Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:04, курсовая работа
Введение
Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт.
Промышленность - основа экономического потенциала страны.
Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. Промышленная политика Правительства РФ:
разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом.
- Факторы конкуренции.
Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
- Факторы социального поведения.
Эти факторы включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. К некоторым важным в настоящее время факторам относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, изменения социальных установок менеджеров и движения в защиту интересов потребителей. Часто именно социальный фактор создает самые крупные проблемы для организации.
1.2.2 Факторы внутренней среды
Под внутренней средой понимается
хозяйственный организм фирмы, включающий
управленческий механизм, направленный
на оптимизацию научно-
Кадровый срез внутренней
среды охватывает такие процессы,
как: взаимодействие менеджеров и рабочих;
найм, обучение и продвижение кадров;
оценка результатов труда и
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
Финансовый срез включает
в себя процессы, связанные с обеспечением
эффективного использования и движения
денежных средств в организации.
В частности, это поддержание
ликвидности и обеспечение
Внутренняя среда как
бы полностью пронизывается
Организационная культура может
способствовать тому, что организация
выступает сильной, устойчиво выживающей
в конкурентной борьбе структурой.
Но может быть и так, что организационная
культура ослабляет организацию, не
давая ей успешно развиваться
ж в том случае, если она имеет
высокий технико-
1.3 Методы и критерии
оценки конкурентоспособности
Анализ конкурентных позиций
компании занимает одно из ведущих
мест в стратегическом менеджменте,
так как именно на основе этого
анализа принимаются решения
о стратегии компании. Рассмотрим
различные подходы к
Довольно широко признанным
подходом, позволяющим провести совместное
изучение внешней и внутренней среды
является SWOT-анализ. Данный анализ позволяет
разработать перечень стратегических
действий, направленных на усиление конкурентных
позиций предприятия и его
развитие.
При его проведении первоначально выявляются слабые и сильные стороны (streghts и weakness) - это факторы внутренней среды, которые будут способствовать или препятствовать эффективной работе фирмы. На основе данных составляется таблица SWOT (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Общая форма SWOT-анализа
Внутренняя среда |
Сильные стороны … … … |
Слабые стороны … … … |
Внешняя среда |
Возможности … … … |
Угрозы … … … |
После чего следует ответить на вопросы:
- имеет ли компания
какие-либо сильные стороны
- делают ли слабые стороны
фирмы ее уязвимой в
- какие возможности фирма
может использовать со своими
ресурсами и опытом, чтобы реально
рассчитывать на удачу; какие
возможности являются
- каких угроз больше
всего должно опасаться
Также необходимо установить связи между внутренними и внешними сторонами. Для этого составляется матрица SWOT из 4-х полей (см. таблицу 2).
Таблица 2 -Развёрнутая форма SWOT-анализа
Список сильных сторон: … … … |
Список слабых сторон: … … …
| |
Список возможностей:
…
…
… |
Каким образом можно использовать
сильную сторону для развития
бизнеса благодаря Каким образом можно использовать возможность рынка для усиления сильной стороны?
|
Каким образом можно использовать возможности внешней среды для снижения негативного влияния слабых сторон на развитие предприятия? |
Список угроз:
…
…
… |
Каким образом можно использовать сильную сторону для снижения негативного влияния проявления угроз на развитие предприятия? |
(Не заполняется) |
На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.
Вырабатывая стратегии необходимо помнить, что возможности и угрозы могут переходить в противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или, наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.
2 Модель пяти сил конкуренции М. Портера
Фирма, выступающая на рынке,
должна изучить свое конкурентное окружение,
т.е. конкурентные силы, воздействующие
на нее, которые характеризуются
известной моделью движущих сил
конкуренции Майкла Е. Портера. Данная
модель базируется на разработанной
им концепции конкурентной стратегии.
Цель модели Портера - обеспечение оптимального
управления портфелем фирмы и
ее финансами, причем в качестве главного
фактора рассматриваются
Существует понятие «барьер
входа в отрасль», высоту которого
следует учитывать как
Высота барьера определяется следующими факторами:
- Экономикой масштабов. Обычно организации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по сбыту нового продукта в масштабах существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение этими организациями меньшей прибыли, а может быть, и убытки.
- Привычностью марки товара. Потребители конкретных товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок. Новым производителям необходимо сделать свою марку популярной среди новых потребителей.
- Фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль (следование новым стандартам, требованиям дизайна и др.).
- Затратами на новые основные фонды, которые во многих случаях требуется создавать для выпуска нового продукта.
- Доступом к системе товародвижения. Традиционные производители данной отрасли могут создать барьеры для новых производителей на пути их проникновения в функционирующие сбытовые сети. В этом случае новым товаропроизводителям придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат.
-Доступом к отраслевой системе снабжения. В данной области существуют те же барьеры, что и в случае с системой товародвижения.
- Отсутствием опыта производства данного вида продукта, вследствие чего его себестоимость в общем случае выше, чем у традиционных производителей данной отрасли.
- Возможными ответными действиями предприятий отрасли, направленными на защиту своих интересов. Например, отказ в продаже необходимых патентов, лоббирование в правительстве и местных структурах власти своих интересов, в результате чего традиционные производители могут иметь налоговые и другие льготы, а доступ на рынок новых товаропроизводителей будет затруднен.
Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе принципиально новых идей. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта -заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использование нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры и др.
Сила позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли.
Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами:
- Разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг.
- Наличием возможности смены поставщиков.
- Величиной затрат переключения потребителей на использование продукции других поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы.
- Величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков. Большие объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.
Сила позиции покупателей.
Она, как и в предыдущем случае,
во многом определяется типом рынка,
на котором действуют предприятия
отрасли и покупатели их продукции.
Имеются в виду рынки производителя
и покупателя соответственно. Сила
позиции покупателей
- Возможностью переключиться на использование других продуктов.
- Затратами, связанными с этим переключением.
- Объемом закупаемых продуктов.
Рассмотренные выше четыре группы факторов определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес. Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень прибыльности организаций данной отрасли. Исследования, проведенные в указанных направлениях, дадут фирме возможность определить конкурентный «климат», интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов.