Контроллинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:45, реферат

Краткое описание

Контроллинг - это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.

Оглавление

Введение 3
Служба контроллинга 4
Сущность банковского контроллинга и его отличия от контроля 7
Контроллинг как мировоззрение 11
Цели и функции контроллинга 12
Контроллеры 16
Основные этапы контроллинга 17
Концепции контроллинга 19
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

контроллинг.docx

— 34.51 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Служба контроллинга 4

Сущность банковского контроллинга и его отличия от контроля 7

Контроллинг как мировоззрение 11

Цели и функции контроллинга 12

Контроллеры 16

Основные этапы контроллинга 17

Концепции контроллинга 19

Заключение 25

Список литературы 26 
 

 

Введение

 

     Контроллинг - это система управления достижением  конечных целей фирмы. Тот, кто впервые  слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов  и проблем. В большинстве случаев  речь идет также о том, чтобы найти  виновных.

     Контроллинг - это управление будущим для обеспечения  длительного функционирования предприятия  и его структурных подразделений.

     Служба  контроллинга стремится так управлять  процессами текущего анализа и регулирования  плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить  или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так  и в будущем.

     Система контроллинга целесообразна в тех  случаях, когда функции управления предприятием делегированы его отделам  и службам. В этом случае он поможет  им в достижении максимально возможного общего положительного результата деятельности. В этом смысле контроллинг, как наука  об успешном управлении предприятием, является инструментарием рыночной экономики, при которой снижается  необходимость в централизованном администрировании

 

Служба  контроллинга

 

     В принципе все работники могут  быть привлечены и к контролю за реализацией стратегии. Контроль может  осуществляться в форме общих  собраний коллектива, заседаний фокус-групп  и т.д. Наряду с этим начиная с 70-х годов в структуре управления фирм и банков в развитых странах  для этой цели стали создаваться  специальные управленческие структуры, получившие название службы контроллинга.

     Контроллинг - это концепция менеджмента, направленная на координацию и контроль всех видов  деятельности банка (управленческой, производственной, сбытовой и т.д.) с целью успешного  достижения стратегических целей. Иными  словами, контроллинг - это руководящая  концепция эффективного управления банком и обеспечения его долгосрочного  существования.

     Служба  контроллинга выполняет  следующие функции:

     • контроль за слаженностью функционирования всех подразделений банка на основе сбора и анализа всевозможной информации (не только экономического, но и технического характера). Контроллер должен быть, по образному выражению  немецких экономистов, самым информированным  человеком в организации;

     • помощь руководителям разных уровней  управления, выражающаяся в поддержке  планирования, консультировании по всем управленческим вопросам, содействии в решении и выявлении проблем.

     Контроллера можно сравнить с лоцманом на корабле. Высшее руководство банка определяет "пункт назначения корабля" (конечные цели), маркетолог "прокладывает курс" (определяет пути реализации стратегии), а контроллер "ведет корабль  по этому курсу" (осуществляет контроль и корректировку стратегии).

     Контроллер  выполняет весьма сложные и ответственные  задачи, поэтому и требования к  уровню подготовки контроллера устанавливаются  весьма высокие. Как отмечает видный немецкий специалист в области контроллинга Э. Майер, контроллер - это тот, кто  больше других учится, умеет, знает, системно мыслит и действует в гармонии с окружающей средой, ориентируясь на поставленные цели и на будущее, чтобы успешно управлять предприятием. Основной принцип контроллинга: "Сегодня  делать то, о чем другие завтра только будут думать".

     Таким образом, обострение конкурентной борьбы, необходимость разработки и осуществления  конкурентной стратегии привели  к существенным изменениям в сфере  банковского управления - к появлению  сначала маркетинга, а затем - контроллинга. Сейчас в ведущих банках маркетинг  и контроллинг всегда действуют "в единой связке".

     Однако  было бы ошибкой полагать, что организационное  обеспечение банковской стратегии  и политики ограничивается созданием  службы маркетинга и контроллинга. Как показывает практика, для успешной реализации стратегии могут потребоваться изменения в банковской организационной структуре в целом.

 

Сущность  банковского контроллинга и его отличия  от контроля

 

     Было  бы слишком упрощенно понимать под  контроллингом внутренний контроль. Интегрированный в систему кредитного риск-менеджмента, контроллинг, несомненно, предполагает аудит, корректировку  кредитных рисков, мониторинг поведенческих  характеристик открытых рисковых кредитных  позиций, управленческий учет и контроль. Однако ни одна из перечисленных составляющих не охватывает в полной мере понятие "контроллинг".

     Контроль  как понятие в отличие от контроллинга трактуется в контексте надзора, наблюдения с целью проверки, ревизии. В данном понятии отсутствует  творческое начало, динамика и делается акцент на фиксацию фактов нарушений  определенного вида и свойства. "Лингвистические  джунгли" контроллинга раскрываются в Новейшем словаре иностранных  слов и выражений: "Под контроллингом (англ. controlling) понимается систематический  управленческий контроль, отслеживание хода выполнения поставленных задач  с одновременной коррекцией работы; осуществляется на основе соблюдения установленных стандартов и нормативов, постоянного регулирования и  мониторинга как важнейшая задача экономического управления".

