Конкуретоспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Введение
Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт.
Промышленность - основа экономического потенциала страны.
Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. Промышленная политика Правительства РФ:
разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 84.50 Кб (Скачать)

Введение

Россия - часть мировой  экономики, и это свершившийся факт.

Промышленность - основа экономического потенциала страны.

 Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. Промышленная политика Правительства РФ:

разрабатываемые программы  и законодательные акты, процедуры  государственного регулирования и  мероприятия государственной поддержки  должны быть подчинены главной и  приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом.

Конкурентоспособность российской промышленности - это та идея, которая  может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и  положения в обществе.

Результатом создания конкурентоспособной  промышленности будет:

- Развитие внутреннего рынка и рост ВВП;

- Рост экспорта и валютных поступлений в независимости от состояния

международных сырьевых рынков;

- Стабильные налоговые поступления в бюджет;

- Рациональное использование природных ресурсов, вследствие

обеспечения глубокой переработки  сырья;

- Сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

- Занятость населения;

- Социальная и политическая стабильность;

- Заслуженное положение России на международной арене как великой.

 

 

 

1 Теоретические аспекты  конкурентоспособности предприятия

    1. Понятие «конкурентоспособность предприятия»

 

Наличие конкурирующих предприятий  порождает такое явление в  экономике как конкурентоспособность. Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой  развития общества, повышения качества товаров и уровня жизни населения.

  С экономической точки зрения, конкурентоспособность – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы производителей и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкурентоспособность в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Прибыль побуждает конкурирующие  предприятия развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий.

Черты конкурентных взаимодействий предприятий можно охарактеризовать следующим образом:

- предприятия борются  за более выгодную рыночную  позицию, которая проявляется,  в конечном счете, в стремлении  каждого завоевать свою клиентуру  (наиболее прибыльную рыночную  долю);

- конкурирующие стратегии  предприятий и пути реализации  этих стратегий различны. Предприятия  ограничены, в основном, своими соображениями  о том, что и как на этом  рынке (реакция покупателей и  т.п.), и что вообще юридически  законно (антимонопольное законодательство, разрешающее конкурентные действия  и т.д.);

- время от времени предприятия  обновляют свои стратегии (для  улучшения позиции или с целью  защиты уже завоеванных преимуществ). Продолжительность функционирования  предприятий в рамках любой  стратегии зависит, с одной стороны, от рыночного успеха, (или неудачи), а с другой стороны, от действий предприятий - соперников;

-предприятия стараются  выбирать конкурентные стратегии,  которые не могут быть сымитированы  или обойдены конкурентами;

- межфирменное соперничество  может закончиться успехом или  проигрышем. Стратегический успех  может дать предприятию возможность  контролировать направление действий  рыночных сил или конкурентных  усилий. Стратегические неудачи  могут привести к смене стратегии,  потере рыночной позиции и  даже выходу из отрасли;

-акции и контракции  предприятий - соперников, в конечном  счете, выливаются в создание  новых условий рынка: маркетинговые  стратегии предприятий - соперников в конкурентной борьбе взаимодействуют на рынок, а рынок, в свою очередь, заставляет предприятия принимать такие маркетинговые стратегии, которые могут принести успех в сложившихся условиях.

Часто предприятия, принадлежащие  одной отрасли, находятся в тесной конкурентной борьбе с предприятиями  в других отраслях из - за того, что  их продукция является хорошим заменителем:

- во-первых, цены и доступность товаров - заменителей создают потолок цен для производителя, в то же время, потолок цен ограничивает потенциальную величину прибыли;

- во-вторых, производитель  товара и услуг может выделить  товар/услугу качеством, уменьшением  цены путем сокращения издержек  или другим способом дифференцировать  свой продукт от заменителей,  но чем больше зависят продажи  от изменения цен заменителей,  тем сильнее влияние конкурентных  сил заменителей;

- в-третьих, конкурентоспособность со стороны заменителей зависит от того, насколько легко покупатель может предпочесть заменитель (это зависит от стоимости переключения покупателя на товар-заменитель).

Наиболее часто индикатором  силы конкурентного давления на производителя  со стороны производителей заменителей  является темп прироста продаж.

На современном этапе  мирового развития конкурентоспособность  как движущаяся сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые  пути повышения их качества, снижения цены, повышения качества сервиса. В  связи с дефицитностью ресурсов встает новая проблема – экономия ресурсов у потребителей товаров  за счет упрощения их конструкции  и повышения качества.

Интенсивность конкурентоспособности  может делать ее:

-привлекательной, когда  в данном сегменте субъект  качественнее удовлетворяет свои  потребности или получает прибыли  больше, чем в предыдущем сегменте;

- ожесточенный по отношению  к объекту конкуренции, когда  субъект поглощает, уничтожает  либо изгоняет субъект из данного  сегмента;

- ожесточенный для субъекта  конкуренции, когда объект (конкурент)  поглощает, уничтожает либо изгоняет  из данного сегмента.

