Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:45, реферат
Контроллинг - это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.
Введение 3
Служба контроллинга 4
Сущность банковского контроллинга и его отличия от контроля 7
Контроллинг как мировоззрение 11
Цели и функции контроллинга 12
Контроллеры 16
Основные этапы контроллинга 17
Концепции контроллинга 19
Заключение 25
Список литературы 26
Оглавление
Введение 3
Служба контроллинга 4
Сущность банковского контроллинга и его отличия от контроля 7
Контроллинг как мировоззрение 11
Цели и функции контроллинга 12
Контроллеры 16
Основные этапы контроллинга 17
Концепции контроллинга 19
Заключение 25
Список 
литературы 26 
 
 
Контроллинг - это система управления достижением конечных целей фирмы. Тот, кто впервые слышит слово “контроллинг”, обычно связывает его с понятием контроля. Однако, это нечто отличное и даже несколько противоположное ему. Контроль направлен в прошлое, на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных.
     Контроллинг 
- это управление будущим для обеспечения 
длительного функционирования предприятия 
и его структурных 
Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.
     Система 
контроллинга целесообразна в тех 
случаях, когда функции управления 
предприятием делегированы его отделам 
и службам. В этом случае он поможет 
им в достижении максимально возможного 
общего положительного результата деятельности. 
В этом смысле контроллинг, как наука 
об успешном управлении предприятием, 
является инструментарием рыночной 
экономики, при которой снижается 
необходимость в 
 
     В 
принципе все работники могут 
быть привлечены и к контролю за 
реализацией стратегии. Контроль может 
осуществляться в форме общих 
собраний коллектива, заседаний фокус-групп 
и т.д. Наряду с этим начиная с 
70-х годов в структуре 
     Контроллинг 
- это концепция менеджмента, направленная 
на координацию и контроль всех видов 
деятельности банка (управленческой, производственной, 
сбытовой и т.д.) с целью успешного 
достижения стратегических целей. Иными 
словами, контроллинг - это руководящая 
концепция эффективного управления 
банком и обеспечения его 
Служба контроллинга выполняет следующие функции:
• контроль за слаженностью функционирования всех подразделений банка на основе сбора и анализа всевозможной информации (не только экономического, но и технического характера). Контроллер должен быть, по образному выражению немецких экономистов, самым информированным человеком в организации;
• помощь руководителям разных уровней управления, выражающаяся в поддержке планирования, консультировании по всем управленческим вопросам, содействии в решении и выявлении проблем.
Контроллера можно сравнить с лоцманом на корабле. Высшее руководство банка определяет "пункт назначения корабля" (конечные цели), маркетолог "прокладывает курс" (определяет пути реализации стратегии), а контроллер "ведет корабль по этому курсу" (осуществляет контроль и корректировку стратегии).
     Контроллер 
выполняет весьма сложные и ответственные 
задачи, поэтому и требования к 
уровню подготовки контроллера устанавливаются 
весьма высокие. Как отмечает видный 
немецкий специалист в области контроллинга 
Э. Майер, контроллер - это тот, кто 
больше других учится, умеет, знает, системно 
мыслит и действует в гармонии 
с окружающей средой, ориентируясь 
на поставленные цели и на будущее, 
чтобы успешно управлять 
Таким образом, обострение конкурентной борьбы, необходимость разработки и осуществления конкурентной стратегии привели к существенным изменениям в сфере банковского управления - к появлению сначала маркетинга, а затем - контроллинга. Сейчас в ведущих банках маркетинг и контроллинг всегда действуют "в единой связке".
Однако было бы ошибкой полагать, что организационное обеспечение банковской стратегии и политики ограничивается созданием службы маркетинга и контроллинга. Как показывает практика, для успешной реализации стратегии могут потребоваться изменения в банковской организационной структуре в целом.
 
