Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:03, реферат
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Введение 3
1 Понятие и сущность конкуренции 5
1.1 Понятие и сущность конкуренции 5
1.2 Конкуретность рынка 6
1.3 Общие принципы поведения фирмы на рынке 7
2. Виды и типы конкуренции 7
2.1 Виды и типы конкуренции 7
2.2 Чистая монополия 10
2.3 Монополистическая конкуренция 12
2.4 Олигополии 13
3. Антимонопольное законодательство 15
Заключение 18
Список используемой литературы 20
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Отделение дистанционного обучения
Реферат
По дисциплине: Финансовая среда предпринимательства и финансовые риски
На тему : Конкуренция и рынок, виды конкуренции
группы СЛ- 659эс
Проверил:
Екатеринбург 2012 г.
Содержание
Введение
1 Понятие и сущность
конкуренции
1.1 Понятие и сущность конкуренции
1.2 Конкуретность рынка
1.3 Общие принципы поведения фирмы
на рынке
2. Виды и типы конкуренции
2.1 Виды и типы конкуренции
2.2 Чистая монополия
2.3 Монополистическая конкуренция
2.4 Олигополии
3. Антимонопольное законодательство
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Как свидетельствуют общие и
Термин, заметим, древний, латинский, как и само явление, определяемое этим термином. Впрочем, конкуренция древнее. Ее глубинные корни состоят в необходимости постоянного ведения борьбы за существование, за относительно лучшие условия жизни, крайней формой которой можно считать борьбу за выживание.
История человеческого общества, экономическая и иная, это и история конкурентной борьбы, история изменения ее форм и методов сообразно меняющимся условиям общественного бытия. Создание древних и средневековых империй, хлебные и соляные бунты, столетняя, семилетняя и иные войны, экспедиции Колумба и Васко да Гама, «пугачевщина» и «ежовщина», погромы, геноцид и татаро-монгольское иго, все эти события при, казалось бы, существенных различиях между собой так или иначе порождались стремлением вести борьбу за существование, т. е. конкуренцией.
Конкуренции на базе коллективизма и планомерности не бывает. Конкуренция не может быть ни капиталистической, ни социалистической, ни феодальной, ни рабовладельческой, ни первобытнообщинной. Она не может быть дурной и хорошей. Надо быть готовым к разнообразным методам рыночного соперничества, в том числе и к банкротству предприятий, которое неизбежно повлечет за собой и безработицу. Надо иметь в виду и возможность социального расслоения общества, доходящего до его поляризации.
В данном реферате применен своеобразный универсальный подход к освещению теории конкуренции, ее видов и особой роли в функционировании смешанной экономики. Известно, что в действительности экономика любой страны является смешанной, поскольку теоретические модели рыночного хозяйства описывают экономику какой-либо достаточно локальной области, а на практике (в масштабах государства) действуют одновременно законы нескольких моделей экономики. Таким образом, конкуренция занимает главенствующее положение в экономике любого государства, но имеет самые различные формы. Значение конкуренции в экономике, какой либо страны определяется также уровнем экономического развития страны, ее положением и влиянием в международной сфере рыночных отношений.
В России за годы экономических преобразований сложилась особая, непонятная для всего мира система экономического хозяйствования. В соответствии с этим действие конкурентных закономерностей хаотично и имеет свои особые формы. Исследовать конкурентное поведение предприятий в России на данном этапе не имеет смысла, поскольку оно не укладывается ни в одну из общемировых теорий. В последней главе рассматривается российское законодательство, регламентирующее конкурентные «правила игры» на российском рынке, и даются некоторые комментария к основным положениям Закона «О конкуренции…».
1 Понятие и сущность конкуренции
1.1 Понятие и
сущность конкуренции
Что такое конкуренция и что
Напротив, преобладание рынка продавца оборачивается конкуренцией покупателей за внимание продавцов.
Обычно разделяют понятия «
1.2 Конкурентность рынка
Она определяется теми пределами,
в рамках которых отдельные фирмы
Если отдельные фирмы в состоянии воздействовать на условия продажи своей продукции (в первую очередь, на цены), то они ведут между собой конкурентную борьбу, но рынок уже не считается совершенно конкурентным.
Когда группа фирм
выпускает и продает
Кривая, которая показывает, на какое количество произведенного фирмой товара предъявляют спрос покупатели при каждой цене товара, называемой кривой индивидуального спроса фирмы. Если бы отдельная фирма знала свою кривую спроса, то ей не представляло бы труда определить объем продаж и получаемый от этого доход.
Но в реальной жизни можно установить рыночный спрос всей отрасли, а не отдельной фирмы. Для того чтобы определить, каковы будут объемы продажи производимого товара при изменении ею цены товара, фирма должна знать, как поведут себя другие фирмы отрасли (поскольку их реакция на действия фирмы, безусловно, скажется на уровне ее продаж), т. е. знать структуру рынка. В курсе «экономике» рассматриваются четыре теоретически возможные рыночные структуры, при этом считается, что они охватывают большинство реально существующих рыночных структур:
1) совершенная конкуренция;
2) монополия;
3) монополистическая конкуренция;
4) олигополия.
Прежде чем перейти
к анализу функционирования
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке
Стремящаяся максимизировать
прибыль фирма должна решать
два принципиально важных
1) стоит ли ей продолжать свою деятельность;
2) если стоит, до каких пределов.
Фирме имеет смысл продолжать
До какого уровня
должна фирма расширять объемы
выпуска? Здравый смысл
2. Виды и типы конкуренции
2. 1 Виды и типы конкуренции
Совершенная
Здесь цена определяется
свободной игрой спроса и
Существование огромного
количества покупателей и
Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
- большое количество мелких продавцов и покупателей,
- продаваемый продукт однороден у всех
- невозможность контроля над ценой и объемом
купли-продажи создает условия для постоянного колебания
- полная свобода "входа" на рынок и "ухода".
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую "идеальную" структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все- таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно "малы" что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - "биржевой" - формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).