Конкуренция и рынок, виды конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:03, реферат

Краткое описание

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие и сущность конкуренции 5
1.1 Понятие и сущность конкуренции 5
1.2 Конкуретность рынка 6
1.3 Общие принципы поведения фирмы на рынке 7
2. Виды и типы конкуренции 7
2.1 Виды и типы конкуренции 7
2.2 Чистая монополия 10
2.3 Монополистическая конкуренция 12
2.4 Олигополии 13
3. Антимонопольное законодательство 15
Заключение 18
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 41.77 Кб (Скачать)

 При наличии конкуренции  на рынке производители с целью  получения максимальной прибыли   стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако фирме - новатору больший доход.       

 Конкуренция создает  у производителей стимулы к  постоянному разнообразию предлагаемых  товаров и услуг для завоевания  рынка. Расширение ассортимента  предлагаемой к продаже продукции  происходит как за счет создания  совершенно новых товаров и  услуг, так и за счет дифференциации  отдельного продукта.       

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая  всемерно и всесторонне изучает  потребительский спрос и создает  новые формы и методы реализации товара. Все это с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а  с другой, удовлетворяет все желания  и потребности покупателя. В итоге  выигрывает и потребитель, и общество в целом.1        

 Теория совершенно  конкурентного рынка может без  всяких изменений применяться  для отдельных реально действующих  отраслей либо служить основой  для выявления закономерностей,  имманентных другим рыночным  структурам. При рассмотрении поведения  фирмы в условиях совершенной  конкуренции мы должны исходить  из двух основополагающих предположений:        

1) объемы  производства отдельной фирмы столь незначительны в (сравнении с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах, что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара;      

2) отрасль,  где функционирует рассматриваемая  нами фирма, является свободной  для входа и выхода. Это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.         

 Из первого предположения  вытекает, что кривая спроса отдельной  фирмы горизонтальна, т. е. спрос  на продукцию отдельной фирмы  абсолютно эластичен. Такой вид  кривой спроса вовсе не означает, что фирма может продавать  любое количество товара при  данной цене. Абсолютную эластичность  спроса надо принимать в том  смысле, что в рамках возможного  расширения производства фирма  не окажет влияния на цену  товара.

 

2.2 Чистая монополия  

 

 

          Особое место на национальном  рынке занимает чистая монополия.  Чистая (или абсолютная) монополия  представляет собой отрасль, в  которой выступает фирма, являющаяся  единственным производителем или  поставщиком товара или услуги.

Продукт монополии уникален. Он не имеет  хороших или близких заменителей. Монополист выпускает и контролирует весь объем предложения и диктует цену выпускаемого продукта.    

 Отсутствие конкуренции  позволяет монополисту осуществлять  полный контроль над ценой.

Чтобы избежать конкуренции, монополист разными мерами блокирует  вступление в отрасль других предпринимателей. Барьерами для вступления в отрасль  служат:

• высокая  эффективность достигнутых масштабов  производства, недоступная для возможных  конкурентов;

• собственность  на лицензии и патенты;

• собственность  на важнейшие виды сырья;

• технологические  и структурные условия, исключающие возможность конкуренции.           

 Монополисты широко  применяют методы неценовой конкуренции,  основой которых является реклама,  ценовая дискриминация (продажа  одного и того же товара  разным потребителям по разным  ценам), а также различные формы  нечестной конкуренции в целях  увеличения объема продаж, дохода  и прибыли.         

 Чистая монополия имеет  свои особенности в ценообразовании,  образовании дохода, прибыли и  распределении произведенного продукта. Монополист заинтересован в получении  совокупной прибыли. 

 
 

где IL — лернеровский индекс монопольной власти;

Рт — монопольная цен;

МС — предельные издержки;

Е — эластичность спроса на продукцию.          

 Совокупная прибыль  есть разница между совокупным  доходом и совокупными издержками  производства. Монополист стремится  к максимуму совокупной прибыли,  а не к максимуму прибыли  на единицу продукции.

Поэтому монополист часто избегает более  высоких цен, предпочитая получить большой доход от увеличения объема продажи продукта по более низкой цене. Однако, пользуясь монопольной властью, в ряде случаев монополист считает выгодным сократить объем производства, сокращая издержки производства, назначить высокую цену и за этот счет получить больший доход и большую прибыль.          

 Существуют различные  оценки того, насколько чистая  монополия способствует научно-техническому  прогрессу.

Мнения  о том, что более высокие экономические  прибыли позволяют организовать в более широком масштабе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, противостоят мнению о том, что отсутствие конкуренции в чистой монополии замедляет научно-технический прогресс.

Чистая  монополия не гарантирует постоянного  получения экономических прибылей, так как вследствие падения спроса и роста издержек производства в периодах кратковременного нарушения равновесия спроса и предложения возможны убытки, однако совокупный убыток, как правило, покрывается совокупным доходом в течение длительного периода.

Чистая  монополия способствует неравенству  в распределении дохода и произведенного общественного продукта. Назначение более высоких цен в результате рыночной власти монополистов позволяет монополисту получать высокие экономические прибыли.         

 Владельцы монополистических  предприятий стремятся обогатиться  за счет значительной части  общества. Монополистическая прибыль,  как правило, концентрируется  в руках относительно небольшой  группы лиц с самыми высокими  доходами, стимулируя неравенство  распределения произведенного общественного  продукта.         

 Большинство чисто  монополистических отраслей'1 являются естественными монополиями, которые подлежат государственному или общественному регулированию, которое выражается в регулировании цен и тарифов на товары и услуги, отпускаемые монополистами.

