Виды контроллинга персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

Контроллинг персонала – современная концепция управления персоналом, стремящаяся соответствовать новой, резко возросшей в последнее время вследствие многочисленных изменений в технологии и обществе роли человеческих ресурсов на фирме. Основная идея контроллинга заключается в распространении его концепции, изначально ориентированной на анализ чисто количественных показателей на сферу управления персоналом и в ее интеграции с ориентированным на качественный анализ контроллингом экономического и социального компонентов эффективности.

В рамках данной работы будут рассмотрены основные виды контроллинга персонала на примере ООО «Оптима».

Оглавление

Введение 3
Сущность и направления анализа в стратегическом и оперативном контроллинге
4
Структура и объекты контроллинга 7
Опережающий контроллинг и обратная связь в управлении персоналом
10
Классификация управленческих решений в контроллинге 15
Управленческий учет как основа контроллинга персонала 17
Заключение 19
Библиографический список 20

Файлы: 1 файл

контроллинг.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

     (учреждение  образования) 
 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     Виды  контроллинга персонала 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Исполнитель

     Проверил 
 

     Город, год 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
  1. Сущность и направления анализа в стратегическом  и оперативном контроллинге
 
4
  1. Структура и объекты контроллинга
7
  1. Опережающий контроллинг и обратная связь в управлении персоналом
 
10
  1. Классификация управленческих решений в контроллинге
15
  1. Управленческий учет как основа контроллинга персонала
17
Заключение 19
Библиографический список 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Ориентация  экономики на рыночные отношения  коренным образом меняет подходы  к решению многих экономических  проблем, и прежде всего тех, которые  связаны с человеком.

     Успех любой компании обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция управления предприятия в корне изменяет выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом в целях повышения эффективности производства как условия конкурентоспособности предприятия.

     Содержание  любой системы контроллинга заключается в ее ориентации на цели, будущее и узкие места. Контроллинг персонала как система представляет собой органическое единство взаимосвязанных элементов (целей, задач, процесса, функций и др.), образующих целостность и качество системы, ориентированной на достижение целей эффективного управления персоналом в условиях меняющейся внешней и внутренней среды.

       Контроллинг персонала – современная  концепция управления персоналом, стремящаяся соответствовать новой,  резко возросшей в последнее  время вследствие многочисленных изменений в технологии и обществе роли человеческих ресурсов на фирме. Основная идея контроллинга заключается в распространении его концепции, изначально ориентированной на анализ чисто количественных показателей на сферу управления персоналом и в ее интеграции с ориентированным на качественный анализ контроллингом экономического и социального компонентов эффективности.

     В рамках данной работы будут рассмотрены  основные виды контроллинга персонала  на примере ООО «Оптима». 

  1. Сущность и направления анализа в стратегическом  и оперативном контроллинге
 

     Стратегический  контроллинг предназначен для обеспечения  координации функций стратегического планирования, контроля и системы информационного обеспечения процесса стратегического планирования и управления на предприятии.

     Главной задачей стратегического контроля является поддержание жизнеспособности стратегического плана. Это предполагает проверку адекватности формулировки стратегии  и методов ее реализации.[2]

     В процессе формирования концептуальных основ стратегического контроля необходимо провести:

     — обоснование и выбор контролируемых параметров, используемых в процессе оценки выбранной стратегии развития предприятия;

     — обоснование системы стандартов (нормативов), применяемых в качестве базы для сравнения;

     — определение фактических значений контролируемых параметров;

     — выявление отклонений и анализ причин, обусловивших возникновение отклонений от выбранной стратегии развития предприятия;

     — разработку системы мероприятий по управлению отклонениями от выбранной стратегии развития предприятия.

     Основная  задача оперативного контроллинга заключается  в оказании помощи управленческим работникам в достижении запланированных целей  функционирования и развития предприятия. Он ориентируется преимущественно на краткосрочный результат и его инструментарий существенно отличается от подходов и методов стратегического контроллинга. Основные отличительные черты систем стратегического и оперативного контроллинга представлены на рис. 1.

     Использование методологии стратегического и  оперативного контроллингов в качестве средства поддержки деятельности управленческих работников позволит значительно повысить эффективность управления функционированием и развитием предприятия.

     

     Рис. 1 - Разграничение сфер стратегического и оперативного контроллинга на предприятии

     Необходимо  отметить, что зарубежный опыт свидетельствует  о том, что предприятия, которые признают важность как стратегического, так и оперативного контроллинга и формируют специальные организационные подразделения, занимающиеся выполнением функций контроллинга, т. е. осуществляют процесс институционализации контроллинга, функционируют наиболее эффективно.[6]

     ООО «Оптима» представляет собой оптово-розничную  торговую компанию. Основная сфера  деятельности – торговля обувью. Большая  часть продукции – обувь белорусских  производителей (она продается как оптом, так и в розницу и составляет порядка 80% всего оборота компании). Оптовое звено обеспечивает около 70% оборота компании, остальное – 2 собственных обувных магазина. В компании работает 22 человека: директор, финансовый директор, экономист, бухгалтерская служба – 3 человека, специалисты по сбыту – 4 человека, специалисты магазинов – 7 человек, технический и обслуживающий персонал (грузчики, водители, уборщики) – 5 чел. Функция кадрового учета и планирования в компании практически не представлена. Решение о приеме на работу специалистов принимает директор компании, серьезной кадровой работы не ведется (осуществляется только формальные процедуры согласно законодательству).

