Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:08, контрольная работа
Тема «Контроллинг в России» актуальна, т. к. контроллинг представляет собой совокупность методов оперативного и стратегического управления: учета, планирования, анализа и контроля, объединяемых на качественно новом этапе развития рыночных отношений в единую систему, функционирование которой подчинено определенной цели.
Контроллинг – это инструмент планирования, учета, анализа состояния дел на предприятии, используемый для принятия решений на базе компьютеризированной системы сбора и обработки информации; это система непрерывной оценки разных сторон деятельности компании, ее подразделений, руководителей, сотрудников, охватывающая учет, анализ, контроль как интегральную функцию. В современных экономических условиях формирования рыночной экономики России применение прогрессивных технологий и инструментов управления повышает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отечественных предприятий. Данное обстоятельство требует:
Введение 3
1 Контроллинг 4
1.1 Что такое контроллинг 4
1.2 Внедрение контроллинга 5
2 Опыт Европы 7
3 Контроллинг в России 9
3.1 Российские трудности 9
3.2 Контролеры 10
3.3 Этапы внедрения контроллинга 11
Заключение 13
Библиография 15
Введение
Тема «Контроллинг в России» актуальна, т. к. контроллинг представляет собой совокупность методов оперативного и стратегического управления: учета, планирования, анализа и контроля, объединяемых на качественно новом этапе развития рыночных отношений в единую систему, функционирование которой подчинено определенной цели.
Контроллинг – это инструмент планирования, учета, анализа состояния дел на предприятии, используемый для принятия решений на базе компьютеризированной системы сбора и обработки информации; это система непрерывной оценки разных сторон деятельности компании, ее подразделений, руководителей, сотрудников, охватывающая учет, анализ, контроль как интегральную функцию. В современных экономических условиях формирования рыночной экономики России применение прогрессивных технологий и инструментов управления повышает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отечественных предприятий. Данное обстоятельство требует:
во-первых, роста уровня знаний специалистов организации и активизации их интуитивного и логического сознания, что позволит повысить гибкость системы управления при достижении целей предприятия;
во-вторых, формирования системы контроллинга, которая станет основой своевременного совершенствования информационного и методического обеспечения менеджмента организации и снизит вероятность возникновения «разрывов» между потребностями внешней среды и возможностями их удовлетворения предприятием;
в-третьих, создания инструментов
в области прогнозирования
Цель этой работы заключается в анализе контроллинга России.
Для достижения поставленной цели следует рассмотреть следующие задачи:
1 выяснить, что такое контроллинг;
2 ознакомиться с опытом Европы;
3 рассмотреть контроллинг в России.
1 Контроллинг
1.1 Что такое контроллинг
Слово контроллинг произошло от английского «to control» – контролировать, управлять, которое, в свою очередь, происходит от французского слова, означающего реестр, проверочный список. Управленческий учет и составляет основу контроллинга .
Контроллинг как
сложная и многогранная
В научной литературе существует множество различных определений контроллинга, отличающихся, в основном, подходами, используемыми в его изучении.
Изначально под контроллингом понималась совокупность задач, решаемых в сфере учета и финансов, а контроллером выступал главный бухгалтер. В дальнейшем это понятие стало трактоваться шире. К функциям котроллинга стали относить финансовый контроль и оптимизацию использования финансовых средств и источников для достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия (в экономическом смысле контроллинг – это система управления прибылью).
В значительной мере на развитие
контроллинга и его внедрение
на предприятиях оказал влияние мировой
экономический кризис. Годы депрессии
привели к осознанию того, что
успешное руководство неизбежно
связано с внутрифирменным
В настоящее время контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед менеджментом предприятия. Для этого контроллинг использует комплекс инструментов, табл 1.
Задачи |
Инструментарий |
Анализ, планирование |
- бенчмаркинг (анализ и сравнение с конкурентами); - сценарный анализ ( разработка сценариев развития). |
Планирование проекта, нового продуктового прортфеля |
- стоимостный анализ; - анализ затрат и результатов; - калькуляция проектов,
продукции, анализ цеховых - расчеты эффективности/ |
Планирование функциональных областей деятельности |
- анализ накладных расходов; - бюджетирование (на нулевой базе); - калькулирование и анализ затрат и результатов; - учет затрат по местам их возникновения; - расчеты эффективности/ |
Планирование производственной программы (стратегическое и опреративное) |
- портфельный анализ; - анализ точки безубыточности; - анализ затрат и результатов; - расчеты эффективности/ - линейное программирование. |
1.2 Внедрение контроллинга
Вопросы организации контроллинга должны решаться индивидуально для каждого предприятия с учетом специфики его деятельности. Однако, говоря о наиболее общих требованиях и подходах, существующих в настоящее время в России и за рубежом, можно выделить основные.
Первый подход – это создание собственного подразделения контроллинга. Данный вариант обладает следующими преимуществами:
– сотрудники компании хорошо знакомы с внутренней организацией компании и отраслевыми особенностями бизнеса;
– полученные навыки и опыт остаются внутри компании;
– руководство компании может использовать отдел как «площадку» для профессионального роста и карьерного развития будущих управленческих кадров.
Второй способ – это использовать аутсорсинг (outsourcing – в пер. с англ. – выполнение всех или части функций по управлению организацией сторонними специалистами), то есть полностью или частично передать функции контроллинга специализированной компании или внешнему консультанту.
Наконец, третий вариант – косорсинг. Он заключается в том, чтобы создать органы контроллинга в рамках компании, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта.