Регулирование цен и тарифов в известной  степени снижает отрицательные  социальные последствия от деятельности естественных монополий.

Примерами отраслей хозяйств, в которых преимущественно действуют предприятия-монополисты, являются:

•местные  предприятия сферы общественного  пользования (метрополитен, рельсовый и безрельсовый городской общественный транспорт, почтовая, телефонная и телеграфная связь, энергетика);

• железнодорожный, водный и воздушный транспорт;

• оборонная  промышленность;

• металлургия;

• тяжелое  машиностроение.

2.3 Монополистическая  конкуренция 

 

 

           Монополистическая конкуренция  представляет собой модель рынка,  соединяющую в себе черты рынков  чистой конкуренции и чистой  монополии. Эта модель рынка  нашла очень широкое распространение  в экономике многих стран. Она  включает в свой состав очень  значительный объем конкурентного  рынка, смешанного с небольшой  долей монопольной рыночной власти.           

 Отличительными признаками  монополистической конкуренции  являются:

•наличие  относительно большого числа относительно небольших фирм, каждая из которых производит и реализует похожую, но не идентичную продукцию (на пример, обувь, одежду, мебель и т. д.);

• производимая продукция дифференцирована по качеству, видам предоставляемых услуг, условиями  продажи товара, размещению объектов продажи и формам стимулирования сбыта;

• отдельные  фирмы обладают относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеют очень ограниченный контроль над рыночной ценой;

• имеют  место сравнительно легкие условия  вступления в отрасль новых предпринимателей и выхода из нее при соответствующих условиях;

• конкуренция  и экономическое соперничество  фирм сосредотачивается не только на цене, но и на таких неценовых  факторах, как реклама и другие средства стимулирования продажи произведенного продукта.          

 Если в условиях  совершенной конкуренции кривая  спроса (Dм) параллельна оси абсцисс то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон (см. Конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон (см. Dm на рис. 2-2). Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).

Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый  и меркантильный  покупатель.        

 В условиях монополистической  конкуренции предприниматель стремится  к некой комбинации влияния  цены продукта и стимулирующей  сбыт деятельности, которая обеспечивает  максимизацию дохода и прибыли.

Дифференциация  продукта предоставляет потребителю большое разнообразие выбора товаров и услуг и перспективу улучшения их качества.

Издержками  монополистической конкуренции  являются недогрузки предприятий, компенсируемые более высокими ценами. На рынках с монополистической конкуренцией не достигается ни эффективного использования ресурсов, ни оптимальной производственной эффективности.              Однако дифференциация продукта и связанные с нею более высокий спрос стимулируют увеличение объема производства на предприятиях этой модели рынка, увеличивают доход и прибыль предпринимателя и в известной мере компенсируют указанные выше издержки.

Примерами отраслей хозяйства, в которых действует рынок  монополистической конкуренции, являются:

•розничная  торговля;

•производство одежды, обуви, мебели;

•крупные  предприятия сферы общественного  обслуживания, бытовой техники и других товаров широкого потребления.

2.4 Олигополии 

 

 

            Олигополиями называются модели  рынков, на которых действуют  и господствуют несколько крупных  фирм, представляющих, как правило,  отрасли добывающей и перерабатывающей  промышленности и оптовой торговли.

Причиной  образования олигополии является эффект масштаба производства, побуждающий  к слиянию отдельных фирм и концентрации производства.            Отличительными чертами этой модели рынка являются:

•небольшое  число действующих на рынке фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка;

•фирмы, представляющие отрасль, являются взаимозависимыми и находятся  в конкурентной борьбе;

•продукты, производимые фирмами, могут быть как  одинаковыми, так и значительно  дифференцированными по качеству;

•имеет  место широкое использование  барьеров или препятствий для  вступления в отрасль новых фирм»  могущих стать конкурентами. Такими существенными препятствиями, ограничивающими вступление в отрасль, являются:

— наличие  патентов и лицензий на производство и сбыт продукции и контроль над  сырьевыми ресурсами;

— своеобразие  в установлении цен на производимую и продаваемую продукцию. Это своеобразие заключается в широком использовании различных форм монополистического ценообразования: а) установление конкурентной цены: цена формируется на основе взаимодействия независимых конкурирующих фирм, входящих в состав олигополии;

б) установление цены на основе тайного сговора между  фирмами, олигополиями: цена и рынки сбыта определяются сговором, каждый олигополист назначает цену и определенный сговором объем продукции, реализуемый на рынке;

в) установление единой цены на основе цены, установленной наиболее крупной фирмой-лидером олигополистического  рынка:

лидерство в ценах является средством, при  помощи которого олигополист координирует цены, не вступая в тайный сговор. Цены устанавливаются на уровне цен, определяемых лидирующим по объемам производства конкурентом. Наиболее крупная фирма устанавливает измененную цену, а все другие следуют этому изменению;

г) формирование цены на основе принципа «издержки — плюс»: применяется  метод накидки на размер издержек производства определенного процента (издержки плюс процент), гарантирующего получение желаемой прибыли после  покрытия издержек производства и уплаты налогов;

•контроль над ценами в зависимости от форм ценообразования в условиях олигополии является ограниченными или значительными;

•широко используется неценовая конкуренция, роль которой в формировании рыночной цены весьма значительна.

Итоги экономической деятельности олигополии, как правило, высоки и похожи на аналогичные  результаты в условиях чистой монополии. 

 

3. Антимонопольное законодательство 

 

 

           Антимонопольное законодательство — законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.           

Информация о работе Конкуренция и рынок, виды конкуренции