Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:49, курсовая работа
Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Введение
Глава 1. Конкуренция
1.1 Понятие и сущность конкуренции
1.2 Условия возникновения конкуренции и её функции
1.3 Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность
Глава 2. Классификация конкуренции
2.1 Виды конкуренции
2.2 Совершенная и несовершенная конкуренция
2.3 Ценовая и неценовая конкуренция
Заключение
Список литературы
Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться.
Монополия возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.
Возникновение монополий делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции).
Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
1. Чистая монополия существует на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.
2. При монополистической конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п. Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т. к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта монополистической конкуренции.
3. Олигополистическая конкуренция представлена таким рынком, на котором доминирует несколько фирм. Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства. Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке фирма.
По методу конкурентной борьбы конкуренция может быть ценовой и неценовой..
Ценовая конкуренция - это конкуренция по цене. Различают прямую и скрытую ценовую конкуренцию:
- при прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.
- при скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
.Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен - постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Снижение цены в ценовой конкуренции возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.
Основными формами неценовой конкуренции являются дифференциация продукта, улучшение его качественных и потребительских свойств, реклама.
Важными аспектами дифференцирования являются:
-различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы;
- услуги и условия, связанные с продажей продукта;
- размещение и доступность.
Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
Исследовав сущность, функции, виды конкуренции, а также её специфику на разных по типу рынках, можно сделать вывод, что конкуренция является одним из важнейших условий развития экономики, и по этой причине она всегда должна быть действенной и эффективной.
6. Сидорович А.В.; МГУ им. М.В. Ломоносова. Курс экономической теории - 2-е издание, перераб. и доп. - М: Дело и Сервис , 2001. - с. 832
7. Зубко Н.М., Зубко А..Н. Экономическая теория. – М: ТетраСистемс, 2002. – с.383
8. Саранцев М.А. Микроэкономика. – М: Из-во Академии бюджета и казначейства, 2002 с.333.
9. Совершенная конкуренция: признаки и распространение. Спрос на продукт конкурентного продавца [Электронный ресурс] – Эл. статья – Режим доступа к ст.: http://modern-econ.ru/micro/
10. Какова стоимость акции Газпрома на сегодняшний день? [Электронный ресурс] – Эл. Статья - Режим доступа к ст.: http://damoney.ru/stock/
11. А. Ф. Шишкин, Н. В. Шишкина. Экономическая теория. В 2 томах. Том 1. Учебник для вузов – М: Владос, 2010, - с.712.
12. А.И. Попов. Экономическая теория - 4е издание - СПб: Питер, 2006 .- с. 544
13. Анализ ФАС рынка нефтепродуктов в России [Электронный ресурс] – Эл. статья - Режим доступа к ст.: http://www.diztoplivo.com/
14. Экономический анализ рынка олигополии в России [Электронный ресурс] – Эл. статья - Режим доступа к ст.: http://aknews.narod.ru/index.
15. Электронная версия журнала Маркетинг- менеджмент -2005 – № 3 – с. 17-21. Режим доступа: http://www.4p.ru/main/theory/
16. Амблер Т. Практический маркетинг /Пер. с англ. под общей ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб: Питер,1999. – с.400
17. Неценовые методы конкуренции [Электронный ресурс] – Эл. статья – Редим доступа к ст.: http://market-pages.ru/
18. Кокс К.Т., Моква М.П. Классика маркетинга. - СПб: Питер, 2001. – с. 742
19. Израэл М. Кирцнер. Конкуренция и предпринимательство /Пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. - М.: Юнити-дана, 2005. – с. 239
20. Добрынин А. И , Тарасевич Л. С.. Экономическая теория. 3-е изд. - Спб.: СПБГУ - ЭФ; Питер, 2008.- с 544
35