Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:49, курсовая работа
Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Введение
Глава 1. Конкуренция
1.1 Понятие и сущность конкуренции
1.2 Условия возникновения конкуренции и её функции
1.3 Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность
Глава 2. Классификация конкуренции
2.1 Виды конкуренции
2.2 Совершенная и несовершенная конкуренция
2.3 Ценовая и неценовая конкуренция
Заключение
Список литературы
Соотношение объективной и субъективной платформ ценовых методов конкуренции является важным основанием для разнообразных субъектов предпринимательского бизнеса при выборе ими инструментов конкурентных действий. Преувеличение каждой из них очень опасно. [16. с.267 ]
Ценовая конкуренция может иметь открытый (если увеличение или сохранение конкурентных преимуществ, привлечение внимания внешнего окружения является прямым следствием применения ценовых конкурентных действий) или скрытый характер (если увеличение или сохранение конкурентных преимуществ достигается за счет скрытых эффектов от применения конкурентных действий).
Ценовая конкуренция может иметь также прямой или косвенный характер. Применяя прямую ценовую конкуренцию, субъекты предпринимательского бизнеса проводят широкое оповещение своего окружения о планируемом или фактически совершенном снижении цен. Делается это для быстрого продвижения информации о возникновении у фирмы нового конкурентного преимущества или об усилении уже существующего. Действуя прямо, субъекты бизнеса привлекают внимание не только потребителей и партнеров, но и конкурентов. Такая форма применения методов ценовой конкуренции применяется либо для моментального подавления конкурентов, которые вынуждены реагировать на общедоступную информацию и принимать ответные меры, возможно, в неподходящий для них период времени, либо для отвлечения внимания конкурентов. Применяя косвенную ценовую конкуренцию , руководители компаний не спешат демонстрировать свои конкурентные преимущества посредством открытых информационных коммуникаций, предпочитая использование неформальных информационных каналов. К ним относятся инструменты косвенной рекламы, различные PR мероприятия, взаимное оповещение потребителей о новых достижениях компании по телефону, слухи, стихийно формирующиеся или сознательно подогреваемые.[15. с. 17]
Под неценовой конкуренцией обычно понимается совокупность действий, с помощью которых предпринимательские фирмы стремятся увеличить свои конкурентные преимущества, не прибегая к варьированию цен.
К неценовым относятся следующие группы методов конкурентных действий субъектов предпринимательского бизнеса:
Первая из указанных выше групп методов неценовых конкурентных действий может быть определена как конкуренция вокруг товаров и услуг. Она включает в себя действия по внедрению на рынок новых товаров (услуг), а также товаров, обладающих новыми потребительски ми свойствами, улучшенным качеством, более совершенным дизайном, более красивой упаковкой.
Внедрение на рынок новых товаров и услуг называется дифференциацией товаров . Принимая целевую установку на дифференциацию товаров (услуг), субъекты предпринимательского бизнеса ориентируются на текущий относительно неудовлетворенный спрос, а также на прогноз изменения совокупности клиентских предпочтений и модификации концепции выпускаемых товаров. Делая ставку на данный метод неценовой конкуренции, компании создают новую товарную корзину, либо улучшают существующую (увеличивают ее размеры, оптимизируют ее состав). При этом они могут дифференцировать группы клиентов и даже формировать новые секторы рынка.
Дифференциация товаров (услуг) может иметь пассивный характер – в этом случае предложение товаров (услуг) пассивно следует за изменением платежеспособного спроса. Она может иметь и активный характер – в этом случае происходит так называемое навязывание спроса. Данное явление состоит в том, что субъекты бизнеса, основываясь на конъюнктурной, прогнозной, экспертной и иной информации моделируют будущие состав и параметры спроса.
Совершенствование тех или иных признаков реализуемых товаров (услуг) также относится к совокупности методов неценовой конкуренции и называется дифференциацией потребительских свойств товаров . Такой вид дифференциации применяется в следующих случаях:
Когда компания намерена улучшить потребительские свойства товаров, включая их энергетические, эстетические и экологические свойства, степень безопасности использования, внешний вид и оформление;
Когда предпринимательская фирма стремится расширить перечень потребительских свойств товаров;
Когда фирма стремится расширить перечень рыночных сегментов создаваемых товаров;
Когда фирма намерена добиться признания на относительно не большом секторе (сегменте) рынка за счет разнообразия предлагаемых товаров.
Третьим типом дифференциации является дифференциация каналов сбыта товаров (услуг) , в том числе форм продажного и послепродажного сервиса. Такие действия всегда направлены на стимулирование сбыта продукции.
Важную роль в стимулировании сбыта играет прямая и косвенная реклама товаров и услуг. Рекламные усилия, безусловно, дифференцируют каналы сбыта товаров и услуг в том смысле, что они повышают их эффективность. Коммерческая пропаганда товаров с целью стимулирования их продажи, содержащая избирательную информацию о данных товарах и формирующая положительное представление покупателей о них, является специфическим и очень действенным методом неценовой конкуренции. Обеспечивая достижение осведомленности потенциально го покупателя о продаваемых продуктах, и инициируя его заинтересованность в приобретении, реклама может, конечно, выступать и как метод недобросовестной конкуренции. Так происходит, когда реклама содержит заведомую ложь, а также когда ее средства направлены на дискредитацию других субъектов бизнеса.