     Было 
бы слишком упрощенно понимать под 
контроллингом внутренний контроль. 
Интегрированный в систему 
     Контроль 
как понятие в отличие от контроллинга 
трактуется в контексте надзора, 
наблюдения с целью проверки, ревизии. 
В данном понятии отсутствует 
творческое начало, динамика и делается 
акцент на фиксацию фактов нарушений 
определенного вида и свойства. "Лингвистические 
джунгли" контроллинга раскрываются 
в Новейшем словаре иностранных 
слов и выражений: "Под контроллингом 
(англ. controlling) понимается систематический 
управленческий контроль, отслеживание 
хода выполнения поставленных задач 
с одновременной коррекцией работы; 
осуществляется на основе соблюдения 
установленных стандартов и нормативов, 
постоянного регулирования и 
мониторинга как важнейшая 
Международная ассоциация контроллеров определяет данное понятие как "Контроллинг - сопроводительный производственный сервис для руководства по целеориентированному планированию и управлению". Контроллинг охватывает поддержку принятия управленческих решений и обеспечение адаптации банковских инноваций, новых финансовых инструментов и инновационных банковских продуктов к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения. Иными словами, в ареал контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации.
Уже в общих определениях контроллинга есть ссылка на действия, связанные с наблюдением, выявлением слабых мест и их коррекцией, совершенствованием механизма управления, процедур принятия решений, обоснования и достижения поставленных целевых установок.
В отличие от обычного контроля, контроллинг, гармонично встраиваясь в систему кредитного риск-менеджмента охватывает:
стратегическое планирование деятельности банка (определение целей, обоснование направлений развития);
портфельный подход при оценке текущего состояния открытых рисковых кредитных позиций (анализ ситуации);
реинжиниринг банковских бизнес-процессов;
усовершенствование системы отчетности и учета затрат;
     корректировку 
мер управленческого 
     Функциональные 
установки отделов банковского 
контроллинга за рубежом распространяются 
на следующие направления 
Недавние исследования выявили следующие функции контроллера в США:
регулярный ежемесячный финансовый менеджмент и внешняя отчетность в соответствии с законодательством;
процесс бюджетирования, соответствующая отчетность и анализ;
создание среды финансового контроля и налоговой отчетности;
чисто финансовая деятельность: счета к уплате, фиксированные активы, общий бухучет и т.д.
     Следовательно, 
контроллинг в системе 
 
В понятии "контроллинг" можно выделить две составляющие: мировоззренческую и функциональную.
     Первая 
из них заключается в том, что 
в системе кредитного риск-менеджмента 
контроллинг играет роль системного 
мышления, управленческого мировоззрения, 
нацеленного на поиск оптимума между 
конкурирующими характеристиками: риском 
и доходностью в рамках достижения 
заданных результатов управления кредитными 
рисками в долгосрочной перспективе. 
Главная аксиома риск-
В функциональном аспекте контроллинг является интегрированной, целенаправленной системой информационно-аналитической и методической поддержки руководителей банковских подразделений в процессе планирования, идентификации, оценки, анализа и принятия управленческих решений по всем открытым рисковым кредитным позициям.
 
     Банковский 
контроллинг - это незаменимый компонент 
кредитного риск-менеджмента, помогающий 
"обуздать" риски. Основная задача 
риск-контроллинга заключается в 
системно-интегрированной 
В рамках кредитного риск-менеджмента контроллинг призван решать следующие целевые установки:
ориентацию на достижение успеха (прибыли, не стоимостных форм выгоды от кредитной деятельности) в рамках допустимого уровня кредитного риска и допустимого уровня интеграции многочисленных аспектов управления банковскими бизнес-процессами;
     координацию 
кредитного риск-менеджмента; поддержку 
решений управленческого 
адаптацию к информационным потребностям должностных лиц;
обеспечение рациональных решений.
Контроллинг в банке выполняет системную функцию, позволяя интегрировать и координировать процессы банковского менеджмента, в том числе и кредитного риск-менеджмента. Координация состоит в согласовании взаимосвязей между элементами системы "банк" и призвана обеспечить обратную связь в контуре регулирования.