Конкуренция и рынок, виды конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     - государство может также выдавать  патенты и лицензии, создавая  легальные барьеры для вступления  в отрасль. Выдавая патенты государство стремится защитить изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими фирмами, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, которые пошли на его разработку. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть  использованы для того, чтобы финансировать научно-исследовательскую работу, требуемую для разработки пригодной для патентования продукции. Монопольная власть, достигнутая  благодаря патентам, вполне может усиливаться.

        Вступление в отрасль могут  быть ограничены государством  путем выдачи лицензий. Например, лицензии радио- и телевизионным  станциям, учебным заведениям.

      Однако  барьеры для вступления в отрасль, которые являются очень значительными  в краткосрочном периоде, могут оказаться преодолимыми в долгосрочном периоде. Существующие патентные преимущества могут быть обойдены посредством разработки новой и отличающейся, хотя и способной служить заменителем продукции. Могут быть найдены новые источники стратегического сырья.     

     
  1. Распространенным  типом несовершенной конкуренции, существующей во всех развитых странах, является, так называемая, монополистическая конкуренция. В известной, мере, она напоминает совершенную конкуренцию:

     - большое количество потребителей  и производителей;

     - барьеры для входа на рынок  и выхода с него минимальны;

     - каждая фирма воспринимает цены  других фирм как заданные и  регулирует только свою цену.

     В условиях монополистической конкуренции  количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает  свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товара той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары (или услуги) одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. И почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.

     Наличие большого количества производителей приводит к тому, что каждая фирма обладает небольшой долей рынка и имеет  очень ограниченный контроль над  рыночной ценой. Кроме того, практически исключается тайный сговор фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цены.

     Дифференциация  продукта при монополистической  конкуренции может принимать  ряд различных форм:

  1. Качество продукта. "Реальные различия", включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работ, являются крайне важными сторонами дифференциации. Например, персональные компьютеры могут различаться с точки зрения мощности аппаратуры, программного обеспечения, графического вывода и степени их "ориентированности на потребителя". В любом городе находится множество закусочных. В одной из них при приготовлении гамбургеров придается большее внимание аромату самих булочек, в другой - качеству самих рубленных котлет.
  2. Услуги. Услуги и условия - важные аспекты дифференциации продукта. Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.
  3. Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Так, автозаправка, находящаяся на одной из главный автомагистралей страны,  может продавать бензин по более высокой цене, чем та, которая находится в 2-3 км от автомагистрали.
  4. Дифференциация продукта может быть создана посредством рекламы, упаковки использования торговой марки и торгового знака. Когда та или иная марка джинсов или духов связывается с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на уровень спроса.

      Из  описания дифференцированности продукта следует, что в условиях монополистической конкуренции ценовой конкуренцию сопутствует неценовая.

     Вступить  в отрасль с монополистической  конкуренцией относительно легко. Некоторую  трудность могут создать потребность  получения продукта, отличного от продукта конкурента, и необходимость рекламы.

     Признаки  монополистической конкуренции  в наиболее чистом виде встречается  в розничной торговле, легкой промышленности. (Пример рынка с монопольной конкуренцией таб.2)

  1. Структура рынка, при которой несколько независимых фирм удовлетворяют общий спрос множества потребителей обычно называется олигополией. Число фирм колеблется между двумя полюсами - монополией и монопольной конкуренцией: 2-20. Поэтому поведение каждой из них оказывает заметное влияние на положение других фирм на рынке. Каждая из них осознает свою зависимость от других и это, а также возможность явной или неявной координации совместных действий является ключевым моментом в поведении на рынке олигополии.

     По  типу продукции обычно различают  чистую олигополию и дифференцированную (по продуктам) олигополию. Чистая олигополия - производящая однородный продукт. В этом случае цена товара на рынке примерно единая. Примером такого рынка является рынок цемента, продукции химической промышленности, сталелитейной и т.п.

     Олигополия, производящая разнообразную продукцию  одного функционального назначения, является дифференцированной. Цены  товаров на таком рынке обычно распределяются по ценовым кластера - группам цен на однотипные, но неоднородные товары. Например, ценовые группы на автомобили разных классов.

     Причина существования олигополий: экономия издержек, барьеры для вступления и слияния.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

         Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

              Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. А.И.  Добрынин, Л.С. Тарасевич «Экономическая  теория»: Учебник для вузов,  издательство «Питер Паблишинг»  С.-Петербург, 1997

2. Государственное  регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000.

3. В.  Д. Камаев    «Экономическая  теория»  Москва, «Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС», 1997 г.

4. Кирцнер  И.:  Конкуренция и предпринимательство Пер. с англ. Под редакцией проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. с. 94-98.

5. Фатхудинов  Р.А.Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М.-2000.

6.  Юданов  А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебн.пособие, 2-е изд.,М.: Гном-Пресс,1998. 
 

Информация о работе Конкуренция и рынок, виды конкуренции