Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:49, курсовая работа
Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Введение
Глава 1. Конкуренция
1.1 Понятие и сущность конкуренции
1.2 Условия возникновения конкуренции и её функции
1.3 Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность
Глава 2. Классификация конкуренции
2.1 Виды конкуренции
2.2 Совершенная и несовершенная конкуренция
2.3 Ценовая и неценовая конкуренция
Заключение
Список литературы
Совершенная конкуренция представляет собой скорее теоретическую модель, нежели тип реального соперничества фирм. Во-первых, сами условия совершенно конкурентного рынка на практике мало осуществимы, так как обычно рынки не являются атомизированными, а продукции фирм чаще всего дифференцирована. Фирмы используют разные технологии, а капиталоемкость современного производства такова, что сильно затрудняет межотраслевой перелив капитала. Во-вторых, посылка о пассивном приспособлении фирм к рыночным условиям и ценам не соответствует реальному характеру их деятельности, связанному с активным воздействием на окружающую рыночную среду. В-третьих, неполная доступность информации, а именно ее асимметрия, является движущим мотивом конкуренции. Наконец, если мы где-то и встретим условия, соответствующие требованиям совершенной конкуренции, то они будут всего лишь отражать результат процесса конкуренции, ничего не говоря о самом способе конкуренции.
Однако изучение этой модели рынка имеет важное аналитическое и практическое значение и цель его:
— изучить спрос с точки зрения конкурентного продавца,
— понять, как конкурентный производитель приспосабливается к рыночной цене в краткосрочном периоде,
— исследовать природу долговременных изменений и приспособлений в отрасли,
— оценить эффективность конкурентных отраслей с точки зрения общества в целом . [6. с. 151]
Сторонники свободного рынка, начиная с А. Смита, неизменно подчеркивают его преимущества как автоматического регулятора экономики, который поощряет эффективное распределение и использование материальных ресурсов, труда, сдерживает неэффективные затраты, стимулирует многообразие товарного рынка.
Обобщая эти аргументы, сторонники свободного рынка в целом справедливо делают вывод о том, что в условиях чистой конкуренции достигается совпадение интересов предпринимателей и общества. Такое совпадение возникает автоматически, вне желаний субъектов рынка заботиться друг о друге, под воздействием неумолимых законов ценовой конкуренции, той самой «невидимой руки» А. Смита. [8. с.144]
На практике ни один из существующих рынков едва ли сможет соответствовать всем критериям совершенной конкуренции, здесь перечисленным. Даже очень похожие на совершенную конкуренцию рынки лишь отчасти могут удовлетворить этим требованиям. Иными словами, совершенная конкуренция относится к идеальным рыночным структурам, крайне редко встречающимся в реальной действительности.
Примеры совершенной конкуренции (безусловно, с некоторыми оговорками) можно встретить в российской практике. Мелкие рыночные торговцы, ателье, фотоателье, автомастерские, строительные бригады, специалисты по ремонту квартир, крестьяне на продовольственных рынках, ларечная розничная торговля могут быть расценены как мельчайшие фирмы. Всех их объединяет примерная одинаковость предлагаемой продукции, ничтожные по размерам рынка масштабы бизнеса, многочисленность конкурентов, необходимость принимать сложившуюся цену, т. е. многие условия совершенной конкуренции. В сфере малого бизнеса в России ситуация, очень близкая к совершенной конкуренции, воспроизводится достаточно часто.[9]
2) Несовершенная конкуренция
Монополия
Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия — рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монополия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям:
1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним продавцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единственным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.
2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер,
3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.
Данные условия позволяют сделать вывод, что фирма-монополист обладает рыночной властью и в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену продаваемого товара (в отличие от совершенной конкуренции, где каждая отдельная фирма вынуждена только «соглашаться» с ценой).
Возникновение и существование чистых монополий обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль. Способствующие формированию таких барьеров факторы и порождают монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.
Среди естественных барьеров можно выделить:
1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции;
2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства.
3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значительными затратами и блокирует вход в отрасль.
4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист.
К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:
1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.
2. Методы недобросовестной конкуренции — такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен и прочие методы.
Также иногда источником монопольной власти может стать коллективное поведение потребителей, которые проявляют устойчивую лояльность к данной торговой марке, предпочитают продукцию именно этой фирмы, что, в конечном счете, может породить рыночную власть данного производителя.
Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на монополизированный рынок, определяются факторами, обеспечивающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли.
В качестве примера чистой монополии обычно рассматриваются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства — предприятия газо-, электро-, водоснабжения и некоторые другие. Эти компании получили название естественных монополий. Естественная монополия — отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, т. е. когда в отрасли существовала бы конкуренция. Естественным монополиям государство обычно предоставляет исключительные привилегии. При этом правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких предприятий, не допуская злоупотреблений с их стороны. Также к монополиям могут быть отнесены крупные корпорации, доминирующие в отрасли. [11. с. 528]
В качестве примера (естественной) монополии в России можно привести компанию ОАО «ГАЗПРОМ» (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
ОАО «Газпром» — российская газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России (по данным журнала «Эксперт»), крупнейшая газовая компания мира, владеет самой протяжённой газотранспортной системой (более 160 000 км). Газпром полностью доминирует в России и укрепляет позиции на европейском рынке, пользуясь поддержкой государства. Благоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках и рост регулируемых цен на газ в России позволят компании улучшать финансовые результаты. [10]
Основой деятельности любой нефтегазодобывающей компании является минерально-сырьевая база, и в этом плане Газпром имеет отличное конкурентное преимущество по сравнению с прочими компаниями. Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых доказанных запасах газа составляет около 17%, в российских – более 60%.
