Контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 17:45, творческая работа

Краткое описание

центры ответственности на предприятии. Эссе

Файлы: 1 файл

Эссе2.docx

— 22.50 Кб (Скачать)

Эссе2

  1. Что такое «центр ответственности» на предприятии? Приведите примеры.
 
 
 

3 Формирование  центров ответственности как  начальный этап внедрения системы  управления затратами на предприятии 

Как мы уже говорили в разделе 1.1, управление затратами  представляет собой не только процесс  воздействия на расходы предприятия, но и совокупность субъектов, осуществляющих эту деятельность. Именно люди, участвующие  в процессе управления, должны отвечать за целесообразность возникновения  того или иного вида расходов. Таким  образом, субъективный фактор занимает немаловажную роль в управлении затратами. Осознание этого факта привело к тому, что в 60-е годы XX века в зарубежных странах появился принципиально новый подход к анализу, контролю и регулированию издержек. Приверженцы этого подхода обращали большее внимание на исследование социальных и поведенческих аспектов в проблеме управления затратами. Данный метод получил название "Метод управления затратами по центрам ответственности". В то время как другие методики рассматривают проблематику планирования количественным способом, управление по центрам ответственности связано с вопросами вовлеченности менеджмента в данный процесс. Такая система измеряет (оценивает) соответствие достигнутого уровня издержек запланированному по каждому центру ответственности. 

Можно дать следующее  определение центра ответственности - это структурный элемент предприятия, его экономический субъект, в  пределах которого менеджер несет ответственность  за исполнение перечня показателей, определяемых центральным аппаратом  управления. Администрация хозяйствующего субъекта сама решает, в каком разрезе  классифицировать затраты, насколько  детализировать места их возникновения  и как увязать с центрами ответственности. С другой стороны, центр ответственности  осуществляет контроль за затратами по многим местам возникновения при условии, если затраты в них формируются под влиянием данного центра ответственности. 

В основе формирования центров ответственности хозяйствующего субъекта должны лежать следующие принципы: 

В каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения накладных  расходов

Во главе каждого  центра ответственности должно находиться лицо, ответственное за уровень затрат. 

Степень детализации  затрат должна быть достаточной для  проведения анализа, но не избыточной. В противном случае положительный  эффект от внедрения данной системы  может быть полностью перекрыт отрицательным  эффектом вследствие значительного  роста трудоемкости ведения учета  и возникшими в связи с этим затратами. 

Поскольку разделение хозяйствующего субъекта на центры ответственности  сильно влияет на мотивацию руководителей  соответствующих центров, то необходимо учитывать социально-психологические  факторы. 

3.1.Классификация  центров ответственности по критериям  уровня полномочий руководителей  подразделений 

По критериям  уровня полномочий руководителей подразделений  в рамках существующей на предприятии  организационной структуры все  центры ответственности можно классифицировать следующим образом (табл. 4): 

а) Центр управленческих затрат - это подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета  ответственен за обеспечение наилучшего уровня услуг. Этот тип, как правило, наиболее приемлем для административных департаментов предприятия (функциональных служб), где трудно поддаются измерению  как затраты, так и результаты. В этом случае используются нестандартные  методы контроля и стимулирования, такие как оценка работы, бюджетирование на нулевом базисе и целевое управление. Более подробно данные методы будут  рассмотрены в главе 8. 

б) Центр нормативных  затрат - это подразделение, в котором  руководитель ответственен за достижение нормативного (планового) уровня затрат по выпуску продукции, работ, услуг. Нормативы, как правило, охватывают сферы прямых затрат труда, прямых затрат сырья и материалов и переменные накладные расходы. Эффективность  деятельности такого подразделения  измеряется размером позитивных или  негативных отклонений фактического уровня затрат от планового (нормативного). Как правило, это наиболее подходящая схема для производственных подразделений (цехов). Специфическим центром нормативных затрат является служба снабжения, которая контролирует заготовительные цены в рамках установленного физического объема и структуры закупок. 

в) Центр доходов - это подразделения, руководители которых  в рамках выделенного бюджета  ответственны за максимизацию дохода от продаж. При этом, как правило, они не имеют полномочий ни по дополнительному (сверх бюджета) расходу средств для привлечения дополнительных ресурсов, ни по варьированию ценами реализации с целью максимизации прибыли. Типичным примером подобного центра ответственности на предприятии является служба маркетинга и сбыта. 

г) Центр прибыли - этот центр ответственности отличается от предыдущего расширением полномочий руководителя. Здесь он имеет право  варьировать затратами и ценами реализации с целью максимизации прибыли от операций. Примером такого рода центра ответственности может  служить хозрасчетное производственное подразделение, выделенное на отдельный  баланс. Однако здесь в полномочия менеджера еще не включаются решения  в области капитальных затрат (инвестиций). 

д) Центр инвестиций - здесь, в добавление к предыдущему  пункту, при оценке эффективности  управления затратами включается процент  на задействованный капитал. Центры инвестиций имеют право определять политику в сфере капитальных  и долгосрочных финансовых вложений в достаточно широких пределах. 

В реальной практике работы предприятий часто встречаются  подразделения со статусом смешанного центра ответственности, которые сочетают в себе признаки двух или нескольких классических центров ответственности. Чаще всего данная методика управления затратами применяется на крупных предприятиях. Необходимым условием для его успешного функционирования является наличие эффективной системы материального стимулирования. 