Не всем предприятиям, как считают эксперты, целесообразно создавать собственное подразделение контроллинга. Потенциальные преимущества использования аутсорсинга и косорсинга включают:
– возможность использовать услуги экспертов в различных областях;
– доступ к высокопрофессиональным управленческим кадрам;
– гибкость в вопросе привлечения ресурсов (например, при внедрении новой системы не придется расширять штат менеджеров или отвлекать ресурсы от выполнения других проектов);
– доступ к передовым
технологиям и методикам
К аутсорсингу и косорсингу прибегают различные организации. Это могут быть как небольшие фирмы, к примеру, малые и средние предприятия, у которых нет достаточных финансовых ресурсов для создания собственного подразделения, так и крупные компании.
2 Опыт Европы
В Европу контроллинг пришел из США в послевоенный период в рамках американской экономической экспансии, и в современном понимании, как концепция управления, получил наибольшее развитие в Германии.
Последующее развитие контроллинга носило двойной характер, что проявилось в становлении двух независимых направлений контроллинга : англо-саксонского (американского) и европейского (немецкого). Между этими подходами существуют отличия не только концептуального, но и терминологического характера — в англо-саксонской практике применяется понятие «управленческий учет» (management accounting), а « контроллинг » практически не применяется, хотя специалистов, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, называют контроллерами.
В Германии определенный подход к контроллингу начал формироваться с середины 50-х годов прошлого столетия. Разработка идеи контроллинга основывалась на практике его применения в дочерних финансовых учреждениях американских корпораций. Впервые годы к контроллингу немцы относились критически. В немалой степени это было связано с его неправильным пониманием или неточной интерпретацией. В частности, контроллинг отождествляли с контролем, а полномочия контролера преувеличивались и расценивались как угроза для менеджеров. Со временем, апробировав на практике идеи контроллинга, его стали воспринимать положительно, и возобладала мысль о возможности и необходимости перенесения этих идей в практику хозяйственных отношений Германии.
Больший интерес к контроллингу традиционно проявляют крупные компании, что вполне понятно. По мере роста компании внутрифирменная прозрачность обычно пропадает, а желание держать руку на пульсе остается. Крупные компании могут себе позволить финансировать внедрение новых управленческих технологий, ведь если хотя бы одна из этих технологий «выстрелит», эффект от ее внедрения покроет затраты на все прочие «новинки». Малые и средние компании бюджетами на рискованные проекты, как правило, не располагают и дожидаются результатов внедрения новых идей в крупном бизнесе.
Что касается отраслей бизнеса, то первыми интерес к контроллингу проявили производственные компании. Это связано с острой ценовой конкуренцией в большинстве производственных отраслей, постоянным обновлением технологий, сокращением жизненных циклов продуктов и ростом косвенных затрат. Все эти факторы заставляют непрерывно искать внутренние резервы для повышения эффективности деятельности компании.
Однако обострение конкуренции и динамичность внешней среды послужили причинами внедрения контроллинга и в торговых компаниях, и в сфере услуг. В последние годы контроллинг активно внедряется в практику работы компаний так называемого некоммерческого сектора — больниц, государственных учреждений, коммунальных служб, армии и даже футбольных клубов, что свидетельствует о значимости контроллинга для любой современной компании.
В России эта технология управления начала внедряться несколько лет назад, но уже целый ряд компаний успешно ее применяют. Однако внедрение контроллинга на российской почве имеет свои сложности.
3 Контроллинг в России
3.1 Российские трудности
В отличие от европейских компаний, в большинстве российских фирм управленческий учет в крайне незначительной степени пересекается с бухгалтерским. Это объясняется большой долей «серых» операций, вызванных бюрократизацией и налоговой политикой государства, а также стремлением компаний минимизировать налоги. Для внедрения контроллинга российским предприятиям приходится объединять в одной системе учета прежде строго дифференцированную информацию о «белых» и «серых» операциях, что создает дополнительную нагрузку и может потребовать расширения штата бухгалтеров.
И без контроллинга в среднестатистической российской компании ведется, как минимум, два учета — бухгалтерский и управленческий. Бухгалтерский учет связан со сбором и обработкой информации для предоставления ее внешним контролирующим и проверяющим госорганам, а управленческий строится в соответствии с принципами здравой экономической логики и дает понимание того, что на самом деле происходит в компании. Такие аспекты, как самостоятельная оценка сомнительной дебиторской задолженности и неликвидов на складе или расчет упущенной выгоды, чрезвычайно актуальные для большинства отечественных компаний, в бухгалтерском учете не отражаются.
Чрезвычайно осложняют контроллинг российские нормы бухучета и разнообразные ограничения. Регулирование бизнеса направлено в основном на то, чтобы заставить компании платить больше налогов. Закон лимитирует представительские и рекламные расходы, расходы на консалтинговые услуги. Если расходы компании превышают установленные законом нормы, она обязана покрывать их из чистой прибыли, то есть из прибыли после уплаты налогов.
Многие отечественные компании все еще переживают период бурного роста, и контроллинг для них пока не актуален. В таких фирмах еще не наступила стадия поиска внутренних резервов, этап «выжимания капель воды из чуть влажного полотенца». Но в тех компаниях, которые уже вступили в более спокойную фазу развития, стандартные программы по «наведению порядка», как правило, начинаются с постановки управленческого учета и бюджетирования, причем во многих случаях — практически с нуля. Чаще всего это определяется желанием руководства или учредителей.