     Международная ассоциация контроллеров определяет данное понятие как "Контроллинг - сопроводительный производственный сервис для руководства  по целеориентированному планированию и управлению". Контроллинг охватывает поддержку принятия управленческих решений и обеспечение адаптации банковских инноваций, новых финансовых инструментов и инновационных банковских продуктов к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения. Иными словами, в ареал контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации.

     Уже в общих определениях контроллинга есть ссылка на действия, связанные  с наблюдением, выявлением слабых мест и их коррекцией, совершенствованием механизма управления, процедур принятия решений, обоснования и достижения поставленных целевых установок.

     В отличие от обычного контроля, контроллинг, гармонично встраиваясь в систему  кредитного риск-менеджмента охватывает:

     стратегическое  планирование деятельности банка (определение  целей, обоснование направлений  развития);

     портфельный подход при оценке текущего состояния  открытых рисковых кредитных позиций (анализ ситуации);

     реинжиниринг  банковских бизнес-процессов;

     усовершенствование  системы отчетности и учета затрат;

     корректировку мер управленческого воздействия  на кредитные риски.

     Функциональные  установки отделов банковского  контроллинга за рубежом распространяются на следующие направления банковской деятельности: бюджетирование; стратегическое и оперативное планирование; внутренний отчет; инвестиционные расчеты; внутренний и внешний учет; управление ликвидностью; внешний отчет; налоговое планирование и управление; управление дебиторской задолженностью; страхование; внутренний аудит; информационную обработку.

     Недавние  исследования выявили следующие  функции контроллера в США:

     регулярный  ежемесячный финансовый менеджмент и внешняя отчетность в соответствии с законодательством;

     процесс бюджетирования, соответствующая отчетность и анализ;

     создание  среды финансового контроля и  налоговой отчетности;

     чисто финансовая деятельность: счета к  уплате, фиксированные активы, общий  бухучет и т.д.

     Следовательно, контроллинг в системе кредитного риск-менеджмента проявляется посредством  постоянного, стандартизированного анализа  и регулирования ситуаций и отклонений в поведенческих характеристиках  открытых рисковых кредитных позиций, базирующегося на концепции интегрированного менеджмента. Встроенный в кредитный  риск-менеджмент контроллинг в качестве "второго фронта" управления кредитными рисками выступает гарантом информационного, аналитического и методического  обеспечения управленческих решений  в сфере реализации кредитных  рисков, представляет регламентированный процесс, посредством которого контролируются и корректируются (регулируются) открытые рисковые кредитные позиции банка, обеспечивая их соответствие целям, планам и нормативным показателям.

 

Контроллинг как мировоззрение

 

     В понятии "контроллинг" можно выделить две составляющие: мировоззренческую  и функциональную.

     Первая  из них заключается в том, что  в системе кредитного риск-менеджмента  контроллинг играет роль системного мышления, управленческого мировоззрения, нацеленного на поиск оптимума между  конкурирующими характеристиками: риском и доходностью в рамках достижения заданных результатов управления кредитными рисками в долгосрочной перспективе. Главная аксиома риск-контроллинга с этой позиции: менеджмент обеспечения  роста доходности банка не должен превышать допустимые для конкретных условий уровни рисков.

     В функциональном аспекте контроллинг  является интегрированной, целенаправленной системой информационно-аналитической  и методической поддержки руководителей  банковских подразделений в процессе планирования, идентификации, оценки, анализа и принятия управленческих решений по всем открытым рисковым кредитным позициям.

 

Цели  и функции контроллинга

 

     Банковский  контроллинг - это незаменимый компонент  кредитного риск-менеджмента, помогающий "обуздать" риски. Основная задача риск-контроллинга заключается в  системно-интегрированной информационной, аналитической, инструментальной и  методической поддержке кредитного риск-менеджмента на этапах стратегического  планирования, идентификации, оценки, управленческого воздействия, аудита и корректировки кредитных рисков.

     В рамках кредитного риск-менеджмента  контроллинг призван решать следующие  целевые установки:

     ориентацию  на достижение успеха (прибыли, не стоимостных  форм выгоды от кредитной деятельности) в рамках допустимого уровня кредитного риска и допустимого уровня интеграции многочисленных аспектов управления банковскими  бизнес-процессами;

     координацию кредитного риск-менеджмента; поддержку  решений управленческого воздействия  на кредитные риски;

     адаптацию к информационным потребностям должностных  лиц;

     обеспечение рациональных решений.

     Контроллинг в банке выполняет системную  функцию, позволяя интегрировать и  координировать процессы банковского  менеджмента, в том числе и  кредитного риск-менеджмента. Координация  состоит в согласовании взаимосвязей между элементами системы "банк" и призвана обеспечить обратную связь в контуре регулирования.

Информация о работе Контроллинг