Все фирмы вынуждены соперничать между собой из-за ограниченности ресурсов (прежде всего, денежных средств), которыми покупатели располагают для покупки товаров на данном рынке.
Соперничество может разворачиваться по-разному. Каждая фирма должна учитывать тип конкуренции. с которым она столкнется на рынке для выработки на этой основе своей коммерческой политики. Обычно выделяют следующие типы конкуренции (типы конкурентных рынков):
1)рынок совершенной (чистой) конкуренции;
2)рынок монополистической конкуренции;
3)олигопольный рынок;
4)рынок монополии.
Рыноксовершеннойконкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных товаров. При такой конкуренции рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены. В такой ситуации достоинства рыночных механизмов проявляется наиболее полно.
Рынокмонополистическойконкуренции. Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции, если:
1)на рынке имеется много конкурирующих фирм;
2)для удовлетворения одной и той же потребности эти фирмы предлагают различающиеся между собой товары;
3)каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продает свои товары;
4)существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.
На таком рынке монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности товара и в предложении ее на рынок по самостоятельно назначенной цене.
Рыноколигополии. Для этого рынка характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных фирм, которые конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются ее товары.
Ситуация олигополии возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Экономически рациональный масштаб возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Экономически рациональный масштаб этих производств оказывается таким, что все нужды рынка могут быть удовлетворены несколькими фирмами.