Дифференциация каналов сбыта в качестве неценового метода конкурентных действий включает такие, к примеру, приемы, как:
Формирование, в зависимости от обстоятельств, сети розничной торговли через специализированные магазины или, напротив, через универмаги и супермаркеты;
Создание сетей сбыта товаров посредством торговли по приглашению ( by appointment ); формирование особой категории VIP потребителей, мнение которых особенно важно в процессе создания общественной репутации компании;
Создание сети франшиз в дополнение к имеющейся сбытовой сети компании, которые своими самостоятельными действиями могли бы стимулировать потребительский интерес к данной компании;
Экспансия предпринимательской фирмы на новые рынки через местных агентов;
Создание сбытовой сети, состоящей из эксклюзивных дистрибьюторов, обладающих исключительно высокой репутацией в глазах местных потребителей.
Надо подчеркнуть, что дифференциация и товаров, и их потребительских свойств, и каналов сбыта непременно приведет и к дифференциации потребителей, в частности к образованию особой категории VIP клиентов, на которую мы только что указали. Поэтому неценовые конкурентные действия способствуют дальнейшему усилению полисегментности рынков, что, в свою очередь, обязательно скажется на разнообразии конкурентных преимуществ предпринимательской фирмы, которое в дальнейшем может усиливаться благодаря и неценовым и ценовым методам конкуренции.
Надо подчеркнуть, что любая из описанных выше разновидностей дифференциации, будучи методом неценовой конкуренции, обязательно сочетается с ценовой конкуренцией и влияет на нее. Это проявляется по средством увеличения прибыли вследствие дифференциации продукции.
Чем более успешно проводится полная дифференциация товаров и услуг компании по отношению к товарам и услугам конкурентов, тем более значительны те конкурентные преимущества, которые компания получает, что выражается в повышении репутации среди потребителей и позволяет перейти к использованию высоких цен.
Все указанные типы дифференциации, применяемые субъектами бизнеса в качестве методов неценовых конкурентных действий, выводят конкуренцию за рамки продуктового направления. Неценовые конкурентные действия, основанные на дифференциации, применяются в межпродуктовой, отраслевой и межотраслевой конкуренции. Они свойственны разным видам конкурентных действий, но, как правило, не используются фирмами для обороны или контрнаступления. [17. с. 235]
В современной экономике (российской в том числе) существует тесная взаимосвязь между ценовой и неценовой конкуренцией. Компании, осуществляющие свою деятельность в одной отрасли, на одном рынке, конкурируют между собой, используя разные методы ведения конкурентной борьбы. Особенно это заметно в сфере торговли продуктами питания.
Поэтому в качестве примера ценовой и неценовой конкуренции, рассмотрим 2 сети продуктовых магазинов ООО «Магнит» (г. Краснодар) –сеть продуктовых магазинов «Магнит» и ООО «Ариана» (г. Петрозаводск) - сеть продуктовых магазинов «Ариана», которые реализуют свою деятельность в городе Петрозаводске.
«Магнит» — крупнейшая (по числу магазинов на июль 2010 года) российская сеть продовольственных магазинов - дискаунтеров. Сеть магазинов «Магнит» оппозиционирует себя как сеть магазинов с низкими ценами, что является сильным конкурентным преимуществом данной компании. По состоянию на 30 сентября 2010 г. в ассортименте магазинов «Магнит» насчитывалось около 620 наименований товаров под собственной торговой маркой, что составляет 18,51% в ассортименте и 12,51% в общем объеме продаж и является немаловажным по ценовому фактору. Ведь цены этих товаров на 5-15% ниже средних цен на однородные товары других марок. Ценовая конкуренция «Магнита» имеет открытый характер, т.к компания проводит широкое оповещение своего окружения (покупателей, конкурентов) о планируемом или фактически совершенном снижении цен, что привлекает в этот магазин новых клиентов и заставляет другие продуктовые магазины пересматривать свои цены. По причине выбранной политике низких цен, ассортимент магазинов торговой сети «Магнит» ограничен только выбранной ценовой категорией, что соответствует стратегии компании, но также ограничивает круг потенциальных потребителей.
Одним из конкурентов сети магазинов «Магнит» в городе Петрозаводске является небольшая сеть магазинов «Ариана».
Торговая сеть «Ариана» - одна из сетей супермаркетов в Петрозаводске.. Сеть продуктовых магазинов «Ариана» обеспечивает широкий ассортимент качественных товаров и высокий уровень современного обслуживания. Основная цель деятельности ООО «Ариана» заключается в обеспечении покупателей качественными продуктами питания и сопутствующими товарами. Цены в данной сети магазинов выше, чем уровень цен в сети магазинов «Магнит» и выше, чем показатели по данному аспекту в среднем по городу. Товарная корзина сети супермаркетов «Ариана» по своему ассортименту и качеству привлекает в данный магазин клиентов с средним и высоким уровнем достатка. То есть сеть продовольственных магазинов «Ариана» применяет, в основном, неценовую методику ведения конкурентной борьбы, ориентируясь на качество и широкий ассортимент своей продукции, что делает её конкурентоспособной на рынке города Петрозаводска.
В результате можно сделать вывод, что в одной сфере деятельности различные компании могут применять как ценовую, так и неценовую методику конкурентной борьбы, в зависимости от выбранной стратегии функционирования на рынке.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция - это сложное многогранное явление. Конкуренция — это борьба за наивыгоднейшие условия производства и сбыта товаров и услуг, за присвоение максимальных прибылей.
Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.
Но как любое явление она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции,
Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.
Совершенная конкуренция представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.