Различают формы конкурентоспособности:

-предметная – конкурентоспособность  между товарами одной ассортиментной  группы, между аналогичными объектами,  удовлетворяющими одну и ту  же потребность;

- функциональная- конкурентоспособность  между товарами (объектами) –  заменителями.

Конкурентоспособность предприятия  может происходить на следующих  уровнях:

- местном (в группе, отделе, организации и т.п.);

- региональном (районе, городе, области и т.п.);

- национальном (в стране);

- межнациональном (в нескольких  странах);

- глобальном (в мировом  масштабе, без конкретно определенных  стран).

Главным условием  обеспечения стабильной работы предприятия является формирование коллектива профессионалов своего дела, умеющих качественно работать, желающих постоянно обучаться методам повышения конкурентоспособности управляемых объектов. Если такого обучения нет, то предприятие рано или поздно обанкротится.

В настоящее время в  экономической литературе существует достаточно большое количество определений  конкурентоспособности.

В самом общем смысле под  конкурентоспособностью понимается способность  опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

В литературе, посвященной  данной проблеме, присутствуют три  подхода к определению конкурентоспособности. Первый определяет конкурентоспособность  как состязательность на рынке. Такой  подход характерен для отечественной  литературы. Второй подход рассматривает  конкурентоспособность как элемент  рыночного механизма, который позволяет  уравновесить спрос и предложение. Этот подход определяет конкурентоспособность  как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка, и основывается на современной теории морфологии рынка.

Конкурентоспособность –  это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.  Другими словами - конкурентоспособность  определяет способность выдерживать  конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке.

Европейский форум по проблемам  управления определил, что «конкурентоспособность» - это реальная и потенциальная  возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов». Недостаток этого определения заключается в том, что оно касается только товара и учитывает только ценовые и неценовые характеристики.

Конкурентоспособность предприятия  определяется по отношению к конкретному  рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим  причинам стратегической сегментации  рынка.

На сегодняшний день конкурентоспособность  предприятия можно определить как  состояние, характеризующее реальную и потенциальную возможность  выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия  соперников. По своей сути она остается понятие экономическим, и наиболее правильное ее применение именно к  экономическим объектам.

 

1.2 Факторы, влияющие на  конкурентоспособность предприятия

1.2.1 Факторы внешней среды

 

Под внешней средой организации  понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование.

Анализ внешней среды  представляет собой процесс, посредствам  которого можно контролировать внешние  по отношению к организации факторы, чтобы определить возможность угрозы для фирмы. Он дает организации время  для прогнозирования возможностей, время для составления плана  на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы  раннего предупреждения на случай возможных  угроз и время на разработку стратегий которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонентов:

-  Экономические факторы                                                                                    

Изучение экономических  компонентов макроокружения позволяет  понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких  характеристик, как величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы и т.п. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность  для фирмы. Что для одной организации  представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность.

- Политические факторы

Политическая составляющая внешней среды должна изучаться  в первую очередь для того, чтобы  иметь ясное представление о  намерениях органов государственной  власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых  государство намерено проводить  в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение: какие программы водворяют в  жизнь различные партии, какое  отношение у правительства существует по отношению к различным отраслям экономики и регионам страны и  т.д.

-  Рыночные факторы

Изменчивая рыночная внешняя  среда представляет собой область  постоянного рыночного беспокойства для организации. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, которые могут оказать  непосредственное воздействие на успехи и провалы организации. К этим факторам относятся: изменения демографического условия, жизненные циклы различных  изделий или услуг, легкость проникновения  на рынок, распределение доходов  населения и уровень конкуренции  в отрасли. В целом анализ различных  рыночных факторов дает возможность  руководству уточнить его стратегии  и укрепить позицию фирмы по отношению  к конкурентам.

- Технологические факторы.

Анализ технологии позволяет  своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники  открывает для производства новой  продукции, для усовершенствования производимой продукции и для  модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

- Международные факторы.

Большинство крупных фирм и тысячи мелких компаний действуют  на международном рынке. Руководство  должно постоянно контролировать, оценивать  изменения в этой более широкой  среде. Угрозы и возможности могут  возникнуть в результате легкости доступа  к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей, изменения  валютного курса и политических решений в странах, выступающих  в роли инвестиционных объектов или  рынков. Общефирменная стратегия  или правительственная политика в других странах могут подразумевать  усилия по защите или расширению компаний или отрасли. В свете стратегии, выбранной конкурентами, собственная  стратегия фирмы может быть направлена на укрепление внутреннего рынка, поиск  правительственной защиты против иностранных  конкурентов или на расширение международной  активности для противодействия  стратегиям других компаний.

Информация о работе Конкуретоспособность предприятия