Конкуренция и рынок, виды конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Введение

 

      Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться"  и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

      Рыночный  характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

      Конкуренция одновременно имеет и положительные  и отрицательные стороны:

      1) она способствует развитию научно-технического  прогресса, постоянно заставляя  товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

      2) она чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

      3) в известной мере выравнивает  норму прибыли на капитал и  уровень заработной платы во  всех отраслях национальной экономики. 

      К числу негативных сторон можно отнести:

      1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

      2) ведет к дифференциации доходов  и создает условия для их  несправедливого распределения; 

      3) ее следствием может быть перепроизводство  товаров и не догрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

      Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода и нее. Эта  свобода необходима для того, чтобы  экономика могла надлежащим образом  адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Конкуренция как экономическая категория.

         Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

            По определению  рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется  количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.

         Конкуренция – (от лат. «Concurrentia» – столкновение, состязание) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями, в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, для удовлетворения  разнообразных потребностей покупателей. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический     (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

         На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.

         Но понятие конкуренции  настолько многозначно, что оно  не охватывается каким-либо универсальным  определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования  капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

               Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой  - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

               В качестве средств  конкурентной борьбы, для улучшения  своих позиций на рынке, компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. Но, несмотря на это, конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, но не могут управляться самой организацией.

          Если распределение  ограниченных ресурсов осуществляется  не рынком, то это влечёт за  собой ряд последствий, хорошо  известных в нашей стране: очереди,  привилегии, блат, взяточничество (как  способ обойти конкурентов за счёт подкупа чиновников) и другие уголовные методы распределения, подменяющие рыночную конкуренцию за ограниченные ресурсы. Конкуренция в этих формах распределяет ресурсы неэффективно, ведет к разрушению экономики, природы, нравственности, а, в конечном счете, к разрушению человеческой личности и общества.

               Рыночная конкуренция  (то есть наличие большого числа  независимых продавцов и покупателей, обладающих свободой войти или покинуть рынок) ограничивает разрушительную и  сохраняет созидательную силу личного интереса, личной выгоды. Тем самым конкуренция выступает как главная регулирующая система в рыночной экономике. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителям – гражданам страны.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2.Функции конкуренции. 

         1.   Функция регулирования.   Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

           2.   Функция мотивации.   Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

             -предприятия,  которые предлагают лучшую по  качеству продукцию или производят  ее с меньшими производственными  затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;

             -предприятия,  которые не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают наказание  в виде убытков или вытесняются  с рынка (негативные санкции).

           3.  Функция распределения.   Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

          4.  Функция контроля.   Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. 
 
 

3.Характеристика структур рынка.

         Чистая  конкуренция
Характеризуется
  1. Множеством мелких фирм.
  2. Однородностью продукции.
  3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из  отрасли).
  4. Равным доступом ко всем видам информации.
         Монополистическая конкуренция
Характеризуется
  1. Множеством мелких фирм.
  2. Неоднородностью продукции.
  3. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.
         Олигополия (Дуополия)
Характеризуется
  1. Небольшим числом крупных фирм.
  2. Неоднородностью (или однородностью) продукции.
  3. Возможными затруднениями при выходе (из отрасли).
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.
         Монополия
Характеризуется
  1. Одной фирмой.
  2. Уникальностью продукции.
  3. Практически не преодолимыми барьерами на вход.
  4. Несколько ограниченным доступом к информации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Виды конкуренции.

         Для более  полного  раскрытия темы следует рассмотреть  несколько другую классификацию конкуренции – по виду выпускаемого товара.

         Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор  фирмой того или иного рынка, на котором  она будет пытаться работать, следует  учесть, что конкуренция бывает трех видов:

         - Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить  различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

         - Видовая конкуренцияследствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.

               - Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции. 
 
 
 
 

5.Методы конкуренции.

         В экономике принято  разделять конкуренцию по ее методам  на ценовую и неценовую, или конкуренцию  на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

         Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

               Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим  ключевые позиции, производители стремятся, возможно, дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен»  - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства.

Информация о работе Конкуренция и рынок, виды конкуренции