Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 21:06, контрольная работа
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
В развитии своей идеи о процессе «дифференциации продукта» как о естественной реакции конкурентов на не менее естественное проявление самой конкуренции Э. Чемберлен обосновывает растущее влияние на этот процесс неценовых факторов конкуренции, имея в виду обусловленное особыми свойствами (фабричная марка, своеобразие паковки) и индивидуальными особенностями качество товаров и рекламу.
Это означает, что выдержать состязание с крупным хозяйствующим субъектом и быть монополистом может и мелкий (средний) торговец и производитель. «Монополия не обязательно является следствием финансового контроля, концентрации производства и централизации капитала, ибо рыночной системе свойственны усиливающие конкуренцию тенденции».
В отличие от Э.Чемберлина, увязывавшего монополистическую конкуренцию с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии, Дж.Робинсон видела в несовершенной конкуренции нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы. В своей работе она приходит к выводу, что «преобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства и усиливается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие конкурировавшие между собой фирмы, … что способствует еще большей несправедливости в распределении богатства» и дестабилизации социально-экономических отношений рыночной среды. В условиях несовершенного рынка отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и «поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли».
В результате своего исследования Дж.Робинсон вполне могла бы сделать выводы о конкретных мерах государственного вмешательства в экономику с целью устранения выявленных ею противоречий несовершенной конкуренции. Обстоятельное обоснование таких мер спустя несколько лет было предложено Дж.М. Кейнс.
Теории государственного регулирования экономики в рыночном хозяйстве имеют два направления. Одно из них опирается на учение Дж.М. Кейнса и его последователей. Рекомендуемые ими меры государственного вмешательства называются «кейнсианскими». Другое направление обосновывает альтернативные кейнсианству концепции, авторов которых принято называть неолибералами.
По оценкам многих экономистов «Общая теория » Дж.М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений не является совершенной и саморегулируемой, и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Он пишет: «Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами».Эффективность регулирования государством экономических процессов, на взгляд Дж.М. Кейнса, зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижение полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента.
Неолиберальная
концепция основывается на идее приоритета
условий для неограниченной свободной
конкуренции не вопреки, а благодаря
определенному вмешательству
В
последние годы новая оценка конкуренции
была дана в работах современного
американского экономиста, разработавшего
теорию конкурентного преимущества,
М.Портера. Он дал определение конкурентоспособности
товара с точки зрения «ценности товара
для потребителя». По его мнению, ценность
любого приобретаемого товара прямо зависит
от той прибыли, которую принесет его использование.
«Эта величина предельна конкретна и может
быть точно подсчитана. Потребительская
ценность товара – это максимальная цена,
которую потребитель считает для себя
выгодным заплатить за него» [4]. Конкурентоспособность
товара пропорциональна неоплаченной
(или доставшейся потребителю даром) части
потребительской ценности товара (см.
рис.1.).
Рис.1.
Взаимосвязь ценности для потребителя,
цены и конкуренции товара.
Портер
считает, что у каждого
При этом потребитель заинтересован в том, чтобы неоплаченная доля была как можно больше. Отношение же поставщика к этой величине двойственно. С одной стороны он так же выигрывает от ее больших размеров: значительный запас конкурентоспособности гарантирует, что будет куплен именно его товар, с другой стороны, повышая продажную цену и снижая запас конкурентоспособности, он увеличивает свою прибыль.
Если поставщик монополист, он предпочитает завысить цену и «запас конкурентоспособности» становится равен нулю. На остроконкурентном рынке прибылью пожертвуют ради конкурентоспособности.
Портер
в своей работе «Международная конкуренция»
дал оценку и объяснение конкурентоспособности
некоторых фирм на мировом рынке.
По его утверждению, успех фирмы
в состязании с конкурентами на мировом
рынке, зависит от положения дел
в стране. «С удивительной регулятивностью
фирмы одной – двух стран добиваются непропорционально
большого успеха в определенных отраслях
на мировом рынке….В основе конкурентных
преимуществ каждой страны лежит постоянная
и последовательная забота о национальной
экономике и ее действительно эффективных
отраслях»
1. Большое
количество продавцов и
заметного влияния на рыночную цену и количество товара. В условиях чистой
конкуренции
каждая из многочисленных фирм
выпускает настолько небольшую
часть продукции, что
только приспособиться к ней.
Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции, как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы по цене 3,05$, если множество её конкурентов продают идентичный продукт за 3$. Наоборот, вследствие того, что фирма может продать столько, сколько она считает необходимым, она не будет продавать данный товар по 2,95$, так как это приведёт к уменьшению прибыли.
2.
Каждый продавец производит
3. Барьеры для входа в рынок (и ухода с него) отсутствуют: нет ни законодательных, ни технологических, ни финансовых препятствий, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
4.
Никаких искусственных
5. Каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах, и спросе на рынке. Без этого они не в состоянии сделать правильный, наилучший для себя выбор.
Ни
один реальный рынок не удовлетворяет
всем перечисленным условиям. Поэтому
схема совершенной конкуренции
имеет в основном теоретическое
значение. Однако она является ключом
к пониманию более реальных рыночных
структур (например, развитие аграрных
хозяйств в США). И в этом её ценность.
Если
чистые монополисты ряда предприятий
общественного пользования
На
монопольном рынке спрос
Отдельные
потребители, не имеющие возможности
оказывать влияния на рыночную цену,
вынуждены подстраивать свой запрос
под цену, предлагаемую монополистом.
Со своей стороны, монополист, способный
удовлетворить общий спрос
Вступление
в отрасль в условиях чистой монополии
заблокировано существующими
Существует несколько видов
- экономия, обусловленная ростом
масштабов производства: современная
технология в некоторых
-
естественные монополии: