Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 08:03, курсовая работа
В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Поэтому в рыночной экономике успех любого предприятия во многом зависит от того, конкурентоспособна ли его продукция (услуга) и какие меры оно принимает для поддержания конкурентоспособности в динамичных условиях рынка.
Введение………………………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ УСЛУГ………………………………………………………………………………………..…..5
1.1 Сущность и особенности конкуренции на рынке услуг…………………………………..5
1.2 Конкурентные стратегии на рынке услуг………………………………………………………………………………………………8
1.3 Конкурентоспособность услуги: сущность и методологические подходы
к оценке………………………………………………………………………………………….14
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ РЕСТОРАНА
«УЛАН- ОДОН»……………………………………………………………………………… 20
2.1 Краткая характеристика деятельности ресторана……………………………………..…20
2.2 SWOT-анализ ресторана «Улан-Одон»………………………………………………...…23
2.3 Анализ конкурентов ресторана……………………………………………………………30
2.4 Оценка конкурентоспособности услуг ресторана «Улан-Одон»……………………..…32
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ РЕСТОРАНА «УЛАН-ОДОН»………………………………………………………37
Заключение…………………………………………………………………………………...…45
Список используемой литературы…………………………………………………………….47
2.3 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ РЕСТОРАНА
Для проведения анализа конкурентов необходимо однозначно определить всех предпринимателей, которых можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов. Изучение последних имеет особенно большое значение в условиях роста рынка, высокой рентабельности или сравнительно легкого доступа на рынок.
Знание реакции реальных и потенциальных конкурентов дает предпринимателю возможность предугадывать их поведение и выбирать наиболее выгодное для себя поле борьбы. Это особенно важно знать при принятии решений, затрагивающих наиболее чувствительные места соперников.
Для выявления основных конкурентов
ресторана «Улан-Одон»
В ходе анкетирования было опрошено 273 респондента методом случайного бесповторного отбора, в различных районах города. Случайная выборка состоит в том, что выборочная совокупность образуется в результате непреднамеренного случайного отбора отдельных единиц из генеральной совокупности.
Сбор информации был осуществлен с помощью как вторичной, так и первичной информации (полевое исследование), путем анкетирования (приложение 1).
Целевым сегментом были выбраны потребители среднего возраста 25 – 45 лет со средним уровнем доходов или выше среднего.
Анализ полученных в ходе анкетирования данных показал, что основными конкурентами ресторана «Улан-Одон» являются рестораны «Хайлар» и «Джунго», доля их узнаваемости среди респондентов 74% и 62% соответственно. Процент узнаваемости ресторана «Улан-Одон» составил 56%. (приложение 2)
Поведение
анализа деятельности конкурентов
связано с информацией о
В целом ресторан «Улан-Одон» обладает оптимальным набором качеств, способствующих удовлетворению потребителей. Как говорилось ранее, кухня ресторана является своего рода «условным» ноу-хау, «условным» потому что ресторан «Хайлар» обладает таким же преимуществом, которое в его случае также условно (услуга не осязаема и имеет свойство терять уровень своего качества). Ассортимент блюд всех перечисленных ресторанов китайской кухни можно назвать вполне удовлетворительным.
Однако исследование меню
показало, что наиболее разнообразный
ассортимент наблюдается в
Самый высокий уровень обслуживания, наиболее соответствующий по показателям качества и скорости, на данный момент у ресторана «Хайлар»; предполагается, что ресторану «Улан-Одон» для увеличения конкурентоспособности необходимо достичь этого уровня.
Уровень цен рассмотрим с
позиции «дорого – не дорого».
Применительно к ресторану «
Что касается инструментов маркетинговых коммуникаций, применяемых ресторанами, большинство из них пренебрегает ими («Восток», «Сидней», «Хайлар»); некоторые ограничиваются лишь рекламой внутри ресторана – буклеты, визитные и дисконтные карточки («Джунго», «Золотой дракон»). Ресторан «Улан-Одон» активно применяет как рекламу внутри ресторана, так и в СМИ (рекламные ролики на телевидении, объявления бегущей строкой, размещение рекламы в печатных изданиях).
О развлекательной программе ресторанов хотелось бы отметить, что она недостаточно насыщенная. У некоторых она отсутствует или играет фоновая музыка.
Интерьер ресторанов в основном выдержан в классическом стиле. Только в ресторане «Джунго» наблюдается ярко выраженный китайский стиль оформления интерьера.
Наружное оформление большинства ресторанов находится на недостаточно высоком уровне. В основной своей массе они находятся в зданиях различных административных учреждений, что нельзя не отнести к недостаткам.
Продолжительность работы ресторанов достаточно важный фактор конкурентоспособности в сфере услуг. Оценка этого фактора проводилась в зависимости от длительности рабочего дня. Соответственно, чем дольше он длится, тем лучше для потребителя. Наиболее приемлемые часы работы таких заведений это с 10 утра до 2-3 часов ночи. Вследствие чего рестораны «Ургы» и «Хайлар» были признаны c самыми лучшими и самыми неудобными часами работы соответственно.
Месторасположение также
очень важно для таких
Таким образом, в ходе анализа
были выявлены приоритетные конкуренты
ресторана «Улан-Одон» – «
2.4 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПСОСОБНОСТИ УСЛУГ РЕСТОРАНА «УЛАН-ОДОН»
Для оценки
Результаты оценок экспертов
представлены в таблице 2.4. Кроме
того, для наглядности и простоты
восприятия полученной информации следует
построить многоугольник
Таблица 2.4 Результаты оценки
экспертами показателей
Ранг важности |
Название Факторы ресторана |
«Улан-Одон» |
«Джунго» |
«Хайлар» |
«Ургы» |
«Восток» |
«Сидней» |
«Золотой дракон» |
1 |
Кухня |
4,8 |
4,8 |
5,0 |
3,2 |
3,2 |
4,2 |
3,4 |
2 |
Уровень сервиса |
3,2 |
4,6 |
4,8 |
2,0 |
3,2 |
3,6 |
4,0 |
3 |
Цены |
4,8 |
3,8 |
4,2 |
3,2 |
3,6 |
4,4 |
2,4 |
4 |
Ассортимент |
5,0 |
4,8 |
5,0 |
4,0 |
4,8 |
5,0 |
4,2 |
5 |
Интерьер |
3,4 |
5,0 |
4,6 |
1,2 |
2,2 |
3,6 |
3,2 |
6 |
Место расположения |
4,0 |
2,8 |
3,4 |
3,4 |
4,6 |
3,2 |
2,6 |
7 |
Часы работы |
4,8 |
4,2 |
2,6 |
5,0 |
3,2 |
2,0 |
2,0 |
8 |
Развлекательная программа |
3,4 |
3,6 |
2,2 |
3,8 |
4,0 |
1,0 |
1,0 |
Для того чтобы узнать насколько
каждый из показателей
Рис.2.2. Многоугольник
Из анализа таблицы видно, что по индексу уровня цен ресторан «Улан-Одон» занимает достаточно сильную позицию по сравнению с конкурентами, и наоборот – слабые показатели по качеству обслуживания. По другим факторам позиция анализируемого ресторана неоднозначна.
Таблица 2.5 Индексы показателей
конкурентоспособности услуг
значение показатель индекса |
УДжунго |
УХайлар |
УУргы |
УВосток |
УСидней |
УЗолотойДракон |
Кухня |
1,0 |
1,0 |
0,7 |
0,7 |
0,9 |
0,7 |
Уровень сервиса |
1,4 |
1,5 |
0,6 |
1,0 |
1,1 |
1,3 |
Цены |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
0,5 |
Ассортимент |
0,9 |
1,0 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
0,8 |
Интерьер |
1,5 |
1,4 |
0,4 |
0,7 |
1,1 |
0,9 |
Место расположения |
0,7 |
0,9 |
0,9 |
1,2 |
0,8 |
0,7 |
Часы работы |
0,9 |
0,5 |
1,0 |
0,7 |
0,4 |
0,4 |
Развлекательная программа |
1,1 |
0,7 |
1,1 |
1,2 |
0,3 |
0,3 |
Определим обобщающий показатель
конкурентоспособности для
В данном случае в качестве весового коэффициента, учитывающего значимость каждого из показателей конкурентоспособности, выступают данные, полученные в ходе анкетирования (приложение 2).
Обобщающий показатель конкурентоспособности
для ресторана «Улан-Одон»
Таким образом, из таблицы можно сделать вывод, что наибольшей конкурентоспособностью на рынке ресторанов китайской кухни обладают услуги ресторанов «Джунго» и «Хайлар» и ресторан «Улан-Одон» по данному показателю уступает только им.
Однако, следует отметить,
что разница показателей
Таблица 2.6 Обобщающий показатель конкурентоспособности
Название ресторана |
Расчет показателя |
Значение показателя |
«Улан-Одон» |
|
1,0 |
«Джунго» |
|
1,04 |
«Хайлар» |
|
1,05 |
«Ургы» |
|
0,73 |
«Восток» |
|
0,87 |
«Сидней» |
|
0,89 |
«Золотой дракон» |
|
0,76 |
Итак, реально оценив ситуацию,
сложившуюся на предприятии, можно
сделать вывод, что в исследуемом
ресторане пока ещё недостаточно
ведется систематическая
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ РЕСТОРАНА «УЛАН-ОДОН»
Проведенные исследования показали, что ресторан «Улан-Одон» занимает достаточно сильные конкурентные позиции по показателям: уровень цен и качество, и ассортимент блюд. Однако это не делает услуги предприятия наиболее конкурентоспособными.
Как отмечалось ранее, укрепить
свои позиции в конкурентной среде
можно не только с помощью цены
и качества предоставляемой услуги,
но и с помощью имиджа ресторана.
Поэтому с целью повышения
конкурентоспособности услуг
Это обусловлено тем, что имидж в сфере услуг имеет особую значимость. Рынок ресторанного бизнеса представляет собой определенное социальное пространство, в котором потребители широко осведомлены о качестве услуг ресторанов китайской кухни, так как пользуются ими достаточно часто. Сам характер услуги ресторана дает возможность широкого обмена информацией между клиентами, поскольку они в состоянии оценить все стороны процесса производства данной услуги.