Конкуренция и рынок, виды конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:03, реферат

Краткое описание

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие и сущность конкуренции 5
1.1 Понятие и сущность конкуренции 5
1.2 Конкуретность рынка 6
1.3 Общие принципы поведения фирмы на рынке 7
2. Виды и типы конкуренции 7
2.1 Виды и типы конкуренции 7
2.2 Чистая монополия 10
2.3 Монополистическая конкуренция 12
2.4 Олигополии 13
3. Антимонопольное законодательство 15
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 41.77 Кб (Скачать)

 Антимонопольное законодательство  может пониматься в узком и  широком смысле слова. В первом  случае оно направлено против  чистых монополий и крупных  олигополии, обладающих избыточной  монопольной властью, а также  на предотвращение "нечестных"  действий, нарушающих общепринятые  нормы делового общения. Широкая  трактовка антимонопольного законодательства  направлена против всех форм  накопления монопольной власти (в  том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.            

 Классическим примером  антимонопольного законодательства  является антитрестовское законодательство  США. Первым актом стал знаменитый  закон Шермана (1890 г.), который  был направлен в основном против  монополизации торговли и коммерческой  деятельности. Он запрещал любые  формы контрактов (объединения, сговор  и т. п.), направленные на ограничение  свободы торговли, а также объявлял  вне закона "недобросовестные  приемы" устранения конкурентов,  рассматривая их как уголовное  преступление. В качестве мер  наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное  заключение и даже расформирование  виновной фирмы. Главная особенность

закона  Шермана — нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений,

отсутствие  контролирующего выполнение закона постоянного органа и профилактических антимонопольных мер. Эти недостатки в значительной степени устранены в 1914 г., когда были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности. В частности, особое

внимание  уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов,

а также  монопольной власти как таковой. На правительственную Федеральную торговую комиссию был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов. Благодаря этим законам расширилась профилактика "монопольной болезни". В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уилера—Ли (1938 г.) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера—Кефаувера (1950 г.) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов.2                        

 Совершенствование антитрестовского  законодательства продолжалось  и позднее. Например, в первой  половине 80-х гг. американское правительство  приняло инструктивные документы,  которые установили нормативы  отраслевой концентрации с использованием  индекса Херфиндаля—Хиршмана (JHH). Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабо-концентрированным,  если превышал 1800 — высококонцентрированным.  Введение подобных нормативов  фактически ускорило концентрацию  в тех отраслях, где ранее она  была низка, и не препятствовало  вертикальной концентрации и  образованию конгломератов. Антитрестовские  законы США оказали большое  влияние на развитие антимонопольного  законодательства других стран,  в том числе и современной  России.

 

Заключение 

 

 

           В результате проведенного  анализа мы выяснили, что конкуренция  – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между  выступающими на рынке предприятиями  в целях обеспечения лучших  возможностей сбыта продукции,  удовлетворения разнообразных потребностей  покупателей.         

   Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП. По состоянию рынка конкуренция подразделяется на совершенную, несовершенную и регулируемую.           

 В экономике принято  разделять конкуренцию по ее  методам на ценовую и неценовую,  или конкуренцию на основе  цены и конкуренцию на основе  качества (потребительной стоимости).           

 Интенсивность конкуренции  резко различается на разных  рынках. Американский экономист  М.Портер объединил силы, определяющие  конкурентный климат в отрасли,  в пять основных групп, по  которым можно судить о средней  прибыльности в отрасли. Это:  новые конкуренты, товары-заменители, внутриотраслевая конкуренция, покупатели  и продавцы.  

 Существует четыре  возможные конкурентные структуры,  определяющие структуры рынка:  чистая конкуренция, монополистическая  конкуренция, олигополия, чистая  монополия. Каждая из которых  характеризуется рядом признаков: чистая конкуренция – множеством мелких фирм; однородностью продукции; отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли) ; равным доступом ко всем видам информации.         

 Монополистическая конкуренция  – множеством мелких фирм; неоднородностью продукции; отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли); несколько ограниченным доступом к информации;          

 Олигополия – небольшим  количеством крупных фирм; неоднородностью  (или однородностью) продукции;  возможным затруднением при выходе (из отрасли); несколько ограниченным  доступом к информации;          

 Чистая монополия –  наличием одной фирмы; уникальностью  продукции; непреодолимым барьером  на вход; несколько ограниченным  доступом к информации;

К сожалению  лишь недавно мы осознали необходимость  экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного развития народного хозяйства.          

 Предпринимать энергичные  усилия, чтобы снизить свои издержки  производства и сбыта до минимального  уровня. Иными словами, угроза  огромных материальных потерь  во многих случаях заставляет  предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои издержки  к низким рыночным цена.          

 В целом же, эта форма  экономических отношений несет  меньше негативных моментов, чем  положительных; конкуренция - значительно  меньшее зло, чем монополия,  злоупотребляющая своим положением  в экономике.        

 Таким образом, конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

 

Список  используемой литературы 

 
 

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000
  2. Маконнел К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2 т. М.,2000
  3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572 с.
  4. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1999.
  5. Экономическая теория / под редакцией д-р экон. наук, проф. В. Д. Камаева. – М.: Владос, 1998.

 


Информация о работе Конкуренция и рынок, виды конкуренции