Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:03, реферат
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Введение 3
1 Понятие и сущность конкуренции 5
1.1 Понятие и сущность конкуренции 5
1.2 Конкуретность рынка 6
1.3 Общие принципы поведения фирмы на рынке 7
2. Виды и типы конкуренции 7
2.1 Виды и типы конкуренции 7
2.2 Чистая монополия 10
2.3 Монополистическая конкуренция 12
2.4 Олигополии 13
3. Антимонопольное законодательство 15
Заключение 18
Список используемой литературы 20
Антимонопольное
Классическим примером
антимонопольного
закона Шермана — нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений,
отсутствие контролирующего выполнение закона постоянного органа и профилактических антимонопольных мер. Эти недостатки в значительной степени устранены в 1914 г., когда были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности. В частности, особое
внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов,
а также монопольной власти как таковой. На правительственную Федеральную торговую комиссию был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов. Благодаря этим законам расширилась профилактика "монопольной болезни". В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уилера—Ли (1938 г.) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера—Кефаувера (1950 г.) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов.2
Совершенствование
Заключение
В результате
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП. По состоянию рынка конкуренция подразделяется на совершенную, несовершенную и регулируемую.
В экономике принято
разделять конкуренцию по ее
методам на ценовую и
Интенсивность конкуренции
резко различается на разных
рынках. Американский экономист
М.Портер объединил силы, определяющие
конкурентный климат в отрасли,
Существует четыре
возможные конкурентные
Монополистическая
Олигополия – небольшим
количеством крупных фирм; неоднородностью
(или однородностью) продукции;
Чистая монополия –
наличием одной фирмы;
К сожалению лишь недавно мы осознали необходимость экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного развития народного хозяйства.
Предпринимать энергичные
усилия, чтобы снизить свои издержки
производства и сбыта до
В целом же, эта форма
экономических отношений несет
меньше негативных моментов, чем
положительных; конкуренция - значительно
меньшее зло, чем монополия,
злоупотребляющая своим
Таким образом, конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Список используемой литературы