3.2. Классификация  центров ответственности по функциональному  принципу 

Центры ответственности  по функциональному принципу подразделения  концентрируются на основные, затраты  которых можно непосредственно  перенести на производимую продукцию, и вспомогательные. В рамках данной классификации можно выделить следующие  центры ответственности: обслуживающие; материальные; производственные; управленческие; сбытовые. 

Обслуживающие центры ответственности оказывают  услуги другим центрам ответственности  внутри предприятия (котельная, электрическая  подстанция, столовая и т. д.). Как  правило, они являются вспомогательными. 

Материальные  центры ответственности служат для  заготовки и хранения материалов (отдел снабжения, склады). Такие  центры ответственности могут быть как основными, в этом случае при  высокой детализации учета их затраты можно будет отнести  на конкретный вид продукции, так  и вспомогательными. 

Производственные  центры ответственности - подразделения  основного (основные центры ответственности) и вспомогательного (вспомогательные  центры ответственности) производств. 

Управленческие  центры ответственности - бухгалтерия, планово-экономический одел, юридический  отдел и другие службы управления предприятием. Такие центры ответственности  чаще всего относятся к вспомогательным. 

Сбытовые центры ответственности являются основными  и занимаются реализацией готовой  продукции (подразделения маркетинга и сбыта). 

Деление центров  ответственности по функциональному  принципу можно продолжить далее, разделив функциональные центры по принципу сходства структуры затрат. В этом случае появляется дополнительная возможность  работать с одинаковыми нормативами, калькуляциями затрат, «по, в свою очередь, облегчает процесс управления затратами (рис. 3.1). 

субъект имеет  несколько складов в различных  концах города, и концентрация информации о затратах в рамках одного функционального  центра ответственности приведет к  росту затрат на формирование управленческой информации. В этом случае для удобства управления целесообразно данное функциональное направление разделить на отдельные  центры ответственности. 

  

3.3.Классификация  центров ответственности по территориальному  принципу 

Еще одним вариантом  классификации центров ответственности  может явиться их разделение по территориальному признаку. Как правило, данная классификация  дополняет разделение центров ответственности  по функциональному принципу. В этом случае возможны два варианта разделения: 

1. В рамках  одного центра ответственности  объединены несколько бизнес - функций  хозяйствующего субъекта (рис. 3.2). Например, хозяйствующий субъект имеет  несколько филиалов в разных  регионах, выполняющих одни и  те же бизнес-функции (маркетинговую,  рекламную, сбытовую, составление  договоров). Сами по себе филиалы  небольшие, и делить их на более мелкие центры ответственности нецелесообразно. Каждый из филиалов становится единым центром ответственности, объединяющим сразу несколько бизнес-функций. 

  

Рисунок. 3.2 

2. Одно функциональное  направление деятельности подразделяется  на несколько центров ответственности  (рис. 3.3). Например, хозяйствующий 

  

Рисунок. 3.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

эССЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ 

     под центром ответственности в управленческом учете понимается область, сфера, вид  деятельности, во главе которых находится  ответственное лицо, имеющие права  и возможности принимать и  осуществлять решения. Каждый центр  ответственности может состоять из нескольких мест возникновения затрат и кроме того осуществлять расходы  не имеющие как токового места  возникновения расходов

     При использовании центров ответственности  в общей структуре организации  происходит разделение по основным функциям, полномочиям, правам и обязанностям, закрепленным за руководителями для  осуществления эффективной финансовой деятельности предприятия. Центры ответственности  предназначены для рационального  управления предприятием, т.к по истечению очередного производственного цикла можно было сопоставить данные по производству, реализации, снабжению, доходов, расходов, инвестиции и т.д. с отчетными данными, которые нужны были для осуществления учета, контроля и анализа,  над использованием материалов, изменения расходов, качества и правильности выполнения заданий, возложенные на плечи какого–либо участка, места, центра.

     Центры  ответственности можно классифицировать:

     1. По объему полномочий и обязанностей  менеджеров.

     2. По функциям, выполняемым каждым  центром.

  1. По первому классификационному признаку можно выделить такие центры ответственности:
  • Текущих затрат
  • Прибыли
  • Инвестиции
  • Продаж

Центр ответственности  за снабжение контролирует не только затраты на приобретение и заготовление товарно-материальных ценностей но и величину материальных запасов, эффективную  работу складского хозяйства, качество материальных ресурсов, показатели объемов  деятельности и величину соответствующих  затрат. 

Центр ответственности  за производство это подразделение  где руководители контролируют непосредственно  изготовление продукции, выполнение работы, оказазание услуг. Эти центры представляют собой совокупность мест затрат различного уровня, обобщающих расходы на эксплуатацию крупных агрегатов, технологических линии, групп оборудования внутри цеха, затраты отдельных цехов основного и вспомогательного производства и предприятия в целом.

Центр ответственности  за сбыт это подразделение руководитель, которого несет ответственность  за реализацию продукции, величину расходов на продажу, маркетинговые исследования ниши рынка.

Центр ответственности  по оказанию услуг производству это  подразделение руководитель, которого отвечает за качество и количество дополнительных услуг, необходимых  для осуществления основной деятельности предприятия. К ним относятся  ремонтный цех, автопарк и т.д.

Информация о работе Контроллинг