Газпром, добывая 547 млрд. кубометров газа в год, является абсолютным лидером по добыче газа.
Как показывает практика, в реальной жизни условия, присущие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко соблюдаются. Чистую монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как идеальные рыночные структуры, находящиеся на противоположных полюсах. Реальные же рыночные структуры занимают промежуточное положение, совмещая в себе отдельные черты и чистой монополии, и совершенной конкуренции. Одна из таких рыночных структур — монополистическая конкуренция, для описания которой полезно знать как представленную выше теоретическую модель рынка совершенной конкуренции, так и модель чистой монополии.
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Особенности монополистической конкуренции:
1. В отрасли функционирует довольно значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию.
2. Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. При монополистической конкуренции фирмы на рынке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производимым конкурентами (разное качество продукции, различные услуги и условия, связанные с продажей продукта (качество обслуживания), различия в размещении и доступности товаров, мероприятия по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и знаки) и упаковка создают зачастую мнимые различия, которые навязываются потребителям)
Косметика, парфюмерия, фармацевтическая продукция, бытовая техника, услуги и т. п. — примеры дифференцированной продукции. Фирмы, производя дифференцированный продукт, имеют возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара, и кривая спроса отдельной фирмы имеет, как в случае с монополией, «падающий» характер. Каждая фирма - монополистический конкурент контролирует небольшую долю отраслевого рынка. Однако дифференциация продукции приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, относительно самостоятельные части (сегменты рынка). И на таком сегменте доля отдельной, возможно даже маленькой, фирмы может быть очень большой. С другой стороны, товары, продаваемые конкурентами, являются близкими заменителями данного, значит спрос на продукцию отдельной фирмы достаточно эластичен и не понижается так резко, как в случае монополии.
3. Свобода входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее.
4. Существование неценовой конкуренции. Ситуация отсутствия экономической прибыли, функционирование в точке безубыточности в долгосрочном периоде не может долго удовлетворять предпринимателя. Стремясь получить экономическую прибыль, он будет пытаться найти резервы увеличения выручки. Решающую роль играют такие параметры производимой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность в эксплуатации. [12]
Монополистическая конкуренция — достаточно часто встречающийся тип реальных рыночных структур. Такая структура рынка характерна для пищевой промышленности, производства обуви и одежды, мебельной промышленности, розничной торговли, книгоиздания, многих видов услуг и ряда других отраслей.
Рынки безалкогольных напитков хорошо иллюстрируют характеристики монополистической конкуренции. Каждый рынок заполнен разнообразными марками товаров, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы. Каждый сорт молотого кофе слегка отличается по запаху, аромату и содержанию кофеина. Большинство потребителей имеют свои привычки. Например, вы можете предпочитать кофе «BON» другим сортам и регулярно покупать его. Однако приверженность к определенному сорту имеет свои пределы. Если цена «BON» значительно возрастет по сравнению с другими сортами, вы и большинство других любителей «BON», вероятно, перейдете на другой сорт.
Какой монопольной властью обладает «Brooke bond ltd», производитель «BON», благодаря этому сорту? Другими словами, на сколько эластичен спрос на «BON»? Для «Brooke bond ltd» это важный вопрос. Компания «Brooke bond ltd» должна произвести расчет эластичности спроса на сорт кофе «BON», чтобы установить его оптимальную цену, также как и другие производители кофе должны определить эластичность спроса на свои сорта.
Большинство крупных компаний тщательно изучают спрос на свои продукты.
Следует отметить, что спрос на кофе более эластичен по цене, чем, например, на безалкогольные напитки. Среди потребителей кофе меньше приверженцев той или иной марки, потому что разница между сортами кофе менее ощутима, чем разница между напитками. По сравнению с различными марками безалкогольных напитков потребители меньше обращают внимание на разницу между сортами кофе «Бон» и , напимер, « Nescafe» или «Якобс» и т.д.. Следовательно, можно сделать вывод, что спрос на все сорта кофе очень эластичен по цене., т.е. каждая марка обладает лишь ограниченной монопольной властью. Это типичная монополистическая конкуренция.
Олигополия
Олигополистическая рыночная структура — одна из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Олигополию характеризуют следующие признаки.
1. В отрасли находится несколько соперничающих фирм, так что ее нельзя отнести к чистой монополии. Точного количественного определения олигополии не существует это может быть 2—3 фирмы или 10—12. Тем не менее каждая из фирм-олигополистов обладает достаточно большой долей в общеотраслевом выпуске, что обеспечивает олигополистам значительную степень контроля над рынком.
2. Кривая спроса каждой отдельной фирмы имеет падающий характер, следовательно, отрасль не может считаться совершенно конкурентной.