     Функция контроллинга в компании возложена  на финансового директора. Она отвечает за выполнение основных плановых показателей (и их расчет). Функция стратегического контроллинга в ООО «Оптима» не развита. Плановым периодом для компании является календарный год и классические экономические и финансовые показатели. Основная цель компании – получение результатов в текущем периоде времени, т.к. бизнес является отлаженным, а в развитие компания не вкладывает денег.

     На  основании результатов оперативного контроллинга (оформляются в виде ежеквартального отчета) руководство  компании в текущем режиме корректирует работу (объемы закупок, цены, условия расчеты с основными покупателями, проведение акций в магазинах и др.) с целью получения запланированных показателей.

     Планирование  в компании ведется методом «от  достигнутого». За базу берется предыдущий (или несколько предыдущих) лет и на основании прогноза рынка и полученных ранее результатов формируются планы на текущий период.

     Таким образом, функция стратегического  контроллинга в ООО «Оптима» не развита. Основные функции контроллинга возложены  на финансового директора, которая отвечает за исполнение и анализ оперативных показателей. Кадровая работа в компании развита слабо. Основные направления – учет кадров, прием и увольнение. 
 
 
 

  1. Структура и объекты контроллинга
 

     В качестве основных элементов системы контроллинга персонала можно выделить:

     - цели и задачи системы;

     - субъекты и объекты;

     - процесс контроллинга;

     - ресурсы и результаты.

     Главная задача контроллинга персонала – осуществлять постоянную обратную связь между планированием и анализом отклонений от планов. Обычно выделяют следующие основные функции контроллинга персонала:

    • Информационно-обеспечивающая – построение информационной системы, охватывающей все необходимые сведения: производительность, затраты на персонал и т. д. Эта функция реализуется, как правило, посредством создания на предприятии базы данных персонала, с возможностью формирования отчетов.
    • Плановая – получение прогнозной, целевой и нормативной информации, например, определение потребности в сотрудниках (количество, уровень квалификации) для выпуска новой продукции.
    • Управляющая – разработка предложений по устранению негативных тенденций. Например, если возникает отклонение между плановыми и фактическими затратами на обучение на одного работника в год, то служба КП дает рекомендации отделу кадров и финансовому департаменту о корректировке соответствующих планов и бюджетов.
    • Контрольно-аналитическая – измерение степени достижения цели, анализ запланированных и фактических показателей по персоналу. Если отклонения не выходят за рамки интервала, рассчитанного подразделением контроллинга, то управляющие воздействия не нужны. Например, если текучесть кадров остается в пределах допустимых значений (4–5 %), но при этом отмечается тенденция к ее росту, то об этом необходимо сигнализировать управлению кадров.[4, 2]

     Субъектами  контроллинга персонала являются социальные институты, организации, структурные  подразделения и отдельные лица, которые участвуют в управлении персоналом и целенаправленно содействуют повышению эффективности системы управления персоналом. Среди основных субъектов можно назвать госинспекцию труда, работодателя, профсоюз, службу управления персоналом и др. В нашем случае субъектом контроллинга персонала является ООО «Оптима».

     В зависимости от уровня развития организации  и представлений ее руководства  о роли и значении персонала в  ее деятельности в качестве объектов контроллинга можно выделить трудовые процессы, качественные и количественные характеристики персонала, трудовой потенциал, отдельные функции (процессы) управления персоналом, систему управления персоналом, ее ресурсное обеспечение. Кроме того, можно выделить специфические объекты контроллинга, к которым относятся затраты на персонал, затраты на реализацию функций управления персоналом и центры ответственности.

     Рассмотрим  основные объекты контроллинга персонала на примере ООО «Оптима».

     Трудовые  процессы представляют собой сложное  социально-экономическое явление, заключающееся  в воздействии работников с помощью  орудий труда на предметы труда и сопровождающееся расходованием физической и умственной энергии, а также возникающими отношениями по поводу производства и распределения прибавочной стоимости.

     Контроллинг трудовых процессов заключается  в принятии управленческих решений, направленных на повышение эффективности организации труда. Он способствует формулированию требований к работникам, удовлетворяющих настоящим и перспективным потребностям производства товаров и услуг. Этот объект контроллинга персонала требует проведения анализа работ в организации, разделения и кооперации труда, организации рабочих мест и др., изложенных в классических работах по экономике труда и управлению персоналом. Так, для ООО «Оптима» примером контроллинга трудовых процессов может служить остлеживание работы грузчиков, которые около значительную часть рабочего времени заняты сторонними делами (курят, общаются с грузчиками из соседних складов и др.), а фактическая работа строится из-под палки. С целью повышения эффективности и организации труда ООО «Оптима» может выработать ряд мер (запретительных и поощрительных) для стимулирования грузчиков выполнять свои основные обязанности (депремировать за отсутствие на рабочем месте, повышать оклад на 10% некурящим сотрудникам и др).

Информация о работе Виды контроллинга персонала