значение нормированного отклонения оценки (z)
от среднего значения в зависимости от доверительной вероятности (а)
полученного результата
При проведении
обследования следует указать точность
полученных
оценок. Что касается уровня доверительности,
то при проведении маркетинговых исследований,
как отмечалось выше, обычно рассматриваются
толь ко два его значения:
95% или 99%. Первому значению соответствует
значение z = 1,96, второму
— z — 2,58. Если выбирается
уровень доверительности, равный 99%,
то это говорит о том, что мы уверены на
99% (другими словами, доверительная
вероятность равна 0,99) в том, что процент
членов совокупности, попавших в диапазон
± е%, равен проценту
членен выборки, попавших
в тот же диапазон ошибки.
Точность – насколько полученные значения характеристики отличаются от истинного значения.
Надежность –
насколько применение шкалы дает
согласующиеся результаты при повторных
измерениях объекта. Систематические
источники ошибок не влияют на надежность,
они постоянно воздействую на
измерения и не приводят к противоречивости
ее результатов. Случайная ошибка, напротив,
может приводить к
. Если XR = 0, измерение абсолютно надежное.
52! Анкетирование как метод получения количественных оценок в маркетинговых исследованиях. Требования к составлению анкеты.
Распространенной формой опроса явл анкетирование, т е заполнение заранее подготовленных бланков с перечнем вопросов. Анкета-это таблица с перечнем вопросов на кот-е должен ответить респондент. Анкетирование-опрос с помощью анкеты. Анкета требует тщательной разработки, при ее составлении надо учитывать:
1)типы и формулировки вопросов
2)их последовательность и количество
3)корректность и уместность вопросов.
Требования к анкете:
1 наличие стартовых вопросов (часто имеют характер отборочных)
2 вопросы должны располагаться в логической последовательности
3 Длина д/б ограничена
Набор и формулировка вопросов
зависит от целей, объекта исс-я.
Перед проведением полного исс-
Схема анкеты: введение (цель опроса, гарантия анонимности, пояснения, сведения об опрашиваемом), осн часть (перечень вопросов), сведения о респондентах. Осн часть делится на 2 блока: рыба(вопросы, ради кот-х проводится МИ), детектор(контрольные вопросы для проверки внимательности и откровекнность респондентов при заполнении). Анкету нужно идентифицировать: дать название,указать дату,время и место проведения опроса.
53! Фокус-группа по своей сущности является групповым интервью. Проводится при помощи специализированной инфраструктуры, вкл. в себя:
1 оборудование- помещение
для опроса с опред.
2 исполнитель- независимая коммер. организация, отвечающая за реализацию проекта. Задачи: обеспечить оборудование, нанять модератора, отобрать респондентов.
3 модератор: человек имеющий
опыт проведения интервью и
опыт работы с группой.
Оптимальный размер фокус-группы колеблется от 8 до 12 человек.
Можно выделить пять главных целей применения данного метода:
1. Генерация идей, например,
относительно направлений
2. Изучение разговорного словаря потребителей, что может оказаться полезным, скажем, при проведении рекламной кампании, составлении вопросников и т.п.
3. Ознакомление с запросами потребителей, их восприятием, мотивами и с их отношением к изучаемому продукту, его марке, методам его продвижения, что является весьма важным при определении целей маркетингового исследования.
4. Лучшее понимание данных,
собранных при проведении
5. Изучение эмоциональной и поведенческой реакций на определенные виды рекламы.